Наша страна присоединилась к международному Договору об Антарктике в 2006 году. Во время первых экспедиций полярники использовали инфраструктуру советских времен, принадлежащую Российской Федерации. Однако с расширением объемов научных исследований и прицелом на проведение зимовочных экспедиций назрела необходимость обзавестись собственной современной станцией. Ее строительство началось в 2015 году. Сегодня создание ее первой очереди вышло на финишную прямую! Корреспондент «Р» встретилась с бессменным руководителем полярных экспедиций Алексеем Гайдашовым и узнала, как продвигается создание Белорусской антарктической станции.
Как это было?
В состав одиннадцатой Белорусской антарктической экспедиции, организованной Национальной академией наук, вошли восемь специалистов. В Антарктиде они работали около пяти месяцев.
На протяжении всего сезона полярники не покладая рук продолжали строить Белорусскую антарктическую станцию. Благодаря их усилиям создание ее первой очереди вышло на финишную прямую. Сегодня там уже действует первый объект — трехсекционный модуль управления, связи и навигации. Введены в эксплуатацию новые технологические и складские помещения, рефрижераторный контейнер, гаражный бокс, обогреваемый водопровод из пресноводного водоема, а также пять из восьми секций второго объекта — лабораторно-жилого модуля. Причем каждая секция может быть автономна в эксплуатации.
— В этом сезоне мы собрали вторую половину установочной платформы восьмисекционного лабораторно-жилого модуля, а также смонтировали и ввели в эксплуатацию центральную входную секцию. Она станет сердцем этого объекта, — метафорично говорит Алексей Гайдашов, общий стаж работы которого за пятидесятым градусом южной широты, то есть в зоне Антарктики, составляет около 11 лет. — В центральной секции размещено технологическое оборудование, пульты управления дизель-генераторными установками и системой пожаротушения. Здесь же находятся источники бортового питания, которые обеспечивают бесперебойную работу всех систем на случай временного отсутствия подачи электроэнергии.
Оставшиеся три секции — медицинскую, лабораторно-жилую и жилую — смонтируют в течение следующего сезона. Когда первая очередь строительства станции будет завершена, полярники смогут отправиться в первую зимовочную экспедицию.
Для зимовочной экспедиции жизненно необходима медицинская секция, ведь условия будут непростые. Когда в прибрежной части Антарктиды наступает полярная ночь, температура воздуха опускается до минус 60 градусов. Вдобавок в феврале прекращается авиасообщение, а в марте — апреле завершается морская навигация в зоне базирования нашей станции. Восемь месяцев в году любое транспортное сообщение с Большой землей отсутствует. Получи кто-нибудь из команды травму, и оказывать помощь пострадавшему придется своими силами. Как раз на такой случай по проекту медицинская секция имеет хирургический отсек с диагностическим и операционным оборудованием.
Для зимовки не менее важна энергетическая безопасность станции. Во время завершившейся экспедиции полярники доставили в Антарктиду большую часть зимовочных запасов топлива и новый комплекс дизель-электростанции. Мощный и современный. Специалисты собрали его на месте и протестировали. Даже на предельных нагрузках он работал безотказно. Ожидается, что первая зимовочная экспедиция начнется в конце 2020 года. Это позволит ученым вести непрерывные ряды наблюдений.
— Транспортная логистика во время следующей экспедиции изменится. В начале сезона судно «Академик Федоров» в район размещения российской базы Молодежная и нашей станции заходить не будет. Поэтому двенадцатая Белорусская антарктическая экспедиция в составе 8—9 человек прибудет в Антарктиду воздушным путем. Сначала долетим до Кейптауна. Оттуда межконтинентальным рейсом доберемся до российской полярной станции Новолазаревская. Оставшиеся 1400 километров с двумя промежуточными дозаправками на бельгийской и японской полярных станциях преодолеем на небольшом самолете. Следующая экспедиция отправится в Антарктиду в ноябре и пробудет там до конца марта.
Объекты для изучения
Научный интерес нашей страны в Антарктиде весьма разносторонен. По государственной программе, которую возглавляет Академия наук, изучается аэрозольный и газовый состав атмосферы, выполняется мониторинг озонового слоя, проводятся геофизические, биологические, медицинские и климатические исследования… Создаваемая инфраструктура новой станции позволит сотрудникам экспедиции проводить научные исследования в условиях, которые во многом не отличаются от условий на Большой земле.
— За 12 лет работы в Антарктике мы создали стационарные пункты наблюдений и установили на них приборы белорусской разработки, которые позволяют проводить большую часть научных исследований в области изучения климатических и атмосферных процессов дистанционно. То есть измерения можем выполнять даже в непогоду при нулевой видимости и порывах ветра снаружи до 60 м/с, — удивляет Алексей Гайдашов.
Планируется, что уже в следующей экспедиции на станции заработают круглосуточный интернет и спутниковое телевидение.
В этом году наши полярники принимали участие в реализации двух международных научных проектов. Вместе с российскими коллегами они измеряли отражающие свойства поверхности и границы ледников. Потому не случайно в этом году в состав нашей экспедиции впервые включили обменного ученого из России.
— Наблюдая за тем, как изменяются границы ледников и состояние их поверхности, ученые могут лучше понять и прогнозировать климатические колебания на планете, в том числе глобальное потепление, — поясняет Алексей Гайдашов. — Замеры проводились одновременно с помощью наземных, воздушных и космических методов. Два сотрудника работали с приборами непосредственно на поверхности ледника, третий с помощью квадрокоптера со специальными датчиками проводил измерения с воздуха, одновременно делались снимки одним из двух космических аппаратов — белорусским БКА или российским «Канопус-В». Сейчас все данные сопоставляются и анализируются. Ориентировочно осенью будут первые результаты.
Не менее интересный объект для изучения — пресноводные озера Антарктиды. Их исследованием наши полярники занимались вместе с Финским метеорологическим институтом. Финская сторона предоставила высокоточное оборудование. На трех водоемах наши полярники оборудовали гидрологические посты, где на протяжении всего сезона в автоматическом режиме измерялись уровень и температура воды. Результаты измерений через спутник передавались в базу данных на Большой земле, свободный доступ к которой открыт для мирового научного сообщества. Алексей Гайдашов объяснил повышенный интерес к изучению пресноводных антарктических водоемов:
— После определенного уровня наполнения эти водоемы периодически прорываются, и сотни тысяч кубометров пресной воды попадают в морскую акваторию. Там происходит сильное опреснение воды, а на берегу вместо озера остается лишь пустая чаша. Этот процесс цикличен и тесно связан с климатическими колебаниями. Зная, что в Антарктике в замороженном состоянии находится 90 процентов всей пресной воды земного шара, мы можем только представить, что произойдет с планетой, если все это начнет таять…
Неблизкий путь
Что до выездов за пределы станции, то они крайне опасны. В пути полярников подстерегают ледовые трещины и мгновенно меняющаяся антарктическая погода. Никаких дорожных ориентиров нет — бесконечная белая пустыня. Чтобы не заблудиться, основные трассы движения разметили специальными сигнальными вехами на расстоянии 20—40 метров друг от друга. Они выкрашены в красный и черный цвета и имеют световозвращающую поверхность. Благодаря им полярники могут найти путь на станцию даже в непогоду. На случай поломки или аварии вся техника оборудована средствами связи. Машины для дальних выездов в придачу оснащают спутниковыми аварийными маяками и навигаторами. В целях безопасности техника передвигается группами — минимум по два снегохода. Если один сломается, то другой доставит людей на станцию.
Замеры границ ледников проводились одновременно с помощью наземных, воздушных и космических методов.
В течение сезона полярники изучали морские и наземные биологические ресурсы. Исследования проводили с использованием современных приборов, в том числе подводного аппарата с дистанционным управлением «ГНОМ». Специалисты также сумели отобрать значительное количество проб и образцов антарктической растительности и микроорганизмов. Изучение их уникальных свойств позволит создавать новые прорывные биологические и медицинские технологии. Обрабатывать и анализировать собранные материалы исследований будут ученые из Академии наук и других научных учреждений.
Следующий шаг — улучшить возможности связи с Большой землей. В этом сезоне полярники смонтировали необходимое спутниковое оборудование и платформу со спутниковой «тарелкой». Планируется, что уже в следующей экспедиции на станции заработают круглосуточный интернет и спутниковое телевидение. Это позволит ученым оперативно передавать материалы исследований в Академию наук и регулярно пополнять международные научные базы данных. Необходимость психологической разрядки в условиях полярных широт, замкнутых пространств и ограниченного круга контактов тоже никто не отменял. Несколько каналов спутникового телевидения и возможность безлимитной переписки со своими близкими во многом помогут решить эту проблему.
Фото предоставлены Республиканским центром полярных исследований
gorbatenko@sb.by