О том, что задачи реальные, говорит сегодняшнее состояние экономики. Экспорт за семь месяцев увеличился на 9,9 процента. За восемь месяцев ВВП вырос на 3,1 процента, средняя зарплата — 1962 рубля при годовом прогнозе 1938. Но даже при таком прогрессе следует учесть:
новые задачи сами по себе не решатся, нужен каждодневный напряженный труд по их реализации.Особое внимание, как всегда, экспорту. В 2024-м его намечено увеличить на 7,6 процента. Для выполнения прогноза постараться должны все отрасли. Большие надежды возлагаются на наш важнейший товар — калий. О значимости всего экспорта и, в частности, калийных удобрений говорит тот факт, что в этом году Президент несколько раз собирал совещания по транзиту грузов и расширению портовых мощностей. Очередное прошло 3 октября.
Вернемся на несколько лет назад. В 2020-м через Литву прошли транзитом 11 из 12 миллионов тонн белорусского хлористого калия. Главным пунктом перевалки для дальнейшего экспорта во многие страны был литовский порт Клайпеда. В июне 2021-го введены секторальные санкции ЕС в отношении Беларуси. Они включали запрет на торговлю и транзит некоторых видов калийных удобрений. В том же году ряд ограничений на продукцию «Беларуськалия» ввели США, Канада и Великобритания. В январе 2022-го правительство Литвы расторгло договор о транзитных перевозках с «Беларуськалием», а норвежская Yara под предлогом усложнения логистики отказалась от пятилетнего контракта. Как это отразилось на внешних поставках?
До 2022-го доля нашей страны в мировой торговле калием составляла 20 процентов, в прошлом году сократилась до 9 процентов. Однако мы не дрогнули. При поддержке РФ постепенно перенаправили транспортные цепочки в эту братскую страну, стали активно использовать ее порты для перевалки калийных удобрений. 18 июля на совещании у Президента первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков заявил: благодаря начатой в апреле 2022-го работе по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодняшние мощности позволяют грузить 12 миллионов тонн в год. В 2023-м рассчитываем экспортировать 8 миллионов тонн калийных удобрений.
Переориентирование значительной части калийного экспорта в порты северо-запада РФ ускорит как модернизацию старых, так и введение в строй новых терминалов, прежде всего специализированных. В Усть-Луге реализуется сразу два проекта: «Ультрамар» (12 миллионов тонн в год) и «ЕвроХим» (6 миллионов). Есть еще один строящийся портовый комплекс — Приморский УПК (7 миллионов тонн). На северном направлении комплекс для перевалки минеральных удобрений обещает появиться в Лиинахамари близ Мурманска (4 миллиона). На юге из объектов портового строительства наиболее перспективным для удобрений называют Таманский терминал навалочных грузов (5 миллионов).
Не забываем и про сухопутный транзит. Белорусский и российский президенты, учитывая, что ряд основных покупателей «Беларуськалия» в Юго-Восточной Азии, уже дали поручения профильным ведомствам оценить экономическую составляющую по транзиту белорусских удобрений по Транссибирской магистрали как через погранпереходы, так и через порты Дальнего Востока.
Конечно, всем специалистам надо срочно решать проблему, на которой заострил внимание Президент на совещании 3 октября, — транспортировка грузов в северо-западном направлении. Вариант, предложенный Главой государства, — восстановить разъезды — будет значительно дешевле по сравнению со строительством второго пути.
Правительство США вроде учло пожелания международных экспертов, перспективы развития продовольственного кризиса в мире и вывело минеральные удобрения из-под санкций в генеральной лицензии, опубликованной 24 марта 2023 года. Для этого минеральные удобрения были включены в список продуктов «жизненной необходимости». С учетом экстерриториального характера документа ожидалось скорое облегчение поставок удобрений привычными логистическими каналами.
Логичный вопрос: есть ли шанс у белорусских калийных удобрений попасть в разряд «жизненно необходимых» и тем самым быть выведенными из-под ограничений? К сожалению, предпосылок к этому в ближайшей перспективе нет. Следовательно, нам надо идти своим путем, диверсифицировать рынки и развивать логистику.
Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».