Претензия не нова. Жалобу на европейские субсидии «Эйрбасу» США направили в ВТО еще в октябре 2004 года. Тогда же ЕС подал встречный иск, обвинив США в незаконных субсидиях «Боингу». Ну ВТО, как и любая другая международная организация, рассматривающая жалобы, — контора неспешная. Документы и аргументы проверяет тщательно, а значит, долго. В мае 2018 года ВТО признала европейские субсидии «Эйрбасу» ущемлением интересов «Боинга», а в марте 2019-го — что американские субсидии «Боингу» незаконны. Казалось бы, ничья. Но тут подоспели китайцы со своим мегаконтрактом, и Трамп не выдержал. Выдержка — это вообще не самая сильная его черта.
Что делать Брюсселю, когда заокеанские партнеры покусились на святое — сыр и вино? Правильно: готовить ответные списки, раз иски не слишком помогают. Так и поступили: в европейском списке кандидатов на торговые пошлины страниц поменьше (13 вместо 14), но их стоимость выше: почти 20 млрд долларов. В списках рыба, табак, чемоданы, самолеты и видеоигры.
Эта война тарифов — не первая между ближайшими союзниками и крупнейшими торговыми партнерами. Торговля между ЕС и США — это 30% мировой торговли, но Трампа это не останавливает: у него в следующем году выборы, он должен защищать внутренний рынок. В прошлом году США установили тарифы на импортные, в том числе европейские, сталь и алюминий, ЕС ответил тарифами на бурбон, мотоциклы и апельсины. Когда «Харли-Дэвидсон» решил в связи с этим начать производить свои легендарные мотоциклы в Европе, Трамп назвал компанию «предателем». Никакие, мол, национальные интересы их не интересуют, только деньги. Ну да — такие в бизнесе правила. Чему миллионер Трамп удивляется?
Сегодня Вашингтон ведет торговые войны на нескольких фронтах сразу. Европейский союз, ближайший и до сих пор неизменно верный союзник, думал, что прошлых заслуг достаточно, чтобы боевые действия против него не начались. А на торговой войне США с Китаем даже надеялись подзаработать: мол, теперь Поднебесная станет сговорчивее. И, кстати, становится, как показали итоги саммита ЕС — Китай. Но, утверждает статистика, это не спасает: мировая экономика замедляется, и китайско-американская торговая война имеет к этому непосредственное отношение. Остаться в стороне не удается никому. Вслед за Германией Чехия констатирует падение роста ВВП.
Европа, конечно, намерена бороться. «Нас не могут заставить делать что-либо. Это должно быть ясно. Поэтому если есть одна акция, одно конкретное действие против нас — сталь, «Эйрбас» или автомобильная промышленность, — Европа должна отвечать, здесь нет сомнений. И это должен быть решительный и сильный ответ. Так что не играйте с нами», — предупреждает Манфред Вебер, ведущий кандидат от Европейской народной партии на должность председателя Европейской комиссии. Испугается ли Трамп? Сомневаюсь. А вот германские автопроизводители и французские фермеры нервничают — факт.
plesk@sb.by
plesk@sb.by