Течение времени не умаляет вины убийц

Убийца мирных женщин и детей нисколько не раскаялся. Отбыв срок за военные преступления, вернулся в свою деревню, и односельчане, как будто и не было его черного прошлого, приветливы с ним. Неужели должна случиться беда, да не одна, чтоб у них раскрылись глаза? Чтоб осознали, чтоб вспомнили то, чего забывать никак и никогда нельзя? И беда пришла...

Не уверена, что все узнали произведение с этим сюжетом. Особенно молодые. Хотя на днях шла экранизация столь современного в наши дни романа Ивана Шамякина «Возьму твою боль». Признаться, и я 20‑летняя, впервые читая произведение, не понимала, что за боль так бередит душу главного героя, пролистывала длинные рассуждения, следя лишь за канвой повествования. И фильм Пташука сегодня посмотрела другими глазами. Резанула сцена, когда районное начальство с председателем хозяйства обсуждают колхозный сход, на котором выплеснул свои переживания главный герой. «Зачем вообще нам этот Шишка (вернувшийся с лагерей нацистский прихвостень)? Может ли человека защищать закон, который он же цинично и осмысленно попрал?» — вопрошают экранные представители власти. Эти вопросы явно будоражили советское общество.

Суды над главными карателями за страшные преступления прошли в СССР лишь в 1970 — 1980‑е, а их материалы, показания свидетелей обнародованы и вовсе в начале 2000‑х.
Ветераны войны Иван Шамякин, Михаил Савицкий, другие художники и слова, и кисти остро почувствовали, что нацизм вновь поднимает голову. 
Фильм Михаила Пташука, у которого были свои счеты с карателями, вышел в 1980‑е, но грянули 1990‑е, переворачивая с ног на голову человеческие ценности, очерняя все, что было в нашей большой державе, и обеляя то, что считалось преступным. Должна была случиться беда, чтобы мы осознали это и поставили защиту от расползающегося зла.

В августе прошлого года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, которые предусматривают недопустимость отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения производства в отношении умерших лиц, совершивших не имеющие срока давности преступления. Умершие сраму не имут, но могут быть признаны виновными.

Два года назад принят Закон «О геноциде белорусского народа».

Недавно завершился суд над хатынским карателем Катрюком. Возмездие не настигло нелюдя при жизни, он счастливо занимался пасекой в Канаде, эмигрировав туда по поддельным документам. За что получил легкий испуг: суд лишил его канадского гражданства, но через некоторое время вновь вернул. Правосудие за океаном «отмазало» палача, не приняв во внимание доводы историков‑экспертов о его участии в сожжении Хатыни и жителей белорусской деревни.

«Я не верю в полную искренность ответчика в отношении его участия в батальоне 118, — заключил судья. — Он явно не был готов полностью отвечать на вопросы, поставленные перед ним в отношении его участия в батальоне 118. Но Министерство (по делам натурализации и иммиграции) не предоставляло никаких свидетельств, кроме показаний экспертов‑историков, для подтверждения обвинения в военных преступлениях». Власти не дали разрешение и на выдачу преступника России, чем нарушили международный юридический принцип «суди или выдавай».

«Раз не осужден, значит, невиновен», — скажут потомки. Уверена: так бы и произошло. Точку в деле поставил белорусский суд. Явно не последнюю относительно причастных к геноциду.

«Зачем нам Катрюк?» — раздавались голоса и у нас в стране. Ответ очевиден — чтобы мы осознали: есть то, чего забывать и прощать нельзя.

Многих палачей Хатыни вычислили в 1970‑е, хоть они сумели, словно змея, поменять кожу. Известный факт: Васюра работал в украинском совхозе заместителем директора и числился ветераном. Осмелел настолько, что на сорокалетие Победы стал хлопотать об ордене! Чем накликал разоблачение: в архивных документах на него обнаружились нестыковки с придуманной биографией. Его вновь судили, доказали убийство в различных карательных операциях 360 мирных жителей и приговорили к расстрелу. Нельзя без боли читать свидетельские показания о творимых им зверствах: «...Крики горевших и задыхающихся от дыма людей были страшные. Их невозможно было слышать. От них становилось жутко».

Многие изверги концлагерей, карательных отрядов так и доживали свои дни, укрывшись за старостью и буржуазной благопристойностью. Их возраст и инвалидные коляски — оберег от процессов против них. Но глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, собирающего по всему миру данные о проживающих нацистских преступниках, Эфраим Зурофф непреклонен: «Течение времени никоим образом не умаляет вины убийц».

Завтра 81‑я годовщина хатынской трагедии. Звонят колокола о безжалостно замученных и сожженных заживо деревенских жителях. Звонят, чтобы пробудить нашу память.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter