Равшана Куркова — журналист, Константин Крюков — геммолог, Юлия Снигирь — учитель английского, Оксана Акиньшина и вовсе получила только школьное образование. Как выясняется, диплом театрального — совсем необязательная составляющая успешной карьеры. Ведь знаменитости тоже начинали с малого — массовки, скромных эпизодов. «А мы чем хуже?!» — сказали себе наши герои и пошли сниматься в кино. О своем пути, закулисье съемочного процесса и заработках актеры из народа рассказали откровенно. А еще раскрыли секрет, так ли сладок на самом деле глянцевый мир, где хотя бы раз в жизни мечтал оказаться каждый.
Александр Слимко: «Для кино стандартная ситуация, когда выходишь из дома в семь утра, а возвращаешься к полуночи»
Вопреки стереотипам о людях искусства, с актерством Александр Слимко себя долго не ассоциировал. Школьные концерты и кружки с художественной направленностью не привлекали от слова совсем. Для жизни выбрал чисто мужскую профессию — окончил автомеханический колледж, поступил в БНТУ. Но диплом инженера‑механика не стал пределом мечтаний — захотелось творчества, и в один прекрасный момент в его жизнь ворвался театр. При филфаке БГУ и сейчас действует та самая театр‑студия. Играл в ней пять лет.
— О техническом образовании не жалею, параллельно с новым хобби всегда работал по специальности. За все время побывал слесарем, инженером‑конструктором автобусного завода, разрабатывал технику в частной компании, работал инженером по тестированию ПО. Словом, перепробовал все, что только можно, в своей сфере. При этом практически всегда параллельно шло творчество.
Дальше из театрального мира плавно перешел в кино. После небольшого кастинга сыграть мини‑сцену в студенческом фильме позвали выпускники питерского театрального вуза. По сюжету нужно было изображать брутального парня с сигаретой в зубах, и хоть в жизни Александр не курит, но ради роли смело пошел на авантюру.
Первые съемки затянули. За все время Александр поучаствовал почти в 30 киноработах. Плюс реклама. В итоге около 50. Самыми тяжелыми выдались смены в военных проектах. Проводят их за пределами Минска. Чаще всего актеры выезжают в «Смолевуд», что в 40 километрах от столицы. Есть и более дальние точки, куда приходится добираться 3 — 4 часа. И это не все сложности.
— Начнем с того, что смена в кино длится 12 часов. Это без учета времени на дорогу к съемочной площадке. Поэтому совершенно стандартная ситуация, когда выходишь из дома в семь утра, а возвращаешься к полуночи. Еще один минус: если актеров массовки много, подобрать одежду и обувь по размеру практически нереально. Летом в форме может быть жарко, зимой — холодно, сапоги натирают. Плюс носишь с собой тяжелое оружие. С ним приходится прыгать в окопы, драться. Это реальность, от которой не уйти, так что начинающие актеры должны быть морально готовы.
Не страшно? Ну, окей. А как насчет того, что покидать съемочную площадку ни в коем случае нельзя? Да‑да, актеры немного Хатико. Приходится ждать своей сцены и по пять, и по десять часов. И, естественно, массовку не кормят, потому иметь с собой перекус — жизненная необходимость. Платят тоже негусто — чаще всего это 30 — 40 рублей за смену.
Адская работенка, скажете вы. И будете правы. Но ведь зачем‑то артисты терпят все эти неудобства.
— Для меня кино — возможность получить приятные эмоции, прожить сотни жизней. Это отдельный мир, где сегодня ты партизан, завтра — бармен, послезавтра — репортер. Ни в какой другой профессии так не бывает. За все время побывал игроманом, болельщиком, фельдшером скорой, полицаем... Каждая роль для меня — маленький кирпичик, из которого в дальнейшем складывается мастерство, а перспективы в этой профессии бесконечные.
Не секрет, на съемочной площадке артисты сталкиваются с казусами. Не всегда приятными, иногда забавными. Так, сцена отправления солдат на фронт в одном из проектов запомнилась Александру особенно. По сценарию служивые рассаживались в полуторку с открывающимися бортами — так вот, они в момент движения транспорта случайно распахнулись. Что было дальше, и так понятно: актеры кубарем скатились вниз. Благо грузовик ехал по бездорожью — и падение в песок не оставило травм. На этом невезению впору бы закончиться, но нет.
— Через час меня подозвала костюмер: штаны, дескать, сзади порвались по швам. В кадре этого видно не было, но мысль о том, сколько времени провел в неловком положении, заставила волноваться, — улыбается Александр.
Снимаясь в фильмах, удается познакомиться с известными актерами. Приятный бонус, так сказать. Одна из самых запоминающихся встреч — с российской актрисой Любовью Толкалиной, с которой Александр Слимко играл в эпизоде детектива «Зло». Ему досталась роль официанта. Пользуясь случаем, решился попросить звезду о фото, хотя так делает не всегда, стараясь не докучать знаменитостям: съемки отнимают много сил. А еще в промежутках между дублями артисты могут продумывать следующую сцену — мешать им в этом случае нельзя.
— Попросил Любовь Толкалину о фото, ни на что особенно не рассчитывая. «Ну, откажет и откажет», — подумал я. Но она согласилась. Единственное — сказала подойти позже, чтобы хоть немного выдохнуть. Как сейчас помню: скромно прилегла на небольшой диванчик в углу, закрыв глаза. Когда сделали перестановку оборудования и ей нужно было выходить на площадку, вспомнила обо мне сама. Тогда и сделали совместный кадр. Пару снимков есть и с российским актером Яном Цапником. Столкнулись с ним на съемках комедий «Вредная привычка» и «Капитан Крюк». Отличный актер и очень позитивный человек!
