VI Международный фестиваль «ТекСтильный букет» объединил художников и мастеров Беларуси и России

Связующие нити

Национальный центр современных искусств в шестой раз стал домом для Международного фестиваля «ТекСтильный букет», объединяющего как профессиональных художников, так и мастеров из народа, увлеченных общим делом — созданием произведений из ткани. Да‑да, именно произведений, ибо текстиль в искусстве сегодняшнего дня давно вышел за сугубо прикладные рамки и претендует на полноценное представительство в художественном пространстве.


Когда‑то у истоков фестиваля встали два специалиста в совершенно разных областях: искусствовед заместитель директора НЦСИ по творческой работе Олеся Иноземцева и Наталья Гагарина — филолог, а сегодня куратор международных выставочных проектов Мемориального музея‑заповедника Ю. А. Гагарина. Беларусь для племянницы первого советского космонавта не чужая — здесь она училась в Минском лингвистическом университете и прожила много лет. Наталья Борисовна рассказывает, как пришла к идее текстильного форума — когда работала с многочисленными иностранными туристами и ездила как переводчик по Европе:

— Такие фестивали народного искусства, текстиля, лоскутного шитья очень популярны за рубежом, и мне всегда хотелось, чтобы что‑то подобное было и в Беларуси. Само название придумала одна из минских мастериц, Татьяна Кузнецова из квилт‑клуба «Валошкi». Мы начали искать площадку, где можно разместить такие работы, познакомились с НЦСИ, который стал для нас постоянным местом прописки. Рада, что «ТекСтильный букет» получил продолжение и в России: в прошлом году выставка работ участников минского фестиваля под названием «Мамины руки» прошла в музее‑заповеднике Юрия Гагарина к 120‑летию Анны Тимофеевны Гагариной, матери первого в мире космонавта. В этом году традиция продолжится.

Наталья Гагарина.

Девиз «ТекСтильного букета» меняется ежегодно — проходили фестивали, посвященные осмыслению военной, космической темы, традиций народного творчества. В этом году слоган форума — «Текстиль как любовь», и это создает неповторимо теплую, душевную атмосферу в аскетичных залах НЦСИ. Внезапно оказывается, что пэчворк — это не только умение сшить из обрезков ткани одеяло, а техника, позволяющая из лоскутков создавать полноценные пейзажи, лирические деревенские или суровые промышленные (эти работы привезли на выставку в Минск участницы квилт‑студии «Гатчина»), что войлок — это не одни лишь валенки или модные шарфы, но потрясающей красоты картины (как, например, иллюстрации к «Маленькому принцу» Сент‑Экзюпери, сделанные минской художницей‑валяльщицей Ириной Колесниковой) и что творения мастеров, получивших Национальную премию в области изобразительного искусства, спокойно могут соседствовать с искренними детскими работами.

Конечно, одна из центральных тем — народные традиции ткачества и вышивки. В залах НЦСИ видим работы, вдохновленные белорусскими ткацкими практиками, российскими промыслами и ремеслами, причем в самом широком представлении. Так, в этом году впервые в гостях у фестиваля такой интересный регион, как Карелия. Марина Гусева, ведущий специалист экспозиционно‑выставочной деятельности государственного историко‑архитектурного и этнографического музея‑заповедника «Кижи», привезла на выставку как образцы техник, используемых различными этническими группами Карелии, так и собственноручно созданные наряды, вдохновленные традиционным ткачеством и вышивкой карелов.

Марина Гусева.

«ТекСтильный букет» предельно демократичен: здесь не приветствуется любой снобизм и традиционное разделение на профессио­налов и самоучек, взрослых и детей, которым, казалось бы, нечего делать в одном выставочном пространстве, старательно затерто. Итог — разнообразие красок, стилей, жанров, имен, яркий калейдоскоп, в котором восхищение утонченными, тщательно продуманными работами профи сменяется горячим восторгом от добрых выдумок тех, кого принято называть наивными художниками. Ведь если текстиль — это любовь, то доброта — ее неотъемлемый спутник.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter