От творческого разнообразия к душевной гармонии предложили двигаться организаторы 22-го Международного театрального фестиваля «Белая вежа».
За долгое время своего существования праздник театра в Бресте не изменил свой формат. Все та же яркая палитра форм и жанров. На фестивале широко представлено драматическое, кукольное, пластическое искусство, музыкальные, уличные спектакли и обязательно какой-нибудь шокирующий эксперимент.
Как всегда, впечатляющий охват стран. В этом году зрители увидели 27 спектаклей из 14 государств. В целом за эти годы в Бресте могли познакомиться с национальной театральной культурой 60 стран мира. Бывали даже почти незнакомые нашей театральной публике экзотические спектакли из Монголии и Венесуэлы. Но, конечно же, постоянными участниками фестиваля являются коллективы из Беларуси, России, Литвы, Украины. Географическую картину поддерживают Латвия, Молдова, Грузия, Венгрия, Казахстан. Сейчас до Бреста добрались Финляндия и Эстония.
Современное глобальное стремление к экономии сказалось и на празднике «Белая вежа» этого года. По финансовым соображениям директор фестиваля Александр Козак не смог пригласить некоторые очень хорошие и очень дорогие спектакли. Однако практика творческого разнообразия все же сложилась. Как верно заметили зрители, они хотя и готовы простить любые огрехи и недостатки за бесценные часы беззаботного веселья, все же им интересны остросоциальные драмы молодых драматургов и малоизвестных режиссеров. Именно это — то новое, что будет характеризовать театр завтрашнего дня и впечатлять новыми формами и смысловыми открытиями. По большому счету, посмотрев любой спектакль, зритель должен понять, что для человека хорошо, а что плохо. Но в театре, как и в жизни, добро и зло часто меняются местами. Хотя в славянской традиции уже с XVIII века принято рассматривать театр как учреждение нравственное, просветительское, преобразующее душу. Сегодня это случается далеко не всегда, но по-прежнему в театральном творчестве фигурируют главные темы — что есть судьба, высшие силы, любовь.
Из 27 спектаклей международная бригада критиков отдала свои симпатии работам «Скрипка Ротшильда», «Опиум», «Иванов», «Боб знает», «Золотой век», «Ангелы Достоевского», «Дорожка моя», «Синяя-синяя». Все они были отмечены дипломами, а представляли Россию, Литву, Эстонию, Беларусь.
Примечательно, что в программу 2017 года попали 7 наших спектаклей. Четыре из них («Опиум», «Золотой век», «Дорожка моя», «Синяя-синяя») были названы лучшими. Это спектакль малой формы, уличный и два монопроизведения. В какой-то мере триумф нашего театра. Что привлекает в лучших из лучших? Прежде всего высокий профессионализм, определение болевых точек нашей жизни, коммуникация сцены со зрительскими ожиданиями и явные признаки театрального искусства завтрашнего дня. Например, минский пластический театр «ИнЖест» для всех желающих на главной площади города совершенно бесплатно показал красивое представление в стиле барокко — красивую сказку «Золотой век» с красивыми костюмами, пиротехническими эффектами. Артисты работали на ходулях немыслимой высоты под музыку, созданную при дворе Людовика XIV. Без слов, но с юмором и выразительностью тел, что позволило получить заряд радости в конце трудного рабочего дня.
Спектакль в другой форме и исполнении — российская «Скрипка Ротшильда» — заставил страдать, сопереживать, обдумывать собственную жизнь, включая отношение мужчины к женщине. Лауреат многочисленных премий, участник десятков фестивалей, проехавший по всему миру, этот спектакль повествует о простых вещах: человек не хочет умирать, он хочет жить, любить и быть любимым. Работа москвичей, сделанная в 2004 году, не потускнела и сохранила свой единственный звездный состав актеров. На первом плане народные артисты России Валерий Баринов и Игорь Ясулович, у которых с нашей страной есть родственные корни. Немудрено, что спектакль — шедевр, немеркнущий памятник мастерству — был назван лучшим спектаклем «Белай вежы-2017».
Народные артисты России Валерий БАРИНОВ и Игорь ЯСУЛОВИЧ в спектакле «Скрипка Ротшильда».
Разумеется, не всегда отношения спектакля и публики были такими радостными и взаимными. Например, мощь и глубинные ощущения человека, потерявшего надежду, из литовского спектакля «Иванов» зрители не выдержали и стали массово покидать зал. И, наоборот, ломились на спорное и шокирующее психоделическое действо из Санкт-Петербурга «Билли Миллиган», которое шло четыре с половиной часа и повествовало о пациентах психбольницы. Пьеса Виталия Королева «Опиум» минского Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» вызвала такой ажиотаж, что потребовался дополнительный показ спектакля. Иван Кирчук, лидер музыкальной группы «Троица», работающий с белорусским фольклором, потрясал знанием ритуалов, народных инструментов и бережным отношением к памяти предков.
Актриса из Финляндии могла исказить и испортить представление публики о романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Зато замечательная актриса из Литвы Бируте Мар в таком же жанре моноспектакля «Ангелы Достоевского» передала всю пронзительность и нравственную глубину произведений этого писателя.
Девять дней вокруг большой и малой сцен Брестского академического театра драмы, в его конференц-зале и фойе кипели споры, страсти и создавалась особая атмосфера прекрасного искусства, которое может дать крылья и поднять к небу, а может заставить опустить голову и толкнуть в преисподнюю. Возможно, для того и нужны такие праздники людям, чтобы ворочать тяжелый песок мыслей о том, что есть моя жизнь.
Татьяна ОРЛОВА
Театральный фестиваль «Белая вежа» глазами критика
Театральная игра на поле Бреста
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.