Настоящий театр должен хулиганить, иначе это не театр. Должен будоражить, раздражать и вызывать сильные эмоции. Пусть они в сухом остатке окажутся вам и не близки.
Все действие спектакля “Жмурик”, премьера которого состоялась в Белорусском государственном молодежном театре, происходит в похоронной конторе “Парадиз”. Один из героев заявляется на сцену прямо из... морга. То, что давно прижилось в западной драматургии, как и жанр черной комедии в целом, для нашего театра, думаю, все еще в новинку. “Жмурика” поставил известный актер Денис Паршин, пробующий себя в режиссуре. Автор пьесы — украинский драматург Анатолий Крым. Разыграл ее звездный состав Молодежного театра: Анатолий Шаров, Илья Черепко-Самохвалов, Сергей Шарангович, Иван Щетко и Любовь Пукита.
Главный герой этой истории бизнесмен средней руки Аркадий Овсянников однажды перебирает с алкоголем настолько, что попадает в морг, где его принимают за труп. Это, конечно, условность — чего только в комедии не бывает! Патологоанатом Семеныч спешил на любимый футбол и вскрытие не сделал. Вдова Елизавета пребывает в безутешном горе, но все оплатила. Повар дядя Паша готовит “фирменный” поминальный стол. Естественно, в самый неподходящий момент “труп” Аркадий оживает...
Поминки решили не отменять — слишком много сил и средств затрачено. В могилу опускают пустой гроб, или “шкатулку”, как выражаются работники похоронного бюро на своем сленге. И начинаются поминки, в какой-то момент перерастающие в настоящее веселье. Мы их только слышим за соседней стеной. Режиссер показывает, как хрупка у нас, славян, грань между трауром и весельем... Хотя именно этот момент кажется довольно натянутым, несколько выпадающим из эстетики театра как таковой. Это, скорее, ближе к капустнику или телевизионным юмористическим сценкам. Такой прямой посыл в зал, на мой взгляд, разрушает театральную тайну. Не все вещи нужно называть вслух, указывать на них негодующим перстом. Что должен чувствовать герой Аркадий, который слышит, как за стенкой на его поминках вдруг стали петь разудалые современные песни?..
Сергей Шарангович играет своего Аркадия как растерявшегося, потерянного героя, явно переживающего кризис среднего возраста. Если раньше, к примеру, в “Полетах на сне и наяву” драматург Виктор Мережко и режиссер Роман Балаян отправляли героя в своеобразное роуд-муви с посещением квартиры лучшего друга, мастерской скульптора, с дракой у железнодорожного вагона и попыткой самоубийства, то в “Жмурике” все иначе. Анатолию Крыму достаточно помещения похоронной конторы, чтобы привести своего героя к переоценке ценностей. Как сказали бы любители компьютерных игр, довольно слабый квест. Однако герою этого хватает, чтобы посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Хватает ли зрителю — другой вопрос.
Актеры Илья Черепко-Самохвалов и Любовь Пукита чувствуют себя в комедийной стихии “Жмурика” как рыба в воде.
Интересный образ создал актер Илья Черепко-Самохвалов. Его герой — “утешитель” Гриша, который за отдельную плату готов утешить любого скорбящего или, как в данном случае, “вдову” Лизу. Актриса Любовь Пукита играет типичную жену-бизнесмена, которую муж незаметно променял на свои дела и заботы. Она несколько выпадает из всего этого фарсового ансамбля. В ней сквозит такая серьезная тема одиночества и тоски, что кажется, как будто она пришла из какой-то другой истории.
В целом “Жмурик” сыгран бодро и весело. Санитар в исполнении Александра Шарова крайне убедителен. Повар дядя Паша Ивана Щетко — оптимист и гурман, сохраняющий в любой ситуации бодрость духа. Он искренне и с азартом готовит поминальный стол и способен стерпеть любые колкости, кроме касающихся его кулинарного искусства.
Жизнь и смерть, фарс и траур, бизнес и высокая поэзия духа — в этом “Жмурике” смешалось все. Режиссер показывает нам суету современной жизни, упадок нравов, если хотите. Действие, скорее всего, разворачивается в провинции. Никто тут не изъясняется высоким слогом, не цитирует поэтов и мыслителей. “Чучело ты гороховое!” — обращается санитар к главному герою и в его устах это звучит почти как комплимент. Потому что такой санитар вполне мог бы сказать и словцо покрепче.
Совершенно не прорисован, как это ни парадоксально, психологический портрет главного героя — Аркадия Овсянникова. Ему тут остается только удивляться всему происходящему. Странно, что Аркадий не предпринимает никаких активных действий, просто плывет по течению. Мог бы ворваться в поминальный зал и заявить о своем счастливом “воскрешении”. Вот это был бы поворот! А так все заканчивается тихо и мирно, как в каком-нибудь сериале: супруга Елизавета заявляет, что намерена расстаться с Аркадием. Этого он, конечно, никак не ожидал. Впору опять “принять на грудь” и, видимо, снова попасть в морг. Главное, чтобы у патологоанатома Семеныча в этот вечер тоже шел футбол по телевизору.
Интересно будет наблюдать за жизнью этого “Жмурика” в репертуаре Белорусского государственного молодежного театра. Приживется ли он здесь?..
pepel@sb.by
Фото представлено пресс-службой Белорусского государственного молодежного театра
В афише молодежного театра появился «Жмурик»
Таланты и покойники
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.