Что отражают счета за коммунальные услуги?
Парадокс современности. Человечество смогло создать единую информационную систему — интернет, объединив в нее миллиарды компьютеров, но единой схемы организации ЖКХ и оплаты его услуг придумать не в состоянии. В разных странах система предоставления населению “коммуналки” формируется по-своему — под влиянием климатических условий, уровня жизни населения, традиций и прочих факторов. Однако общий элемент при этом все же имеется. Стоимость услуг ЖКХ — один из самых чувствительных индикаторов социального благополучия, поэтому внимание к ним всегда повышенное.
Тема оплаты услуг затрагивается и Декретом № 1 “О содействии занятости населения”, который вступит в полную силу с 1 января 2019 года. Речь, в частности, о сфере ЖКХ. Во-первых, она серьезное подспорье для решения проблем трудоустройства по всей стране. А во-вторых, потому, что именно коммунальные услуги рассматриваются как серьезный элемент преодоления социального иждивенчества в нашей стране. И как фактор социальной стабильности в целом.
По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли, население нашей страны в 2016 году возмещало 60,7 процента затрат по всему комплексу ЖКУ. В 2017-м — 69,7 процента, а по итогам года нынешнего прогнозируется выйти на уровень 76,3 процента. Остальное доплачивается из госбюджета. Например, в этом году на субсидирование ЖКУ планируется потратить 549,9 миллиона рублей. При этом на безналичные жилищные субсидии будет выделено 11,2 миллиона — в 2,2 раза больше, чем год назад.
Государственная помощь в той или иной степени существует во множестве стран. Например, жители ОАЭ за свет и воду не платят вообще — эти расходы компенсируются за счет казны. Впрочем, есть нюанс: пользуются такой привилегией лишь местные жители — пятая часть этого девятимиллионного государства. Иными словами, в Эмиратах государство обеспечивает своим гражданам льготы и привилегии за счет приезжих иностранцев. Невелика стоимость ЖКУ и в Исландии: природная чистая вода там не нуждается в очистке или хлорировании, а тепло берется в основном из геотермальных источников. В Австралии же пресной воды не хватает, многие потребители оборудуют в своем жилище систему сбора дождевых вод. И платят по 150—200 долларов в месяц только за доступ к источникам воды (потребленные кубометры оплачиваются отдельно). В Бразилии “кусается” электроэнергия — до 2 долларов за киловатт.
В нашей стране население оплачивает около 85 процентов себестоимости электроэнергии и до 20 процентов — тепловой энергии. Международный валютный фонд не первый год рекомендует отказаться от подобной практики и выйти на полное возмещение населением затрат на оказание ЖКУ. Однако руководство страны подобные предложения считает неприемлемыми. Профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин, как и миллионы наших сограждан, такую позицию целиком разделяет:
— У нас традиционно сложилась система, в соответствии с которой государство обеспечивает своих граждан светом и теплом. И это априори, как данность. Переламывать такую ситуацию — в угоду МВФ или кому бы то ни было — совершенно не стоит. Выигрыш на 5 копеек, а вот ущерб для населения — и финансовый, и психологический — будет нанесен просто колоссальный.
Эксперт не исключает, что в основе подобных заявлений МВФ лежит даже не официальная позиция всего фонда:
— Вполне возможно, что это лишь инерционное мышление его экспертов, шаблонная позиция, не изменявшаяся уже много лет — с тех времен, когда население оплачивало процентов пять стоимости ЖКУ, не больше. Такие рекомендации надо учитывать, но их реализация — дело далеко не сегодняшнего дня. Во-первых, потому что кардинальные изменения предлагаются в чрезвычайно чувствительной для общества сфере.
А во-вторых, потому что у нашей экономики и без того имеется немало резервов для развития. Уже сегодня наша страна обеспечена энергией, а с вводом АЭС и вовсе будет ее переизбыток. Думаю, в сфере регулирования сферы ЖКХ и оплаты ее услуг мы сами найдем нужные решения — те, которые более всего соответствуют специфике нашей экономики и менталитету наших людей.
Относительно повышенных тарифов за ЖКУ пока известно другое. До 1 апреля Правительство определит перечень субсидируемых государством услуг — для их оплаты по полной стоимости трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике. Эти суммы с таких граждан начнут взиматься с 1 января 2019 года. По идее Министерства труда и соцзащиты, цифры, которые будут озвучены в апреле, поспособствуют выходу из тени предпринимателей. А также снижению остроты проблемы трудоустройства. Ведь субсидии, например, для ЖКХ берутся не из воздуха, а из вполне осязаемого бюджета. В его наполнении участвуют все граждане, которые официально работают и платят налоги. Перераспределяя же средства из республиканской “копилки”, государство стремится поддержать тех, кто в силу объективных причин не может вносить свой вклад в экономику. Поэтому в стране и совершенствуется система адресной помощи. А если работаешь только на себя, то и плата за некоторые услуги должна быть выше, чем у тех, кто трудится на общий результат. И это вполне соответствует понятию социальной справедливости.
osipov@sb.by
Почему рекомендации МВФ относительно тарифов ЖКУ неприемлемы для Беларуси
Текущие платежи
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.