В солигорских Старых Терушках ждут ответа на этот вопрос от «Беларуськалия» и райисполкома
ОПАСНО ли проживать над подземными шахтами из-за подработок горняков? Насколько серьезна ситуация в одном из населенных пунктов Солигорского района? Что говорят в «Беларуськалии»? В поисках ответов на эти и другие вопросы «Сельская газета» отправилась в агрогородок Старые Терушки, где местные жители обеспокоены сильным проседанием почвы и подтоплением их домов и участков, а местную школу, по их словам, пришлось даже «эвакуировать» в середине четверти.
Подтопленные участки
Все началось со звонка в редакцию Ольги Васильевны Прохорович. Сельчанка жаловалась: с фермы на участок течет навозная жижа, рядом копают какую-то канаву для отвода воды, она затапливает дома и огороды. Сенокос весь истоптали и… В общем, претензий накопилось много. Пообещав разобраться с ситуацией, я связалась с председателем Зажевичского сельисполкома Надеждой Шуневич. Оказалось, что все гораздо серьезнее. Чтобы во всем разобраться, пришлось выехать на место.
ИЗ Солигорска в Старые Терушки, что километрах в десяти от города, отправляемся в весьма представительном составе: исполняющий обязанности заместителя гендиректора ОАО «Беларуськалий» Андрей Киселев, главный инженер Игорь Подлесный, главный маркшейдер предприятия Вячеслав Зейтц. Уже на месте к нам присоединились Надежда Шуневич, агроном ОАО «Решающий» Андрей Криволевич, ведущий и главный инженеры Солигорского ПМС Олег Сапронов и Гордей Слагада.
Сначала Игорь Подлесный вводит в курс дела: подработки части территории агрогородка рядом с улицей Советской, где и находятся 15 пострадавших участков, «Беларуськалий» начал в 2017 году.
— Здесь изначально была низина, грунтовые воды располагались близко к поверхности, плюс таяние снега. Не отрицаем, что из-за подработок произошло проседание почвы примерно на полтора метра. В прошлом году мы начали подсыпать частные огороды и участки, на которых стала собираться вода, а проект по мерам защиты земель от подтопления разработан еще в 2015 году. В настоящее время завершается процедура оформления земельного отвода для строительства объекта. Для устранения паводковых и грунтовых вод с подтопленных приусадебных участков силами Солигорского ПМС выполняются работы по организации мелиоративного канала. С осени мы то углубляли отводящие траншеи, то где-то подсыпали грунт. Да, обращений от жителей Старых Терушек много, но людей на произвол судьбы никто не бросает.
Еще один повод для недовольства сельчан: у них хотят забрать по сотке земли для реализации защитных мероприятий. Вячеслав Зейтц поясняет: «Проект, о котором мы только что говорили, предусматривает строительство новых мелиоративных сетей и двух насосных станций, что позволит отвести избыточные воды с территории 2,5 тысячи гектаров. При этом никто никакой земли у людей забирать не станет. Согласование с каждым землепользователем потребовалось потому, что каналы пройдут по границам и за забором участков». Эти работы, кстати, вот-вот должны завершиться. В Старых Терушках 630 жителей, половина из них пенсионного возраста, некоторые ждут нас на улице Советской. Меня сразу берут в оборот и показывают свои подворья. Дом № 43 деревянный, обложен кирпичом, 1960 года постройки. Хозяйка Мария Муха жалуется: лопаются стены и крыльцо, показывает трещины. Понятно, я не эксперт, чтобы установить причину их возникновения и давность, но комиссия предприятия во главе с главным инженером была здесь семь раз. Игорь Подлесный заверяет женщину, что как только потеплеет, начнут делать стяжку. К слову, здесь «Беларуськалий» пробил колонку, поставил две новые печки и отремонтировал погреб.
Председатель Зажевичского сельисполкома Надежда ШУНЕВИЧ, главный инженер ОАО «Беларуськалий» Игорь ПОДЛЕСНЫЙ и
и.о. заместителя гендиректора предприятия Андрей КИСЕЛЕВ встречаются с Ольгой ПРОХОРОВИЧ
В доме семьи Логвин, на мой взгляд, проблем больше. Первое, что удивило, уровень воды в колодце: можно просто наклониться и напиться. В прошлом году здесь били колонку на десятки метров, искали воду, а она сама пришла, пей, сколько хочешь. Но нельзя, вредно для здоровья. В подполе картошка и закатки, но снова вода. Насосы не справляются, отсюда в доме сырость. Одна надежда на мелиоративный канал, а потом и на помощь предприятия, конечно.
Похожие проблемы и у бывшего военного Сергея Лахая, который переехал с семьей из Минска в родительский дом, сделал дорогостоящий капитальный ремонт.
По словам Надежды Шуневич, таких жалоб много: затопило двор и огород, вода добралась до погребов, треснули стены, вздулись полы в доме, лопнули печи, воду пить нельзя. В начале марта в Старых Терушках проходили и сход граждан, и выездной прием председателя Солигорского райисполкома Олега Поскробко. Его буквально завалили вопросами, теперь люди ждут ответов.
СОГЛАСНА, проблем много и они серьезные, хочется разобраться в них досконально. Но как понять, спрашиваю своих собеседников, например, что трещины и расколы появились именно по вине «Беларуськалия», если хаты-то далеко не новые, строились в 1960-х годах и время вполне могло наложить свой отпечаток? Доказать, отвечают мне, что именно и когда треснуло или лопнуло, сложно. Производственный фактор, то есть подработку горизонтов, не исключают, конечно.
Строительство канала в Старых Терушках
Игорь Подлесный уточняет: все, что строилось после 60-го года, должно было пройти согласование с недропользователем, а разрешение на строительство выдавал орган государственного управления за безопасным ведением работ в промышленности. У большинства жителей таких разрешений нет. Перед началом подработок объекты, построенные до получения предприятием права недропользования, укрепляют и поддерживают. Если здание возвели без согласования, собственник сам несет ответственность за возможные последствия. Недавно комиссия обследовала два дома и попросила предоставить документы на владение. Оказалось, один из них является больше дачей, прошел перерегистрацию в 2014 году. При этом ни БТИ, ни отдел архитектуры райисполкома не обратили внимание на нарушение законодательства в части установленного порядка строительства объектов на площадях залегания полезных ископаемых.
Что касается помощи жителям, то часть работ проведена в прошлом году, составлен календарный план на 2018-й. Во многих домах за счет предприятия сложили добротные печки, переложили плиты, сделали стяжку стен, заштукатурили и замазали щели, на улице заменили ограждение, поставили бетонные пролеты. Остальные работы проведут в основном во втором квартале, когда потеплеет.
– Люди-то наши, и мы не можем их оставить. Все должны жить в нормальных условиях, — комментирует Вячеслав Зейтц.
Еще одна головная боль, причем серьезная. В этой же части агрогородка санэпидемстанцией запрещено употреблять питьевую воду из колодцев и колонок. Жители домов перекладывают всю вину опять же на «Беларуськалий»: якобы из-за их подработок она стала непригодной. Уточняем, так ли это, у заведующей отделением коммунальной гигиены Солигорского зонального центра гигиены и эпидемиологии Тамары Гончаровой:
— Нельзя сказать, что некачественная вода — вина калийного предприятия. В целом по всему населенному пункту проблемы и по содержанию железа, и по нитратам. Причин много, возникли они не вчера и не сегодня. Свое влияние оказали в свое время и минеральные удобрения, которые вносились на поля и фермы. Что касается водопровода и колонок, здесь есть превышение железа. Учреждения образования используют бутилированную воду, жители ее покупают или везут из города сами.
