Российской Государственной библиотеке 1 июля исполнилось 160 лет. Приставку «имени Ленина» она потеряла еще в 1992 году, но до сих пор в сознании москвичей и гостей столицы остается знаменитой Ленинкой. Чем живет сегодня этот храм книги, легко ли получить читательский билет гражданину Беларуси и сколько лет потребуется, чтобы оцифровать все рукописи? За ответами мы отправились на Воздвиженку.
В библиотечном каталоге содержатся сведения обо всех 48 миллионах изданий Ленинки.
В режиме тишины
Свою историю знаменитая библиотека ведет с 1862 года, когда в московский Дом Пашкова был перевезен из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, уже тогда насчитывавший 28 тысяч томов книг. После Октябрьской революции музей отдает коллекции в Третьяковку, Эрмитаж и Пушкинский, а на базе имеющихся книг создают главную библиотеку СССР.Самый старый печатный экземпляр на хранении — Библия Гутенберга середины XV века.
Сразу поясним: чтобы записаться сегодня в Ленинку, не требуется непременно быть академиком. И даже студентом быть необязательно! Вам должно быть не менее 14 лет, и достаточно иметь на руках только паспорт. Без проблем получит доступ к книгам и гражданин Республики Беларусь — всего за несколько минут пластиковая карточка-пропуск окажется на руках. Посетителю с билетом открыты все 36 залов библиотеки. Из них часть расположена в главном здании, другие — в Доме Пашкова, в зданиях библиотеки на Моховой улице и Воздвиженке и в подмосковных Химках. Залы разделены по тематике. Иначе нельзя — в фондах Ленинки 48 миллионов единиц хранения, среди которых не только книги. Есть еще карты, звукозаписи, ноты, диссертации, газеты и другие издания на 367 языках мира.
Некоторые залы библиотеки носят собственные имена, например, Розовый, Дубовый, Тихий, но это, объясняют мне, не официальные названия, а, скорее, «домашние».
Самый большой и знаменитый из 36 читальных залов Ленинки — третий читальный. Он может одновременно вместить 464 посетителя.
— В последнем, кстати, закрытом сейчас на реконструкцию, установлен особый режим тишины: нет компьютеров и не проводится консультирование, — поясняет мне Дарья, профессиональный экскурсовод.
Но самый знаменитый зал — это, наверное, третий читальный, который прославился благодаря фильму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он, кстати, самый большой в Европе, одновременно под его сводами могут находиться до 464 человек.
— А почему абажуры у всех ламп зеленого цвета? — интересуюсь я, стараясь говорить как можно тише.
— Зеленый цвет приятен для глаз, дает возможность им расслабиться и отдохнуть, а это очень важно, когда долго работаешь с какой-либо книгой, — шепотом объясняет Дарья. И добавляет: — Конечно, абсолютно любую книгу вам в руки сразу не дадут. Если необходимо поработать с подлинниками рукописей или редкими старинными книгами, то надо специальное разрешение...
Руками трогать разрешается
— Берите в руки, не бойтесь, — напутствует меня заведующая отделом редких книг Джамиля Рамазанова, протягивая Библию Франциска Скорины в деревянном, обшитом коричневой кожей переплете.
— Этой книге более полутысячи лет, она 1517 года издания, — с восхищением уточняет она. — А посмотрите, как сохранилась!
Специально для нас из отдела редких книг принесли Библию Франциска Скорины 1517 года издания, а всего в ведении отдела находится более 50 тысяч изданий.
Такие книги, изданные в первой половине XVI века, называются палеотипами. Более старые, которые увидели свет до 1500 года — инкунабулы, от латинского слова «колыбель».Такого рода издания также есть в распоряжении Ленинки, например, один из экземпляров знаменитой Библии Гутенберга.— Помимо музейной экспозиции, осмотр которой бесплатен, у нас есть и читальный зал, в котором большую часть редких книг можно взять в руки и изучить, — продолжает Джамиля Рамазанова.
— А не бывает такого, что кто-то из посетителей случайно нанесет урон редкому изданию? — интересуюсь я.
Джамиля смеется и качает головой.
— Нет, что вы, у нас очень аккуратные и серьезные читатели, для которых такие книги — произведение искусства. И отношение к каждой из них, а всего в отделе редких книг — 50 тысяч экземпляров — соответствующее.
Фонды периодически пополняются, продолжает она, на это выделяются средства, с помощью которых редкую книгу, имеющую ценность для библиотеки, можно приобрести на аукционе.
— Стоимость бывает разной и может колебаться от миллионов рублей до сотен тысяч долларов. Все зависит от редкости издания, степени сохранности книги и множества других характеристик.
Удивительная сохранность многих старинных изданий особенно бросается в глаза, когда берешь в руки книгу с рисунками, — подытоживает завотделом редких книг.
— Все дело в том, — объясняет мне уже главный библиотекарь Елена Иовчева, держа в руках экземпляр книги «Ботанический журнал Джозефа Пакстона» с потрясающе яркими картинками цветов, — что в красках очень часто использовались растертые в мельчайший порошок минералы. Сами понимаете, стойкость такой краски намного сильнее любых аналогов.
Через ее руки проходят многие из ежегодно поступающих в библиотеку 500 тысяч книг.
— Это около полутора тысяч единиц в день. По закону каждое вышедшее в России печатное издание обязано предоставлять контрольный экземпляр в нашу библиотеку, отсюда и такие цифры, — объясняет она.
И все это размещается на многочисленных полках хранилища библиотеки, общая длина которых насчитывает более 300 километров. А чтобы книги и рукописи не портились, везде соблюдаются определенные условия хранения: температура не выше 20 градусов и влажность не более 45 — 47 процентов.
Кстати говоря, когда было построено здание библиотеки, то изначально высота потолков была пять с половиной метров.
— Но книга может весить 30 граммов, а может и 12 килограммов. И доставать книги с верхних полок пришлось бы с помощью очень неудобной стремянки. Поэтому в дальнейшем 9 этажей разделили напополам на 18 ярусов с высотой потолков уже около двух метров. И работать с книгами стало намного удобнее, — рассказывает главный библиотекарь.
Бродить между полок, вдыхая запах старинных переплетов, можно часами и при этом даже не догадываться, рядом с какими историческими экземплярами проходишь в данный момент.
— Вот это — наша жемчужина, библиотека императрицы Александры Федоровны, — кивает на старинные тома Елена Иовчева, — это библиотека графа Панина. А за вашей спиной — библиотека Чаадаева.
Ее взгляд вдруг загорается эмоциями увлеченного человека.
— А хотите, я покажу вам прижизненное издание Пушкина?
И ты держишь в руках небольшой томик стихов и читаешь с детства знакомые строки про Бахчисарайский фонтан.
— Конечно, в нашем хранилище есть и книги на белорусском языке, в среднем можно говорить о 45 тысячах экземпляров, — информирует меня Елена Иовчева.
Во власти технологий
Все книги и рукописи попадают к посетителям библиотеки с помощью пневмопочты и телелифта. За первым словом скрывается система доставки читательских требований, которые упаковываются в небольшой цилиндр и по системе трубопроводов попадают в хранилище. Сейчас этот способ постепенно отходит на второй план, потому что внедряется система электронного заказа, но поначалу пневмопочта соединяла все 36 читальных залов и все ярусы хранилища.
Управляют телелифтом для книг с помощью специального пульта, запуская книги в путешествие сквозь залы.
Все дело в оперативности. Раньше, объясняет Елена Иовчева, с пневмопочтой человек мог ждать заказа от двух до двух с половиной часов. Сегодня это всего 45 минут, причем вы можете ехать в метро, заказать книгу на сайте библиотеки и уже в читальном зале сразу ее получить. Книга приезжает к адресату с помощью телелифта — системы доставки книг в контейнерах, которая напоминает дорогу, в чем-то похожую на монорельсовую. Телелифт длиной 11 километров моложе и ведет свою историю с 2016 года. Доставка организуется как для читателей, так и, например, в отдел оцифровки. Чтобы оцифровать все книги, рассказали мне, потребуется не менее 2500 лет. И этот процесс непрерывный, сообщает мне главный библиотекарь.
— Дело в том, что технологии постоянно совершенствуются, и если есть возможность обновить файл, сделав сканирование с более высоким разрешением, мы обязательно заново оцифровываем ту или иную книгу. Пожалуй, только микрофильмы у нас не будут обновляться, так как мы знаем, что существующие версии пленок проживут не менее 100 лет. Кстати, совсем недавно мы отдали на оцифровку огромное количество белорусских детских сказок!
Мифы и факты
Залы и другие пространства библиотеки очень полюбили киношники и клипмейкеры. Так, например, здесь снимались фильмы «Духless 2», второй «День выборов», клип Макса Фадеева и Наргиз на песню «Вдвоем». А знаменитая Мраморная лестница, которая сейчас находится на ремонте, «участвует» в одном из финальных сражений компьютерной игры «Метро 2033», где на ее прохождение иные игроки тратят до шести часов.А вот знаменитой курилки, куда героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит» ходила знакомиться с потенциальными женихами, нет, — она закрыта в связи с требованиями законодательства. Более того, в фильме снимали не курительное помещение в самой библиотеке. Оно оказалось неподходящим для съемок, поэтому Меньшов использовал совершенно другую локацию.
Зато в Ленинке есть столовая с демократичными ценами. Да и знакомиться за чашкой кофе гораздо приятнее. Впрочем, многие приходят в библиотеку не читать и не кофе пить, а просто поработать, используя ее помещения как коворкинг, где царит тишина.
К слову, унести с собой книгу домой нельзя, для особо забывчивых посетителей каждая книга снабжена вшитой в страницу металлической полоской, которая «звенит» на сканере, через который проходит человек, покидая библиотеку.
Что касается спорного вопроса, бывал ли вождь большевиков Владимир Ленин в этой библиотеке, смеем доложить: все-таки заходил он в библиотеку, которая позже была названа его именем. Но, естественно, не в главное здание, которое было построено после его смерти (полностью строительство комплекса библиотеки было закончено только в 1960 году). Владимир Ильич достаточно часто бывал в Доме Пашкова, где размещалась будущая Ленинка.
По Российской государственной библиотеке водят экскурсии, на которые попасть можно всем, даже родителям с детьми старше семи лет. Интересно, что достаточно большая часть из них проходит ночью, тогда, когда обычных посетителей уже нет, а книги, кажется, разговаривают с тобой, просыпаясь на полках от света настоящего фонаря экскурсовода.
Каждую минуту двери библиотеки открывают пять посетителей, а общее число пользователей ежегодно увеличивается на 100 тысяч человек
Слово директору
Вадим Дуда руководит библиотекой с 2018 года. Ему мы также адресовали несколько наших вопросов.
Вадим Дуда: Ленинку и Национальную библиотеку Беларуси связывают многие годы тесной дружбы.
— Как Российская государственная библиотека сотрудничает с Национальной библиотекой Беларуси?
— Мы гордимся тем, что Ленинку и Национальную библиотеку Беларуси связывают многие годы тесной дружбы, а также общие задачи и вызовы. Ни одно профессиональное мероприятие в РГБ не обходится без участия наших белорусских коллег, и точно так же мы всегда с большим удовольствием посещаем Национальную библиотеку.
— Какие вы можете назвать примеры сотрудничества?
— Мы регулярно организуем стажировки для наших молодых коллег, например, в мае специалисты Национальной библиотеки Беларуси в составе большой делегации молодых лидеров из стран Содружества посетили Конгресс РБА в Нижнем Новгороде.
— Что такое «библиотека будущего», какой вы ее видите, что в Ленинке уже есть от этого?
— Чтобы оказаться в будущем, нужно активно работать уже сейчас. Мы начали с совершенствования онлайн и офлайн интерфейсов взаимодействия библиотеки с читателями. Поиск по электронному каталогу, заказ книги и рабочего места, другие дополнительные услуги.
Но при этом наша фундаментальная задача — классические библиотечные услуги. Мы будем, несомненно, продолжать выдавать книги и документы читателям в залы.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru