По данным Института истории Национальной академии наук, в годы Великой Отечественной войны насчитывалось более 70 тысяч белорусских подпольщиков. И это только официальные цифры, так сказать, списочный состав. Ведь с первых дней оккупации многие жители республики оказывали партизанам и подпольщикам посильную помощь в борьбе с фашистами и их прихвостнями, она стала поистине всенародной — земля горела под ногами захватчиков.
16 июля 1944 года в Минске состоялось знаменательное событие — на поле бывшего ипподрома в конце Красноармейской улицы прошел парад, практически не имевший аналогов в мировой истории. В торжественном строю шагали народные мстители — более 30 тысяч человек.
Плечом к плечу
— Движение народного сопротивления на оккупированной территории Беларуси не имеет аналогов, — считает заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей доктор исторических наук Вячеслав Данилович. — Более 374 тысяч партизан и 70 тысяч подпольщиков. Возможна была бы их деятельность без поддержки населения? Мы должны свято сохранять об этом память, не забывать о том, что сделали наши предки, чтобы обеспечить нам мирное и спокойное будущее.Одним из спусковых крючков, спровоцировавших невиданное по масштабам народное сопротивление, стала невиданная жестокость захватчиков. В годы нацистской оккупации в Беларуси было зверски убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных. Более 380 тысяч человек угнали в германское рабство, где многие погибли от невыносимых условий. Фашистские нелюди использовали белорусских детей как доноров крови для своих солдат и офицеров, сожгли 11 685 деревень, многие из которых разделили судьбу Хатыни. И это только часть преступлений, которые до сих пор продолжают вскрываться и расследоваться в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтому неудивительно, что на оккупированных территориях уровень людского гнева достиг такого накала, что многие уходили в партизаны, вливались в ряды подпольщиков, любыми способами помогали бороться с врагом.
Ценою жизни
По данным Института истории НАН и Белорусского государственного музея истории ВОВ, на случай войны для нелегальной работы в условиях оккупации было создано 89 районных партийных троек и 187 парторганизаций. Когда грянула беда, для организации подпольной работы оставили 1215 коммунистов и 73 кадровых комсомольских работника. Продолжали действовать Барановичский, Белостокский, Брестский, Вилейский, Витебский, Гомельский, Минский, Могилевский, Пинский и Полесский обкомы партии, а также 1400 первичных комсомольских организаций, насчитывавших свыше 5 тысяч человек. Подполье подчинялось ЦК КП(б)Б и было объединено в обширную сеть, охватившую всю республику. Как правило, руководство подпольных групп базировалось в партизанских бригадах.Несмотря на конспирацию и предосторожности, уже в первые месяцы войны многие ячейки были выявлены и уничтожены. Ведь обычным людям, не имевшим опыта подпольной работы, пришлось столкнуться с отлично подготовленными германскими службами безопасности. Однако места погибших борцов тут же занимали новые, а донесения из Беларуси вскоре начали походить на сводки с фронта.
Саботаж на предприятиях, взрывы на складах, автомобильных и железных дорогах, убийства немецких солдат и офицеров — даже в укрепленных гарнизонах фашисты не чувствовали себя в безопасности. За время оккупации только в Минске было осуществлено свыше 1500 диверсий. Партизаны и подпольщики уничтожили 67 генералов немецкой армии и войск СС, в том числе был ликвидирован наместник Гитлера в Беларуси гауляйтер Вильгельм Кубе.
Во время наступления Красной армии в ходе операции «Багратион» партизаны и подпольщики обеспечивали бесперебойное продвижение регулярных частей. В том числе, удерживая мосты и переправы, не давая отступающему врагу их уничтожить.
Железные люди
Особенно активно подпольщики действовали в городах, являвшихся крупными транспортными узлами: Барановичах, Бобруйске, Борисове, Бресте, Витебске, Гомеле, Жлобине, Калинковичах, Кричеве, Минске, Могилеве, Мозыре, Осиповичах, Полоцке, Речице и других.Многие операции, такие как ликвидация Кубе или подвиг Константина Заслонова, широко известны. Другие не растиражированы СМИ, литературой и кинематографом, но не менее значимы. Например, в июле 1943 года одну из самых крупных диверсий, о которой было доложено самому Гитлеру, совершил подпольщик Федор Крылович на железнодорожной станции Осиповичи. В результате сгорело 4 эшелона, в том числе состав с 30 танками «Тигр» (такое количество немецкая промышленность выпускала за месяц), которые перебрасывались в район Курска.
В честь героев-подпольщиков Веры Хоружей, Константина Заслонова, Елены Мазаник, Ивана Кабушкина, Николая Кедышко, Владимира Лобанка, Станислава Ваупшасова и многих других названы улицы, учебные заведения и другие объекты в современной Беларуси.
В этом году в череде мероприятий, посвященных 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, не осталось в тени знаменательное событие — парад партизан, состоявшийся в Минске 16 июля 1944 года. Это особая дата в судьбе белорусов и всего советского народа, подчеркнула председатель Совета Республики Наталья Кочанова:
— Это был триумф народа-победителя — 30 партизанских бригад и 2 отдельных отряда выстроились на бывшем ипподроме и прилегающих к нему улицах, в торжественном строю шагали около 30 тысяч народных мстителей, 50 тысяч минчан, переживших оккупацию, заполнили обширную территорию. С огромной радостью, восторгом и бесконечным счастьем люди встречали этот великий праздник, символизирующий начало мирной жизни многострадальной Беларуси.
В целях обеспечения преемственности исторической памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и ввиду особой роли партизанского и подпольного движения в нашей истории как одной из основ национально-государственной идентичности Совет Республики считает целесообразным учредить в Беларуси новую знаковую дату — День партизан и подпольщиков.
Пятый фронт
Когда Красная армия уже находилась на подступах к Беларуси, партизаны и подпольщики поддерживали наступление изнутри. До ее прихода они удерживали мосты и переправы, спасали мирных жителей. Также были созданы группы для наблюдения за предприятиями, которые оккупанты планировали уничтожить при отступлении. Многие из этих объектов были сохранены благодаря подпольщикам.— Все знают, что освобождали Беларусь четыре фронта Красной армии, но есть и такое понятие, как «пятый фронт», — говорит заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН, доктор исторических наук, профессор Алексей Литвин. — Под этим мы понимаем борьбу в тылу врага в период подготовки и проведения операции «Багратион». Это боевые действия партизан, подпольщиков, массовая политическая работа партийных, комсомольских органов и организаций, а также скрытое невооруженное сопротивление населения мероприятиям оккупантов. Все это являлось составной частью советской стратегии ведения войны.
Народные мстители своими силами и во взаимодействии с наступающими частями освободили многие города Беларуси, в том числе ее столицу — Минск. Затем до 180 тысяч партизан и подпольщиков влились в ряды Красной армии, чтобы продолжить борьбу на фронтах Великой Отечественной войны.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с оккупантами, свыше 185 тысяч белорусских партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями, из них 234 человека удостоены звания Героя Советского Союза.В ТЕМУ
О масштабах и ожесточенности народного сопротивления в оккупированной Беларуси свидетельствует и немецкая статистика. По данным германского генерального штаба сухопутных сил, на 1 октября 1943 года на территории республики было задействовано в общей сложности 28 армейских дивизий. Еще примерно 20 дивизий, по численности, составляли охранные батальоны и полки, тайная полиция, служба порядка, айнзатцгруппы (спецподразделения по борьбе с гражданским населением, входившие в состав полиции безопасности — СД) и прочие подразделения.
bebenina@sb.by