— С января по октябрь возможность пройти обучение в Национальном детском технопарке получили 210 школьников. Существует предварительный трехуровневый отсев. Каков конкурс на зачисление в группы?
— Первыми мы открывали направления технического профиля: как известно, экономика страны нуждается в продвинутых инженерах. Конкурс сегодня составляет 4—5 человек на место. Я считаю, что это очень хороший показатель: к нам приезжают действительно талантливые и целеустремленные ребята. Конечная же наша цель — в будущем удовлетворить спрос современной экономики на энергичных молодых людей, с высоким интеллектом и творческими способностями.
— Знаю, что за небольшой период работы технопарка некоторые проекты ребят уже получили признание экспертов высокого уровня. Приведите, пожалуйста, несколько звучных примеров.
— Их немало. Вот, скажем, проект «Робот-курьер для медицинских учреждений» Марии Бань был продемонстрирован на прошедшем в столице Фестивале науки. Работа «Система мониторинга и управления объектом», выполненная Даниилом Жуком, будет представлена в ноябре в БГУИР на XI Международной научно-технической конференции «Информационные технологии и системы». Представители Национального детского технопарка участвовали в ХI Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», восемь проектов представлены на ХXVII Международной специализированной выставке «ТИБО-2021». Продолжается дистанционная индивидуальная работа над проектом «Интерактивный учебник: скелет человека» Тимофея Карвацкого. А по итогам работы Светланы Кравченко «Изготовление и утилизация биоразлагаемых чайных пакетиков» формируется пакет документов для представления в Национальный центр интеллектуальной собственности для получения патента.
— Сегодня в технопарке есть три направления на базе трех вузов, но с ноября открывается четвертое. Расскажите о нем подробнее.
— Четвертое направление — «Инженерная экология». Оно находится на стыке технических, естественных и социальных наук: акцентировано на сохранении качества окружающей среды в условиях растущего промышленного и сельскохозяйственного производства.
Инженерная экология изучает взаимодействие природы и техники, а базой для обучения школьников станет Белорусский государственный технологический университет.Как и в случае с другими направлениями, школьники, разработавшие в течение смены наиболее содержательные и перспективные проекты, получат возможность продолжить деятельность в дистанционной форме в течение трех месяцев. Кстати, после окончания курса дорога в технопарк школьникам не заказана — они могут подавать заявки повторно.
Преподаватель Мария Охтиенко проводит занятие с Андреем Шишло из Борисова.
В будущем мы планируем развивать 15 различных направлений обучения. И еще: сейчас приглашаем в технопарк школьников 9—11-х классов, но планируем знакомить с нашими возможностями ребят из седьмых или шестых классов. Скажем, в форме туров выходного дня. Это станет возможным, когда в технопарке появятся необходимые объекты инфраструктуры.
— Сейчас школьники живут и проходят обучение на базе столичных вузов. Когда ждать открытия собственного учебно-лабораторного корпуса, общежития, школы?
— Общеобразовательное учебное заведение уже есть — это средняя школа № 225 на 750 мест в минском микрорайоне «Магистр», рядом с которым разместятся и другие наши объекты. Восемь кабинетов в этой школе мы будем арендовать, думаю, что вскоре после Нового года начнем обучение. Кроме того, продолжается реконструкция одного из неиспользуемых производственных зданий БНТУ под учебно-лабораторный корпус детского технопарка. Надстраивается этаж, делаются пристройки. В этом здании разместятся 15 лабораторий — для каждого из направлений. Через дорогу появится общежитие, при котором будут работать спортивный комплекс, кафе, актовый зал на 300 мест. Строительство ведется параллельно с проектированием. Открытие планируем в конце 2022 года, чтобы с января 2023-го Национальный детский технопарк начал работать в полную силу.
nesterov@sb.by