Экономическая депрессия конца прошлого и первого квартала этого года сменяется нарастающими темпами производства и внешней торговли. Не так быстро, как хотелось бы (прирост ВВП за пять месяцев составил всего 0,9% к аналогичному периоду 2016-го), но в Правительстве изначально рассчитывали на худшее. А вот внешние эксперты находят во всем происходящем определенный позитив. Например, Евразийский банк развития видит в этом не просто положительные тенденции, но и задел для будущего восстановления былых темпов развития в регионе. Вот только рисков, по мнению аналитиков, не убавилось. Наоборот, появились новые трудности, которые уже начали давить на экономические показатели.
Свеженький ежемесячный макрообзор ЕАБР собрал данные всех стран-участниц за последние полгода. На фоне коллег по СНГ наша страна выглядит скромно, но уверенно. Скажем, темпы прироста промышленного производства у нас всего 6%, а у Казахстана — 7,8%, Армении — 14,4%, Кыргызстана — 34,7%. Ниже, чем у нас, этот показатель оказался только у России — 1,7%.
Интересно, что подготовленный группой главного экономиста ЕАБР отчет озаглавлен как «восстановление каналов связи». Действительно, во втором квартале восстановилась основная связь между странами: прежде всего, выросли взаимный товарооборот и денежные переводы (к примеру, в Армении этот показатель более чем на треть выше, чем год назад). А вот уже упомянутый промышленный рост и радует, и огорчает одновременно. Ведь забавно, когда в мае показатели промышленности помогает удержать затянувшийся отопительный сезон (у нас серьезный прирост был отмечен за счет снабжения электроэнергией, газом, паром и горячей водой). Хотя было, в общем-то, не до смеха. Тем более что погода в этом году не только слегка поддержала экономику, но и сильно по ней ударит позже — во всех странах региона, в том числе и у нас, аналитики ожидают невысокий урожай. Учитывая наши объемы экспорта сельхозпродукции (почти пятая часть от общего объема), скорее всего, можем недополучить круглую сумму на продаже продовольствия. К сожалению, продолжает проседать и строительная отрасль — она показала минус 6,9%.
Из сильных сторон у нас остаются положительный баланс внешней торговли, сохранение инфляции на низком уровне, снижение ставки рефинансирования, профицит бюджета… Хотя как раз с этим могут быть проблемы, не исключают сторонние наблюдатели. В начале июня стало известно о снижении ставки вывозной пошлины на калийные удобрения с 55 до 20 евро за тонну, что окажет давление на доходы страны. Отчасти компенсировать это удастся, возможно, превышением фактических цен на нефть над ценами, заложенными в бюджете, и восстановлением объемов экспорта нефти и нефтепродуктов.
При этом эксперты Евразийского банка развития настаивают, что тенденция восстановления экономического роста у нас сохраняется. По их оценкам, ожидается выход по итогам года на рост ВВП в 1,3%. Это очень приличный рост в нынешней экономической ситуации, сложившейся в регионе.
Правда, если этого и удастся достичь, то лишь приложив усилия. Эффекта от «восстановления связей» для нашей экономики ждать явно не стоит. Все основные «плюшки» от формирования общего экономического пространства мы уже съели. Так что повторюсь: главными рисками для нас остаются невысокие цены на нефть и перспектива собрать плохой урожай, который может привести к удорожанию продовольствия, а значит, и повлиять на инфляцию. В общем, связи — это хорошо, но они решают не все.
kuletski@sb.by
Угрозы стабильности: какие риски ждут белорусскую экономику в этому году
Связи решают не все
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.