Роман Курцын, Лянка Грыу, Кирилл Кяро — актеры, с которыми Александр Слимко столкнулся на съемочной площадке. Хотя сниматься нравится не только в кино — у собеседника приличное количество ролей в рекламе. Засветился в роликах мобильных операторов, сетей магазинов «Евроопт», «Гиппо» и «Санта», букмекерской конторы, онлайн‑лотереи... Актера часто приглашают в документальные фильмы про войну, которые снимает белорусское телевидение. Так, за последний год сыграл секретаря комсомольской ячейки, советского радиста Гудкова, партизана Бумажкова.
Тем, кто тоже хотел бы проявить себя в творчестве, Александр рекомендует искать группы по набору актеров массовки в соцсетях. Такие есть в Telegram, Instagram, ВКонтакте. Достаточно отслеживать свежие вакансии, отвечать на предложения, которые там публикуют, — и вуаля, уже на следующий день можно попасть на желаемый проект. Но это для массовки. Получить эпизод (мини‑роль со словами или просто ту, где героя несколько секунд показывают крупным планом. — Прим. ред.) значительно сложнее: нужен хотя бы минимальный опыт.
В теплое время года проектов больше, поэтому сейчас самая горячая пора для поиска вакансий. Надеяться на большой заработок в кино, как выяснили, не стоит, а вот за съемку в рекламе при удачном стечении обстоятельств можно получить от 200 рублей. Чем не подработка? Единственное условие — заказчики обычно предлагают подписать контракт, по которому в течение года актер не имеет права появляться в рекламе конкурентов. Но это касается только тех, кто снялся в главной и второстепенной ролях или эпизоде. Для массовки подобных ограничений нет.
Сейчас Александр Слимко воспринимает съемки в фильмах как хобби, но кто знает, не превратится ли такое увлечение в дело жизни. В прошлом году окончил актерские курсы — пригодятся.
— Не загадываю, как сложится мой путь в кинематографе. Если получится достигнуть большего, почему бы и нет? Главное — совершенствоваться в том, что делаю. Кино — это магия, которая нивелирует потраченное время, нервы, любые неудобства. Хочется узнать, что приготовила судьба. Уверен, впереди много интересного, а потому просто иду вперед.
Алла Шикович: «Сыграла сельчанку, заядлую дачницу и даму из прошлого — теперь хочу в военный фильм»
В кино Алла Шикович пока новичок. Но тоже не из робкого десятка. Репетитор английского языка в один прекрасный момент решила, что в жизни не хватает драйва. Cпонтанно откликнулась на объявление в Telegram‑канале. За окном стоял ноябрь 2023‑го. Спустя месяц, 28 декабря, оказалась на съемочной площадке проекта «Женщины Страны Советов» от канала «Беларусь 1»:
— Символично, что первый в жизни съемочный день для документального сериала случился в Международный день кино. Всего в цикле 16 серий. Я появляюсь в трех. Это массовые сцены, где такие же непрофессиональные актеры играют деревенских жителей. Весь процесс проходил на натурной площадке «Беларусьфильма», где воссоздан сельский антураж. В другой сцене изображала зрительницу спектакля, где по сценарию блистает Стефания Станюта.
Начинающая актриса успела поучаствовать в выпусках программы «Здоровье» для одного из белорусских телеканалов. Здесь играть персонажа уже никто не требовал. А вот задать вопрос из зала эксперту в студии — да. Алла вспоминает, даже немного волновалась, но заранее выучила вопрос, и все прошло как надо. Хотя съемки в студии имеют свои нюансы, о которых не подозревала:
— Массовке нельзя вставать, ходить, под софитами в павильоне очень жарко, хочется пить, но правила есть правила. Зрители должны дождаться окончания выпуска. Только потом на несколько минут разрешается выйти — попить воды и причесаться. Дальше — запись следующей программы. Еще сложнее ведущим. Кроме многочасового стояния или сидения в кресле, когда немеют ноги, им приходится еще и произносить реплики, поддерживать разговор с экспертами на серьезные темы и, как и зрителям, изнемогать от жары.
В копилке телеработ Аллы есть также роль на сопротивление. В одном из проектов, где рассматривают судебные дела, сыграла заядлую дачницу, по совместительству жуткую скандалистку.
— Выпуск выйдет в сентябре, поэтому нахожусь в предвкушении — удалось ли воплотить все, как задумала? По сценарию моя героиня судилась с фирмой, которая продала ей некачественные семена. Сценарий мне выслали за две недели до съемок — девять листов, семь из них мои реплики. Выучила их идеально, но сложности все равно были. Так, у меня почему‑то никак не получалось выговорить слово «всходы». Вместо него вырывалось «вздохи». И так три раза подряд. Хотя в целом все прошло хорошо. За два часа до съемок с нами репетировал режиссер, разобрали все нюансы, что сказалось на скорости съемки. На все про все ушло часа два.
Единственная идея, которую Алла пока не реализовала, связана с военным кино. Возникла не просто так — по зову души. Семейная история, связанная с Великой Отечественной, тоже имеется:
— Мои дедушка с бабушкой познакомились на фронте. У них красивейшая история любви, прожили вместе всю жизнь, поэтому хотела бы в будущем оказаться в массовке военного фильма. Это дань памяти родным. Основную профессию для этого, конечно, менять не собираюсь, но с удовольствием сыграла бы новую роль. Тем более в детстве, как и многие девочки, мечтала стать актрисой. А еще поняла простую вещь — о себе нужно заявлять ярко. Хочешь — обязательно получится!