СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
«Нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Правила игры одинаковые для всех. И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных перевозчиков».
Во время совещания по вопросам пассажирских перевозок, 14 ноября 2023 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
«Нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Правила игры одинаковые для всех. И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных перевозчиков».
Во время совещания по вопросам пассажирских перевозок, 14 ноября 2023 года
По единым правилам
Напомним, эта тема у Главы государства предметно обсуждалась 14 ноября прошлого года во время совещания по вопросам пассажирских перевозок. Тогда Президент обозначил основные требования — безопасность людей и легальная работа перевозчиков.В свое время Декретом № 7 государство пошло на либерализацию рынка пассажирских автоперевозок. Однако некоторые представители бизнеса это поняли как вседозволенность. И начались нарушения.
В большинстве случаев работу в нерегулярном сообщении организуют иностранные субъекты. Их информационные системы и ресурсы, как правило, находятся за пределами Беларуси. Ограничений для деятельности нерезидентов в качестве диспетчеров не было, не требовалось получения и каких-либо разрешений. В итоге дельцы были заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность выполнения перевозок.
Для наведения порядка в этой сфере Президентом был подписан соответствующий указ.
В частности, документом предусмотрено создание государственного реестра перевозок пассажиров, в который будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах. Размещаться он будет в интернете.
Первый замначальника Транспортной инспекции Минтранса Юрий Костюк пояснил:
— Например, если у водителя есть удостоверение и определенная категория, то все данные должны быть в реестре. Если водитель прошел определенные курсы повышения мастерства, это также должно быть отображено. Кроме того, должны быть данные по медсправке. Это позволит всем участникам рынка перевозок видеть данные о водителе. То же самое касается транспортного средства, перевозчика и диспетчера. И важно, что все это будет доступно онлайн.
Важные нюансы
А что с заграничными владельцами бизнеса? Разработчики поясняют: чтобы уменьшить импорт услуг, снизить риск утечки персональных данных, иностранные компании смогут оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении только при создании ими на территории Беларуси юрлица, основным видом деятельности которого будет оказание соответствующих услуг, и включении в реестр сведений о нем.Также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах. А сами заказы на перевозки можно будет передавать только тем перевозчикам, сведения о которых будут внесены в реестр.
И еще одна деталь. Чтобы повысить уровень безопасности, перевозчики должны будут вести видеофиксацию поездок.
Как заверяют разработчики, все эти новации позволят повысить ответственность перевозчиков по соблюдению законодательства и выведут часть их из тени, создадут для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования, повысят безопасность перевозок пассажиров.
В ТЕМУ
Замначальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Олег Кунделев:
— В указе учтены предложения Комитета госконтроля по упорядочиванию деятельности «нерегулярщиков» путем их включения в соответствующий реестр. Уже сейчас десятки бывших нерегулярных перевозчиков получили разрешения, заключили договоры с исполкомами и готовы легально выполнять перевозки граждан.
Также по инициативе КГК введена обязанность перевозчиков по фиксации и хранению в течение 12 месяцев заказов на перевозку.