Оказавшись в Центральном ботаническом саду на минувших выходных, можно было подумать, что ты попал в чертоги Эльзы, героини мультфильма «Холодное сердце». Одну из аллей украсили десятки причудливых композиций, созданных изо льда и снега. Большинство – в рост человека, а чтобы хорошенько разглядеть некоторые, нужно устремить взгляд в небо. Свои творческие фантазии воплотили в жизнь как профессиональные мастера (скульпторы, дизайнеры и художники), так и учащиеся нескольких профильных учреждений среднего специального и высшего образования. «Знаменка» понаблюдала за творческим процессом.
Учащаяся Мария Семенчик участвует в фестивале впервые...
...а скульптор Александр Соколов – в третий раз
Крепкие морозы и изобилие снега, которыми радует зима в этом году, пришлись очень кстати устроителям фестиваля ледовых и снежных скульптур «Мир кристаллов», который проходит в Минске уже в шестой раз. Установившиеся низкие температуры – гарантия того, что созданные шедевры простоят долго и посетители сада до самой весны смогут любоваться ими и делать яркие снимки на память.
Над созданием скульптур работали восемь команд профессионалов и десять студенческих. По условиям первые воплощали свой замысел изо льда (будущий стройматериал – ледяные блоки размером два на два метра – специально для фестиваля вырезали из водохранилища под Минском и доставляли в сад), вторые – из снега. На улице минус десять градусов, а мастерам все нипочем: кропотливо вырезают из сияющего и переливающегося на солнце льда детали будущей композиции. В арсенале – стамески всех мастей, резцы. Эти же инструменты, кстати, используют и резчики по дереву, вводит в курс дела один из участников фестиваля скульптор Александр Соколов:
– Для того чтобы придать ледяным граням исключительную гладкость, в ход идут и всем привычные бытовые приборы – фены и утюги. Скульптуры создаются в два этапа: сначала строители формируют основной объем из необходимого количества ледяных блоков, затем обрабатывают ледяной массив электрическими и ручными инструментами. Для работы мы используем всевозможные стамески разных размеров и форм, бензо- и электропилы. Работа кропотливая, но не сложнее, чем с любым другим видом материала.
Композиция, над которой трудится скульптор, имеет символичное название – «Надежда»: она изображает птицу, вылетающую из человеческих рук. Александр подмечает: при создании крупномасштабных ледяных фигур нужно обладать объемно-пространственным видением и чувством соразмерности с окружающей обстановкой. Нелишним будет и понимание формы, пропорций и композиции.
А вот учащиеся и студенты только пробуют свои силы на фестивале. Для Марии Семенчик и Полины Колесинской, учащихся 1-го курса специальности «скульптура» гимназии-колледжа имени И. О. Ахремчика, работа со снегом – дебют. Если не считать снеговиков, которых лепили с родителями в детстве, в шутку замечает Мария:
– Композиция, над которой мы работаем, называется «Теплая зима». Да-да, именно так! И в этом нет противоречия той морозной погоде, которая установилась нынешней зимой. Название метафорично: мы изобразили дружное семейство, состоящее из трех медведей, а их шерсть такая теплая…
– Чтобы не мерзнуть, стараюсь очень тепло одеваться: сейчас на мне три слоя одежды. Да и мама позаботилась: купила специальные непромокаемые варежки. Отдельное спасибо устроителям фестиваля: на протяжении всего дня участники могут согреться горячим чаем.
С горящими от энтузиазма глазами учащийся 2-го курса специальности «скульптор, художник, учитель» Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова Артем Третьякович вырезает из снега свою композицию. Между делом еще успевает помогать товарищу по колледжу Валерию Карпенкову. Для него, как и для большинства собравшихся здесь ребят, это первые пробы работы со снегом, рассказывает Артем:
– Снег – материал благодатный, податливый. А вот по льду работать гораздо сложнее, он прозрачный: объемы, что находятся сзади, ты видишь и спереди. Попробовать свои силы в резьбе по льду довелось буквально за несколько недель до фестиваля – на вернисаже в парке Челюскинцев, организованном нашим колледжем. Композиция, над которой работаю сейчас, называется «Детская радость»: она изображает детеныша бегемота, на нос которому присела бабочка. Скульптуру, кстати, я планирую вырезать изо льда.
Артем Третьякович: – Снег – материал благодатный, податливый
Если в процессе работы автор увлекся и отрезал лишнее, не беда: нужно всего лишь размешать снег с водой и прилепить недостающие деталь или объем, раскрывает некоторые секреты своего дела Артем:
– А еще нужно учитывать, что по сравнению со снегом лед более плотный материал. С ним мне, кстати, понравилось работать больше.
Первокурсники Белорусской государственной академии искусств Артемий Копач и Илья Леонов изваяли на фесте черепаху, на которой возвышаются три слона. Композиция отображает миф о том, что Земля плоская и покоится на спинах слонов, которых держит исполинская черепаха, демонстрирует эскиз из пластилина Илья:
– Тема фестиваля, как и в предыдущие годы, произвольная. Ранее мне довелось поучаствовать в нем, обучаясь в гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Все части фигуры вырезаем сообща с напарником – без какого-то разделения обязанностей.
Крупнейший в мире фестиваль снежной и ледовой скульптуры ежегодно проходит в китайском Харбине. По размаху с ним могут тягаться лишь японский фестиваль снега в Саппоро и канадский зимний карнавал в Квебеке. Объекты харбинского фестиваля не раз становились героями Книги рекордов Гиннесса: так, скульптурная композиция из двух частей – «Ниагарский водопад» и «Пересечение Берингова пролива» – в длину достигала 250 метров, в высоту – около девяти.
derzhanovich@sb.by