Беларусь сеет. А Европа объявляет начало продовольственного кризиса

Свой хлеб всегда с гарантией

Беларусь проводит посевную кампанию и рассчитывает на хороший урожай. Тем временем европейские страны официально заявляют о начале продовольственного кризиса

Наши недруги, а иногда и просто недалекие обыватели любят критиковать политику государства в области сельского хозяйства: мол, зачем закапывать деньги в землю. Очень примитивная точка зрения: если бы власти, а это касается любой страны мира, не поддерживали своих сельхозпроизводителей, продовольствия было бы куда меньше и стоило бы оно совсем другие деньги. Раньше у подобных «знатоков» имелся еще один довод: в мире всего хватает, можно купить на международном рынке. Правда, умалчивалось, что для этого надо что-то продать и заработать валюту. Сейчас, когда даже в благополучных сытых странах опустели полки магазинов, а обыватели дерутся за пачку муки и бутылку масла, разговорчики притихли. Даже оппоненты вынуждены признать правоту Александра Лукашенко, который не раз говорил, что надо иметь все свое. И у нас давно в достатке основные продукты питания. Но так было далеко не всегда.


Перезагрузка 

В советское время Беларусь собирала 6—7 миллионов тонн зерна. В основном оно шло на корм скоту. Продовольственное завозили из других республик. После распада ­СССР мы почувствовали, что такое разрушение прежних связей. Александр Лукашенко не раз вспоминал, что после избрания его Президентом в 1994 году на три дня в Минске оставалось муки. 
На первых порах у молодой республики просто не хватало ресурсов, чтобы поддержать свое сельское хозяйство. 
Заместитель генерального директора НПЦ НАН по земледелию Эрома Урбан вспоминает: в 1995 году было внесено только 109 килограммов на гектар действующего вещества минеральных удобрений — более чем в 2,5 раза меньше по сравнению с концом 1980-х годов. Урожайность зерновых и валовые сборы с каждым годом снижались, уже в 1999 году опустились до рекордно низкого уровня — 3,64 миллиона тонн зерна при средней урожайности 15 центнеров с гектара.


Да, тогда выдержали: что-то закупили за рубежом, где-то ужались, в итоге хватило и людям, и скоту. Но здесь, как мне кажется, и начинается точка отсчета в той поистине титанической работе, которую Президент инициировал, а потом и жестко контролировал. Речь о возрождении и дальнейшем развитии крупнотоварного сельхозпроизводства. 
Итоги ощутимы: уже в 2002 году имели почти 6 миллионов, в 2004-м — более 7 миллионов, затем несколько раз преодолевали рубеж в 9 миллионов тонн зерна. 
В этом году Глава государства поставил задачу снова выйти на такую цифру. Чтобы она стала реальностью, есть все ресурсы. Удобрений больше прошлогоднего на треть, государство в очередной раз поддержало сельчан в ремонте техники, обеспечении топливом и всем необходимым. 

Хороший заказ 

Здесь важен и такой аспект: мы не только выращиваем фуражное зерно, но и полностью закрываем потребности людей в продовольственном, производим из него самый разно­образный ассортимент продуктов.
Заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Вадим Побединский рассказал, что госзаказ на зерно — 811 тысяч тонн. Этого количества достаточно, чтобы полностью обеспечить население хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также мукой и крупой. При необходимости с учетом складывающейся обстановки он может быть скорректирован в сторону увеличения.

По словам заместителя начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Василия Ядловского, еще пять лет назад рожь в стране занимала примерно 250 тысяч гектаров. Затем площади под нее стали расти, постепенно перешли рубеж в 300 тысяч. В этом году — 356 тысяч гектаров. Прибавка связана как в целом с увеличением количества озимых, которые дают большую урожайность, чем яровые, так и с тем, что наша ржаная мука пользуется спросом в России. Поскольку у нас ее с избытком, то соседям ежегодно продавали более 100 тысяч тонн.


2020 год был относительно хорошим для сельского хозяйства: в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах собрали 1 миллион 46 тысяч тонн ржи. 2021-й год — неблагоприятный. Поэтому урожай скромнее — 845 тысяч тонн. Как видим, в любом случае этой культуры на продовольствие всегда хватает с избытком. По пшенице этот показатель соответственно 2 миллиона 754 тысячи тонн и 2 миллиона 441 тысяча. Тоже производим больше, чем съедаем.
ГОСЗАКАЗ ПО КУЛЬТУРАМ:

♦ пшеница — 530 тысяч тонн,

♦ рожь — 186 тысяч, 

♦ ячмень — 20 тысяч, 

♦ ♦ овес — 36 тысяч, 

гречиха — 30 тысяч, 

♦ просо — 10 тысяч тонн.

Сорт да дело 

Раньше существовало мнение, что достойного зерна пшеницы, пригодного для хлебопечения, вырастить в условиях Беларуси невозможно. Однако благодаря селекционному прогрессу созданы отечественные сорта озимой и яровой пшеницы высокого качества, а также разработаны и внедрены соответствующие технологии их возделывания, которые обладают уникальной адаптивностью к нашим почвенно-климатическим условиям. 
Причем если на рубеже веков наша страна еще завозила часть продовольственной пшеницы, так как своя не вся подходила для выпечки хлебобулочных изделий из-за недостатка клейковины, то сейчас уже много лет у нас достаточно своей такой пшеницы.
Кстати, все новые сорта, предназначенные для хлебопечения, которые создаются в НПЦ земледелия, проходят здесь же испытания, как говорится, на профпригодность. Из зерна делают муку, а из нее — хлеб. Его придирчиво изучают по всем параметрам. Если они соответствуют необходимым требованиям, дают добро.



