После обращения в «Сельскую газету» жителей Доманово были сняты болевые точки в работе аптечного пункта

Терминал по требованию

После обращения в «Сельскую газету» жителей Доманово Ивацевичского района с помощью областной и районной властей были сняты болевые точки в работе местного аптечного пункта

В минувшую среду возле амбулатории в Доманово Ивацевичского района собралось прилично людей. Сельчане пришли вступиться за свою аптеку. О ее закрытии «Сельская газета» узнала из коллективного письма в редакцию, под которым подписались 34 человека. Письмо направили в Брестский облисполком, в положенные сроки получили ответ. Суть вкратце: теперь открыт аптечный пункт, хуже с лекарствами не стало. Такой же ответ получили жители Доманово, но тем не менее пригласили прессу, говорят, не все гладко, как на бумаге. Накануне сельчане повесили объявление в агрогородке о приезде журналиста «СГ», приглашали желающих высказаться.

Что говорят домановцы?

— Товарищи, давайте не шуметь,председатель Домановского сельисполкома Сергей Козленя взялся руководить встречей. — Приехали корреспондент, представитель центральной районной аптеки и главврач центральной районной больницы. На какие вопросы хотите получить ответы?
— Верните терминал, компьютер, холодильник и по возможности закажите нам полноценного фармацевта. Хотим, чтоб было, как раньше, — сформулировала общие требования самая бойкая из сельчанок.
Подключилась вторая:

— Мы видели официальный ответ: фармацевт отказалась продлевать контракт, на пенсию ушла, но теперь работает в Бытени. Там аптека и два фармацевта, а у нас ни одного. А чем Доманово хуже? Мы не самый маленький по числу жителей агрогородок в районе. Железная дорога рядом, но ехать за таблеткой в Ивацевичи не хотим!

Открыт аптечный пункт, собрание местных жителей.

Остальные в знак согласия зашумели. 

— Скажу от имени колхозников. Зарплату получаем на карту «Белагропромбанка». Раньше в аптеку пришел и купил по карточке, а теперь только за наличку. На почте деньги есть не всегда, в кассе «Беларусбанка» за снятие наличных берут проценты, да и банк работает не каждый день, — сетует работница СПУ «Доманово» УП «Брестоблгаз».

— Чеки в аптечном пункте только от руки, пока выпишет — время. Соцработники покупают таблетки, им отчитаться надо перед бабушками, а ждать некогда, — подхватила скромно женщина по соседству. Свой аргумент привела еще одна сельчанка:

— Если лекарства нет в Доманово, провизор смотрела по компьютеру, где есть. Едешь в Ивацевичи или просишь кого купить, знаешь, где точно будет. Аптечный пункт без компьютера, а смартфоны есть не у всех.


— Тамаре Цыбульской, которая теперь продает медикаменты, доверяем, 20 лет на скорой работала. Но она помощник врача в нашей амбулатории, а на нее повесили еще и продажу лекарств. Это нагрузка для человека в возрасте. Положит трудовую на стол — и останемся мы без медработника и без лекарств! Доплачивайте ей хорошо, — высказала беспокойство еще одна жительница Доманово.

— Вчера пришла, а Тома уехала в Ивацевичи, аптечный пункт закрыт. Пришлось идти еще раз после обеда. Я немолодая, хорошо еще, что близко живу. А кто за три километра?! — поддержала разговор еще одна сельчанка.


— Заболел ребенок, в аптечном пункте нет элементарного амокса, линекса и люголя. Заведующая центральной районной аптекой спрашивает, почему ей не сообщаем, но разве это наша работа? Заболел — некогда отношения выяснять, нет лекарства на месте, сел на электричку — и в Ивацевичи, в аптеку. Разве это дело? — недоумевает сельчанин.

Так почему закрылась аптека?

В Домановский сельсовет входит само Доманово, деревни Вишневка, Добринево и Коханово. Всего примерно 1500 человек, из них 900 трудоспособных, 350 пенсионеров и 250 детей. Разговоры о закрытии аптеки и об открытии пункта продажи медикаментов ходили, но сельчане рассуждали — поживем, увидим. Заведующая Ивацевичской центральной районной аптекой Наталья Азарко приезжала в Доманово пояснить сельчанам, почему идут на закрытие аптеки, но на собрание никто не пришел. Разъяснила теперь:

— В аптечном пункте продавать лекарства может медработник из вашей амбулатории, а аптеке положен исключительно провизор. Но его нет. Елена Павловна четыре раза в неделю ездила к вам за девять километров из Бытени на попутках. Весной переболела ковидом и сказала: «Ухожу на пенсию, больше ездить не хочу». Уговорила ее поработать хотя бы на месте, в Бытени. Так что на нее обид не держите.


— Почему не заказали заранее специалиста? 

— В отделе кадров Брестского РУП «Фармация» наизусть знают, кто нам нужен. Каждый год подаем заявку, но… В этом запрашивали шесть молодых специалистов, приехали трое — провизор-целевик с пятилетней отработкой и два фармацевта с двухлетней. Но где гарантия, что, отработав, останутся? Взять аптеку в Святой Воле. Молодой специалист год из трех положенных отработала, выкупила диплом и уехала в город. И теперь туда из Телехан за 12 километров на попутках ездит провизор, которой 76 лет!

Слово взял главврач Ивацевичской ЦРБ Василий Юзефович:

— Кадров не хватает даже в городе, в сельской местности вопрос особо острый. Домановцы, где работают ваши дети?

— В городе, — откликнулся кто-то.

— Видите, вы сами все знаете... 1 августа я радовался: приехала молодежь, и у меня были закрыты вакансии даже на селе. Но за полгода две девушки вышли замуж и перераспределились. А вот новая тенденция — пятеро выкупили дипломы и уехали. Проблему села, где ждут молодого, толкового врача или провизора, поднимать надо не здесь, а на уровне области, где аккумулируются средства на строительство арендного жилья. Чтобы приехал молодой образованный человек и жил не в «бабушатнике» с туалетом на улице, а в нормальных условиях. И продумывать контракты для молодежи, чтобы мотивировали работать в сельской местности.

Какие плюсы?

Собрание длилось больше получаса. Ответственная за аптечную сеть района Наталья Азарко аргументировала, почему сегодня аптечный пункт для Доманово — оптимальный вариант. Люди внимательно слушали. Во-первых, если вернуть аптеку, то работать она будет всего два с половиной дня в неделю, а не пять дней с 8 до 17 часов, как аптечный пункт. Наталья Азарко предложила: «Закрою одно «окошко» в районной аптеке и буду ездить к вам». Сельчане загудели: два с половиной дня не вариант. Да и помощник врача Тамара Цыбульская, которая продает лекарства, говорит, что местные привыкли: 


— Если в аптечном пункте свет горит, а дверь закрыта, поднимутся в мой кабинет на второй этаж и позовут. А если света нет, значит, я на выезде, подождут или позвонят на мобильный уточнить, когда буду. Но обычно я в аптечном пункте, беру свою документацию и работаю здесь.

— Кроме того, как и было в аптеке, Тамара Цыбульская отпускают лекарства по льготным и бесплатным рецептам, что есть далеко не в каждом пункте реализации медпрепаратов, — подчеркнула Азарко.

Во-вторых, волновало, не оскудеют ли аптечные полки со временем.


— Этого не будет никогда. В минимальном перечне для аптечных пунктов 44 наименования. Но даже в том, где совсем мало жителей, например, Майске, 240 позиций. В Доманово в аптеке было 702 наименования, а сейчас 822. Разве стало хуже? В декабре Тамара Цыбульская получала товары десять раз. Сформировала заявку и забросила по электронной почте. Каждый будний день машина ЦРБ из амбулатории везет анализы в райцентр, заехала в центральную аптеку и вернулась с заказом. Да и аптечная машина ездит, может в течение 2—3 часов доставить в Доманово любой препарат, — заверила Наталья Азарко и оставила сельчанам номер своего мобильного . — К тому же Тамара Цыбульская мотивирована поддерживать хороший ассортимент, ее заработок напрямую зависит от выручки. А выручка в декабре такая же, как была в аптеке месяцами раньше.

Еще Наталья Азарко рассказала о скидках, которые получили жители Доманово и ближайших деревень с открытием аптечного пунк­та. Аптека давала их только держателям карт «для медобслуживания», банковской карты «моцная» и жителям пенсионного возраста, инвалидам, многодетным семьям и детям до 3-лет. А в аптечном пункте такие скидки получили абсолютно все сельчане, пять процентов на белорусские и два — на импортные препараты, к тому же на 50 социально значимых товаров фармация снизила для сельчан цену на десять процентов.

Требования услышаны?

Компромисс на нашей встрече нашли. Договорились оставить аптечный пункт, но дооснастить его, как того требовали сельчане. Наутро в нем появился компактный холодильник для продажи ампул, свечей и прочего, что требует специальных условий хранения. Наталья Азарко сбросила в редакцию фотографию — обещанное выполнили.

Нет того же антибиотика на месте, куда ехать? Тамара Цыбульская со своего смартфона поможет сельчанам найти ближайшую аптеку или пункт, где он в наличии, на сайте Брестского РУП «Фармация» или партнерах предприятия tabletka.by, 103.by.

Но ключевое требование домановцев — терминал. Нужен ли он? В основном местным жителям зарплата, пенсия, пособие приходит на карту «Беларусбанка». И тут проблем нет: банк и аптечный пункт в одном здании, снял наличку (кроме четверга) и купил таблетки. Но в местном сельхозпредприятии работают более 200 человек и зарплату получают на карту «Белагропромбанка». И без терминала в аптечном пункте они как в западне. Чтобы снять наличные в кассе «Беларусбанка» и срочно купить таблетку, люди платят двойную комиссию. 2,5 процента от суммы берет «Беларусбанк» и три процента, это как минимум 5,5 рубля, «Белагропромбанк». Снимаешь 20 рублей, а на руки получаешь 12. К тому же с установкой терминала люди будут получать чеки.

На чем остановились? Председатель Ивацевичского райисполкома Александр Грицук (его инициативу поддержали в Брестском облисполкоме) взял ситуацию под личный контроль и заверил: терминал в аптечном пункте появится в ближайшее время. 

Так что домановцев услышали.


КОММЕНТАРИЙ

Генеральный директор Брестского РУП «Фармация» Елена ЛОМЕКО:

— Когда аптека в населенном пункте закрывается, даже временно, конечно, у жителей это вызывает беспокойство. Поэтому в первую очередь прорабатываем вопрос, чтобы люди были обеспечены лекарствами любым возможным способом в рамках законодательства. Так, если в сельском населенном пункте нет аптеки, то можно организовать продажу лекарств медицинским работником ФАПа, амбулатории. Такие аптечные пункты работают в более чем 470 населенных пунктах области. И во многих, как Доманово, ассортимент и объем реализации не хуже, чем в сельских аптеках. Практически у всех центральных районных аптек есть собственный транспорт и возможность оперативно доставлять лекарства в сельскую местность. В аптечных пунктах разрешается продавать товары за наличные деньги без кассовых аппаратов. При этом оплата банковской карточкой возможна, и платежный терминал в Доманово уже заказан.

Не скрою, обеспечить сельские аптеки специалистами с фармобразованием становится все проблематичнее. Как мы заинтересовываем своих сотрудников? При заключении контракта преду­смотрено повышение оклада, также по коллективному договору в полном объе­ме возмещаем оплату проезда, если место жительства не совпадает с местом работы, молодым специалистам частично компенсируем оплату проживания.

С учениками школ, лицеев, гимназий мы проводим профориентационную работу. Беседуем со студентами профильных вузов и колледжей, с практикантами и интернами, используем наставничество для передачи опыта. Ежегодно формируем и подаем заявку в два профильных вуза и три колледжа, которые готовят фармацевтических специалистов. К сожалению, в 2021-м к нам приехало на 25 процентов меньше специалистов, чем требовалось. В этом году подали заявку на 57 фармацевтов и провизоров. Многие из выпускников сейчас придут на практику в наши аптеки, приложим максимум усилий, чтобы они захотели вернуться на первое место работы. 

В ТЕМУ

В Брестской области работают 272 государственные аптеки (из них 76 в сельской местности) и 478 аптечных пунк­тов. Всего же в на Брестчине чуть более 540 аптек. Частные аптеки не стремятся в сельскую местность, только несколько таких аптек работают там — в Ольшанах Столинского района и Мотоли Ивановского района, где платежеспособное население.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter