Директор РИКЗ рассказал, как составляют и проверяют ЦТ
Тест-контроль: ошибки быть не может
— Могу с уверенностью сказать, что в стране создана уникальная система информационной безопасности. Начну с того, что на завершающей стадии формирования тестового задания с ним работает один конкретный человек, который и вносит его в общий банк данных, где оно кодируется. Вся работа идет в специальном помещении с видеонаблюдением, с ограниченным доступом, на специальных портативных станциях, которые не имеют выхода в интернет и каких–то внешних носителей. Есть и программная защита. Затем в назначенный день с участием госкомиссии формируется выборка, которая дает нам варианты тестов в виде кодов. Процесс происходит с помощью генератора случайных чисел. Скажем, из 500 вариантов госкомиссия случайным образом отбирает 10. Участники комиссии видят только шифры, у них нет возможности прочитать задания. С макетом теста опять же работает один человек в защищенной комнате с видеонаблюдением, куда никто не может зайти. Затем он же тиражирует тест, закладывает бланки в пакеты и запечатывает. Дальше эти пакеты хранятся в сейфе, откуда их в установленное время в запечатанных вализах забирает фельдъегерская служба и передает комиссии в центре тестирования. Ее представители убеждаются, что пломба целая, вскрывают вализу и проверяют целостность пакетов. А распечатывают их лишь в аудитории в момент тестирования.
— В РИКЗе ведется учет всех бланков ответов, то есть вы точно знаете, какой бланк в какую аудиторию отправился?
— Да, когда розданы бланки ответов и остались незаполненные, они гасятся. Все бланки ответов после тестирования поступают в РИКЗ опять–таки через фельдъегерскую службу, здесь они сличаются, при этом их количество должно совпасть с первоначальным. Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук. Отсканированную фотографию мы переводим в электронный вид, то есть оцифровываем. На этом этапе компьютер может что–то не распознать, поэтому проводится верификация. Тут важный момент: электронная часть разделяется компьютером на две области — регистрации и ответов. Верификатор участвует в проверке либо одной области, либо другой. Иными словами, полностью с бланком никто не работает.
— Кто может стать верификатором?
— Это сторонние люди, могут быть учителя, студенты. Они проходят серьезное обучение, и их задача — строго руководствоваться инструкцией. Хорошо, если у человека есть опыт работы на предыдущих вступительных кампаниях: будет быстрее выполнять свою задачу. При этом у верификаторов есть старшие руководители, которые контролируют процесс. И если мы видим, что кто–то пропускает погрешности, то есть заставляет компьютер снова и снова возвращаться к непонятным моментам, такого верификатора больше не приглашаем. Здесь просто задействован человеческий мозг, который помогает компьютеру правильно распознать сложные нюансы.
— Как выглядит процесс работы верификаторов?
— При проверке области регистрации идет обращение к компьютерной базе данных абитуриента. Если компьютер не распознает какую–то область, верификатор сверяет ее с фотографией области регистрации, скажем, это буква А или Д в фамилии. После этого опять компьютер проверяет, находит, что такой абитуриент действительно есть, номер паспорта совпадает. Если возникают какие–то сложности, у процесса может быть несколько стадий: после одного проверяющего смотрит другой, третий... Компьютер может возвращать, обозначать, что нужно посмотреть еще раз. Все для того, чтобы оцифрованное изображение однозначно соответствовало тому, что было записано в бланке. Когда проверена область регистрации, другие люди начинают верифицировать область ответов. Здесь опять же компьютер указывает, что в задании, где должен быть дан один ответ, обозначены два. Смотрится, что распознал компьютер и что на фотографии. К примеру, мы видим, что крестик поставлен неаккуратно и зацепил соседнюю клеточку или в ответах компьютер не смог понять, написана в слове буква П или Н. Уже на уточненное изображение компьютер накладывает шаблон правильных ответов, после чего результат попадает в базу. Это все очень сложный и длительный, но в то же время отлаженный процесс, и никаких сторонних действий, которые бы влияли на результат, быть не может.
— Иными словами, у абитуриентов нет повода для беспокойства: их ответы будут самым внимательным образом проверены, ошибки исключены?
— Совершенно верно. В силу того, что мы максимально пытаемся обеспечить защиту и информационную безопасность, система сконцентрирована в РИКЗ. Она всегда работала стопроцентно, и ни одного несовпадения с оригиналом установлено не было. Нас ведь тоже проверяют госкомиссия, компетентные органы. Выстроена система безопасности надежно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Все продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому–то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример — электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
— Еще один важный момент: в этом году для составления заданий привлекали учителей обычных общеобразовательных школ. Как отметили на заседании госкомиссии, чтобы задания соответствовали школьной программе. Не означает ли это, что тесты стали проще?
— Нет. Не только формулировки, но и сам материал должен соответствовать изложенному в учебниках. Чтобы не было таких вопросов, которые вынесены для ознакомления или не рассматривались в новых пособиях. Поэтому и привлекались практики, которые работают в школе, авторы учебников. В итоге по каждому тесту мы знаем учебник, параграф, страницу. Более того, скажем, по химии для ответов выбираются простые числа, чтобы вероятность ошибок при вычислении была минимальна. Если мы говорим о языках, то тексты должны соответствовать возрасту и лексическому опыту сдающих экзамен. Вся работа над тестами направлена на то, чтобы улучшить их качество и создать условия, которые бы максимально благоприятствовали уточнению уровня знаний абитуриента.
pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.