Из крупяных культур наибольшей популярностью пользуется гречиха. Чтобы полностью обеспечить ею себя, надо производить в год 30 тысяч тонн. В 2020 году при урожайности 10,3 центнера с гектара собрали 28,3 тысячи тонн. Близко к потребности. Из России пришлось завезти совсем немного. 2021-й был неблагоприятным, поэтому при 6,5 центнера с гектара получили только 20,1 тысячи тонн — две трети от потребности. В текущем году под эту культуру отведено 31,7 тысячи гектаров. Даже при урожайности чуть меньше 10 центнеров с гектара можно собрать требуемое количество. 

Сладкие запасы 

С 1971 по 2002 год сахарная свекла в Беларуси занимала 45—55 тысяч гектаров. Этого было недостаточно, чтобы обеспечить производство сахара под полную потребность. Приходилось ввозить из-за рубежа сахар-сырец из тростника и перерабатывать. С выходом постановления Совета Министров от 13 февраля 2003 г. № 169 «О мерах по увеличению производства сахара из сахарной свеклы» площади под эту культуру выросли до более чем 100 тысяч гектаров. 
В результате страна не только полностью обеспечила себя сахаром из собственного сырья, но и сотни тысяч тонн его стала ежегодно экспортировать. 
В 2019 году с 96 тысяч гектаров получили без малого 5 миллионов тонн сахарной свеклы. Валовой сбор в 2020-м был чуть более 4 миллионов тонн, в 2021-м — 3 миллиона 870 тысяч. Пропорционально уменьшилось и производство сахара. Хотя его по-прежнему хватало и себе, и на экспорт, но излишки, как говорится, подгребли. Поэтому в этом году площадь под сахарную свеклу увеличили до 98,5 тысячи гектаров. Чтобы собрать, как потребовал Президент, 5 миллионов тонн, урожайность должна быть чуть больше 500 центнеров с гектара. В предыдущие годы такой уже достигали. Значит, и этот рубеж нам под силу.



Александр Лукашенко 22 марта на совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ уделил особое внимание сахарной свекле. Он заявил, что свекла, как хлеб, соль и пара-тройка других продовольственных позиций, является стратегическим товаром: «Вы видите, что сегодня за сахар идет война. К счастью, только в магазинах». Глава государства констатировал, что даже в сельском хозяйстве порой приходится работать на фоне разного рода фейков и информационных атак. Например, недавно прозвучало, что новым страшным оружием стали семена сахарной свеклы, которых якобы не будет хватать. Но поверить в это могут только бестолковые и неграмотные в сельском хозяйстве люди, считает Президент: «Семена готовили всю осень и зиму. И они готовы. Осталось некоторое количество по сахарной свекле завезти семена из России. Они сегодня осуществляют поставки. Я проблем не вижу. Я просто ставлю задачу — дополнительно высевайте, чтобы до 5 миллионов тонн получить урожай сахарной свеклы, потому что это большие деньги».
Из 5 миллионов тонн свеклы можно произвести около 630 тысяч тонн сахара. В прошлом году, неблагоприятном по погодным условиям, было 529 тысяч, из которых 346 тысяч пошло на внутренний рынок. Значит, мы всегда можем обеспечить себя сахаром.
Все хорошо будет и с растительным маслом. 88 тысяч подсолнечного в прошлом году ввезли из России и только 7 тысяч — из Украины. Даже если его перестанут поставлять южные соседи, такое количество несложно заменить российским. Есть у нас и свой страховой резерв. В прошлом году Беларусь экспортировала 336 тысяч тонн рапсового масла. В случае необходимости можно чуть больше обычного оставить себе.



АКЦЕНТ

Экономический приоритет нашей страны — обеспечение потребностей и нужд людей. Такое мнение высказала председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время посещения агрокомбината «Заря» в Могилевском районе:

— Экономический приоритет нашей страны — обеспечение потребностей и нужд людей. Самое главное, что у нас есть, — это кадры, от которых зависит все. От нас с вами сегодня зависит многое: обеспечение продовольственной безопасности, сохранение страны для наших детей и внуков.

КСТАТИ

В 19 странах еврозоны произошло ускорение инфляции до рекордного значения, сообщает Евростат. В марте годовая инфляция подскочила с 5,9 до 7,5 процента, что стало очередным рекордом. В Германии, Испании, Италии и Франции цены разогнались до максимума за несколько десятилетий.


Как вынужден констатировать Euronews, для простых потребителей хуже, что инфляция будет вызвана неизбежным продовольственным кризисом в глобальном масштабе. Впрочем, вызывают опасение не только скачущие вверх цифры на ценниках в магазинах, но и пустеющие полки, а также ограничения, которые вводит ретейл. 

На прошлой неделе глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли заявил Совету Безопасности, что ситуация вокруг Украины приведет к «катастрофе вдобавок к катастрофе» и может спровоцировать самый тяжелый глобальный продовольственный кризис со времен Второй мировой войны.

В Брюсселе официальные лица ЕС стремились заверить граждан в том, что запасы продовольствия гарантированы, но признавали необходимость среднесрочных мер во избежание нехваток. 

Тем временем правительство Германии вынуждено было признать: в стране уже начался продовольственный кризис. Крупные дискаунтеры и супермаркеты анонсировали очередное подорожание продуктов питания. Сообщается, что с полок немецких магазинов пропали некоторые товарные позиции — например, нет рапсового масла. Уже несколько недель ограничивается продажа сливочного масла и маргарина. В некоторых магазинах стоимость продуктов питания выросла на 30 процентов. И это еще не предел.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter