Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как объяснить задумку режиссеру и нужно ли уметь рисовать? Екатерина Шиманович отвечает на 10 наивных вопросов о работе художника-сценографа

Театр кройки и шитья

Найти дело всей жизни никогда не поздно. Потому что любая профессия начинается с людей – знания приходят следом. В новой рубрике «А что, если ты…» мы задаем наивные вопросы представителям необычных профессий и получаем на них умные, неожиданные и очень честные ответы. А наш пошаговый гид – специально для тех, кто только-только планирует освоить новые специальности и направления.

Как объяснить задумку режиссеру, где брать реквизит и нужно ли уметь рисовать? На десять вопросов о работе художника-сценографа отвечает Екатерина Шиманович – штатный художник Большого театра оперы и балета Беларуси.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»

1. Итак, хочу стать художником-сценографом. С чего начать?

Екатерина Шиманович
Фото Евгения Ерчака
– Пойти учиться. Я, например, два года назад окончила академию искусств (курс народного художника Бориса Герлована). В Минске это единственный вариант, причем набор на сценографию проходит раз в шесть лет. Мне очень повезло: в 2012-м, когда я оканчивала колледж искусств имени И. Ахремчика, в академию искусств как раз набирали будущих сценографов. Конечно, можно всему научиться самостоятельно, в истории были такие примеры. Но я все же считаю, что именно классическое образование даст базовые знания и представление о том, чем будешь заниматься.

2. Обязательно уметь рисовать?

– Думаю, да. Вне зависимости от специальности – театр или кино – ты в первую очередь художник. Когда рисуешь, формируется другой, художественный взгляд на вещи. Кроме того, в общении с режиссером иногда проще выразить идею на бумаге, чем объяснять ее словами.

3. А нужно мастерить что-то руками: клеить, шить, строгать?

– Технологии идут вперед, и на данный момент это необязательно. Но мне кажется, что в сделанных вручную макетах есть душа. Да и ты сам в процессе его изготовления можешь изменить свой взгляд, найти какой-то интересный прием. Я делаю макеты сама.

4. Чем сценограф принципиально отличается от художника?

– Работой в театре. А самое главное: как сценограф, ты придумываешь свой маленький мир, а потом он вдруг оживает, и его уже можно потрогать руками. Все, что было у тебя в голове, спустя время становится реальностью.

5. Окей, допустим, работа уже есть. Режиссер приносит пьесу. Она должна нравиться художнику?

– Конечно. Если пьеса не нравится или не близка по духу, лучше отказаться.

6. Как придумать целый новый мир?

– Сначала читаешь пьесу. И уже на этом этапе появляются ассоциации, как это может выглядеть на сцене. Бывает, материал вдохновляет сразу. Или, наоборот, к нему нужно присмотреться. Потом описываешь концепцию режиссеру, рассказываешь, как и почему возникли такие мысли и идеи. Режиссер же объясняет свои задачи. И уже вместе вы приходите к общему решению.

7. Кто главнее: режиссер или сценограф?

– Спектакль – это всегда диалог. У нас разные задачи. Как правило, режиссер не навязывает своего видения в изобразительном решении спектакля. Работа идет в тандеме.

Сцена из спектакля «Радзіва «Прудок»

8. Где сценограф берет все те странные штуки, которые потом используются в спектаклях?

– Мне кажется, театр – это как раз то самое место, где можно использовать любые странные вещи, если они подходят под концепцию спектакля. Я открыта ко всему новому, нет такого реквизита, который казался бы мне странным… А где берем? Государственные театры работают по системе безналичного расчета, поэтому у художника-сценографа нет возможности искать реквизит и костюмы в «секондах» или на блошиных рынках. Другое дело, частные проекты или перформансы. Тогда можно что-то купить на «Поле чудес» в Ждановичах или на «Куфаре». Когда придумываешь декорации и костюмы, сразу представляешь не только то, что это будет, но и из чего вещь должна быть сделана. Так проще потом найти необходимые ткани и материалы. Для спектакля «Кароль Лір» в Купаловском театре платья для сестер сшиты из красной экокожи – я очень долго искала ткань нужного цвета и фактуры. В этом смысле я перфекционист.

9. Есть ли мода в сценографии?

– Такого, чтобы в этом сезоне все театры мира делали желтые декорации, а в следующем синие, нет. Но определенные тенденции, конечно, прослеживаются. Сейчас, например, это минимализм с акцентом на современность.

Сцена из спектакля «Увидеть розового слона»

10. Какой карьерный рост у художника-сценографа?

– Хороший вопрос. Человек, который идет учиться на сценографа, должен понимать, что он потом будет работать в театре. А театр нужно любить и чувствовать его специфику. Ну а карьерный рост заключается скорее в том, что ты постоянно совершенствуешься. Можешь поработать с интересными режиссерами, оформить больше спектаклей, в том числе за рубежом.

СПРАВКА «ЗН»

Екатерина Шиманович – художник-сценограф. В 2012-м окончила гимназию-колледж имени И. Ахремчика, в том же году поступила в Белорусскую государственную академию искусств. Получила диплом в 2018-м. Успела оформить пять постановок в Купаловском театре, а также детскую оперу «Кошкин дом» в Большом театре Беларуси, психоделический спектакль «Увидеть розового слона» театральной компании HomoCosmos и сказку «Маленький Мук» для Русского театра кукол в Таллине.

leonovich@sb.by

Фото из личного архива Екатерины Шиманович и театра имени Янки Купалы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter