Как развивается белорусский шоу-бизнес? Достаточно ли одного таланта для обретения популярности и коммерческого успеха? Чем занимаются продюсеры и сколько стоит стать звездой? Эти вопросы обсудили эксперты ток-шоу «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь-1». В числе гостей студии — генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябоволов, начальник Главного управления Министерства культуры Беларуси Екатерина Усова, директор «Первой продюсерской компании» Сергей Минский и заслуженный артист Республики Беларусь Александр Солодуха.
![](https://storage01.sb.by/iblock/bb3/bb3e752982f32376c3277f7450b158ef/8de865a3d3dd272d3211a1a732a61ef8.jpg)
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры. Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении». Действительно, пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры. Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении». Действительно, пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
Конкурсы, фестивали и отборочные туры…
Часто можно услышать, что нужно продвигать своих артистов. А созданы ли для этого необходимые условия в Беларуси? Например, есть талантливый исполнитель, есть вокалист, который работает, допустим, в Доме культуры где-то в провинции, но он прекрасно поет. Что ему делать, к кому обращаться, чтобы быть услышанным всей страной, чтобы у него была возможность наградить зрителей своим выступлением? Как ему поступать в таком случае?![](https://storage01.sb.by/iblock/d37/d370b9007ab026f902ba28af1d20ba82/9821412eafda293c9d143965822438bc.jpg)
Екатерина Усова, начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий Министерства культуры Беларуси, пояснила по этому поводу следующее:
— В Беларуси есть все условия, и это неоспоримый факт. Например, учрежден Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов. Существует огромное количество фестивалей, праздников, конкурсных мероприятий. В регионах проводятся отборочные туры, поэтому если ты действительно талантлив, обладаешь всеми заявленными качествами, тебя любит зритель (и даже если ты пока об этом не знаешь, что он тебя любит), но у тебя не было шанса раньше показать себя на большой сцене, то сейчас все условия для этого созданы.
Говоря об артистах, которые выступают на государственных мероприятиях, Екатерина Усова подчеркнула:
— При отборе творческих номеров, определении режиссерской концепции, которая будет использована при проведении того или иного мероприятия, не существует списка артистов, которые будут участвовать. Первостепенная задача, которая ставится перед режиссером, — раскрытие темы мероприятия. Затем к концепции добавляются артисты, которые обладают достаточным репертуаром, профессиональными навыками, чтобы отразить выбранную тематику на большой сцене. Не буду спорить: зачастую это артисты, которые уже имеют опыт.
Отвечая на вопрос, чувствуют ли в Министерстве культуры запрос на новые лица и что делается, чтобы наполнить нашу эстраду новыми звездами, специалист отметила:
— Запрос чувствуется, мы в этом направлении работаем: отборочные туры, конкурсы, мероприятия, иные собеседования, прослушивания, все это есть. Мы подводили промежуточные итоги в первом полугодии 2024 года и можем сказать, что дети, имеющие звание лауреата Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, приняли участие в 300 мероприятиях различного уровня, в государственных специальных культурных мероприятиях в том числе.
В свою очередь, заслуженный артист Беларуси Александр Солодуха дал советы начинающим талантливым исполнителям:
— Все зависит от самого человека. Знаете, я на своем примере скажу: надо идти своей дорогой всегда, ставить перед собой цели и выполнять их. Хочешь стать звездой — стань ей! Хорошо, что находятся люди, вот как Сережа Минский, продюсеры, которые видят молодых ребят, девчонок и берут их под свое крыло, но все равно все с самого начала зависит от самого человека. Надо пробиваться, участвовать в конкурсах, фестивалях, проявлять инициативу, активность.
Заслуженный артист Беларуси убежден, что ничего не получится, если не будет хотеть сам человек:
— Говорю это во всех интервью, что здесь, в нашей стране, созданы все условия для того, чтобы хорошо работать и шикарно зарабатывать. Для этого нужно пахать до 24 часов в сутки, верить в себя, свою звезду, свою профессию на 100 процентов — и все будет.
Право есть право
В эфире также обсудили еще одну актуальную тему: защита авторских прав артистов.![](https://storage01.sb.by/iblock/172/172930cebc70900228a41e7fd64caf4a/29091be948d951c87811eb40feb579f3.jpg)
Генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябоволов напомнил, что все музыкальные произведения охраняются авторским правом:
— Но нужно понимать, что в конкретной песне это несколько объектов охраны. Это само произведение (музыка и текст), исполнение (вокал, игра на инструментах и т.д.), звукозапись. Продюсерский центр не может быть ни автором, ни исполнителем. Это организация, которая создает необходимые условия для развития автора. Где-то продвигает, где-то помогает коммерциализировать, — отметил спикер.
Гость программы акцентировал: не должно быть такого, что один артист работает над произведением днями и ночами, а другой попросту ворует чужие идеи. Должна быть четко выстроена система охраны прав творцов, добавил Владимир Рябоволов.
— Воровство, плагиат не будут способствовать развитию нашей культуры, исполнительского искусства. Мы в этом плане создаем необходимые правовые условия, чтобы человек, который чего-то достиг, не лишился этого, — рассказал он.
«Команда: я и два моих сына»
Александр Солодуха — талантливый исполнитель, народный любимец и заслуженный артист. Но есть особенность, которую люди могут не знать. Он сам себе продюсер, который работает над своим репертуаром, продвижением, организует все самостоятельно. В общем, сделал себя сам. Как это получилось? Действительно ли артист все делает сам либо, может быть, у него есть команда? Не собирается ли певец открыть свой продюсерский лейбл имени Александра Солодухи?На эти вопросы ответил сам заслуженный артист Республики Беларусь:
— Насчет лейбла, может быть, да. У меня команда: я и два моих сына — Александр и Антон. Они со мной 17 лет. Организацией концертов я тоже занимаюсь полностью сам — от момента звонка директору Дворца культуры до выхода на сцену. У меня также есть файл, где прописан каждый город, директора всех предприятий — города и района. Я по этой схеме начал работать с 2010 года, когда решил собрать все стадионы и все ледовые дворцы. Мне как-то захотелось так.
Он убежден и на собственном примере доказывает — недосягаемых высот для реализации нет:
— Все может человек в нашей стране в любой профессии, и в шоу-бизнесе в том числе.
Не всегда важна монетизация
![](https://storage01.sb.by/iblock/f6f/f6f0ab6f5ed15921609b51cb78710e50/3dbcbc83b8ac5d8b25ec5d228a658321.jpg)
Сколько может зарабатывать белорусский артист за счет концертов, отчислений за использование произведений, выступлений на госмероприятиях? Насколько выгодно быть звездой? Отвечая на эти вопросы, Сергей Минский пояснил: деньги, которые зарабатывают артисты, распределяются не только среди артистов, но также и среди сотрудников, которые занимаются разными аспектами деятельности артиста:
— Когда на концертах мы озвучиваем суммы, это не означает, что эти деньги получат именно артисты, — пояснил он. — Это деньги, которые придут в компанию.
Продюсер добавил:
— Я не вправе разглашать такую информацию, но могу сказать одно: зарплата артистов нашей компании выше средней зарплаты по стране. А лучше всего артисты зарабатывают во время «сезона» — когда проводятся фестивали, дни городов, тогда зарплаты у них значительно выше.
Но можно ли себе позволить договорную цену? Или на госмероприятиях также государственные расценки? Учитывается ли при определении ставки, начинающий это исполнитель либо заслуженный артист?
— Естественно, есть градация между начинающими и заслуженными артистами, — пояснила Екатерина Усова. — По всем мероприятиям проводится смета — принимаются в учет репетиционный период, затраты, костюмы и прочие нюансы и факторы. Но я хотела бы отметить, что, принимая участие в государственном специальном мероприятии, артист получает гораздо больше, чем просто гонорар. Это аудитория, телевизионные эфиры, это некий новый уровень, с которого ему гораздо проще войти в тот же самый мир шоу-бизнеса. Поэтому говорить только о монетизации не очень правильно.
По словам специалиста, финансирование предусмотрено для любого мероприятия, и оно осуществляется в полном объеме. Видно, что реализуются проекты, которые из года в год становятся более масштабными.
— Финансирование есть, естественно, но здесь, опять же, все зависит от трудолюбия артиста, от количества выступлений, от того, насколько он во взаимодействии с режиссерско-постановочными группами, в том числе республиканскими. Это такой замкнутый цикл, который происходит не только в Республике Беларусь, а в любой другой стране, — подытожила она.