ИТАК, водозабор в Старых Терушках построен еще при царе Горохе, скажем так, качество воды всегда вызывало сомнения. Но как говорит председатель сельисполкома, в ближайшей пятилетке в этом агрогородке ничего делать с водой не будут, в инвестиционную программу по водоснабжению попали только Величковичи Копацевичского сельсовета. И, может, поэтому сход граждан выносит на рассмотрение вопрос: «Беларуськалий» должен снабдить чистой водой весь агрогородок. И не просто привезти ее из магазина, а построить новый водопровод, насосную и водонапорную станции и станцию обезжелезивания. Ситуация, согласитесь, спорная. Получается, то, что не решалось годами, должен решить тот, кто оказался крайним?
Подработки прошли не под всей деревней, школа тоже в эту зону пока не попала, тогда почему же понадобилось переселение учеников? Мне поясняют: здание, а оно тоже 60-х годов, стоит на целике, горные работы к нему только подходят, но влияние чувствуется. Перед началом нынешнего учебного года предприятие проводило там ремонт: «надели» железный пояс, все закрасили и заштукатурили. Когда укрепили стены, обнаружили, что нет… фундамента. И снова получается, виноваты не строители, а горняки. На данный момент установлен мониторинг за конструкциями здания с применением специальных датчиков. Выполняются инструментальные наблюдения за просадками земли: как раз сейчас идет активная стадия деформации горных пород и земной поверхности, которые должны закончиться к осени. После этого школу еще раз проверят, после примут решение, восстанавливать ее или нет. Есть возможность возить детей в Зажевичскую школу, «Беларуськалий» готов выделять транспорт, но родители против. С 8 января 35 учеников перевели временно в здания детсада и клуба Старых Терушек.
Одним днем, и тем более приездом журналиста, все вопросы не решишь однозначно. Нужны и финансы, и желание властей помочь. Да, хотелось еще уточнить, что же за навоз течет на участок бабушки Оли, ведь это с ее подачи я приехала в Старые Терушки. Гордей Слагада говорит: никакой течи не было, обычная подготовка к весенне-полевым работам, свозили навоз поближе к полям, пока техника туда не может заехать. А запах, так это не диковинка для деревни. Тем более рядом действующая ферма. Но все же целой делегацией мы добрались и до Ольги Васильевны. Ее споры с Надеждой Ивановной и агрономом хозяйства длились долго. В итоге пообещали, что ее просьбы и пожелания удовлетворят. Через пару дней женщина позвонила в редакцию и поблагодарила за «влияние на власти и помощь»: сельисполком после моего приезда пообещал ей выделить сена для коз. Рада, что хотя бы на некоторое время бабушка успокоилась и одна проблема решилась. Правда, не самая главная.
ПОСКОЛЬКУ проблем в Старых Терушках хватало и до вмешательства горняков, а председатель сельисполкома далеко не всесильный, надеялась, что в райисполкоме выясню все и про грунтовку, по которой ехать невозможно, и про организацию подвоза питьевой воды, чтобы пенсионеры не покупали ее в магазине, что, извините, вообще в голове не укладывается. К сожалению, за два дня ответа так и не получила. Один начальник, к которому меня направили в приемной председателя, не смог помочь. Сказал, что в должность вступил неделю назад и ситуацией пока не владеет. Другой сначала выезжал куда-то, потом вел прием граждан в Красной Слободе.
Получить ответ на вопросы, да и то по телефону, смогла спустя несколько дней. Начальник райсельхозпрода Александр Лаптик пояснил: питьевую воду будут привозить в Старые Терушки в больших пластиковых бутылках. Конечно, за нее придется платить. Дорогу обязательно прогрейдируют и приведут в порядок. И возлагают надежды, что «Беларуськалий» построит новую насосную станцию.
chasovitina@sb.by
Фото автора
Жители одной из деревень Солигорского района в своих проблемах обвиняют ОАО «Беларуськалий»
Так чья хата с краю?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.