Апокалипсиса не случилось: мрачные предсказания середины прошлого года о глубоком продовольственном кризисе не оправдались. Засуха, ураганы и другие погодные катаклизмы прошлись черной волной по некоторым регионам, но в целом провалы на их полях компенсировались приличными урожаями в других частях планеты. Поэтому в глобальном масштабе производство продуктов питания находится на вполне достойном уровне. Другой вопрос, что мир трансформируется и единого рынка продовольствия становится все меньше. Мировая аграрная отрасль переживает стремительную сегментацию. И старые механизмы перетекания продовольствия из одних стран в дефицитные регионы дают все больше сбоев. По какой парадигме будет развиваться индустрия производства продуктов питания? Об этом рассказала заведующий кафедры инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета доктор экономических наук, профессор Наталья Киреенко.
В 2020 году Сингапур резко опустился на 20-е место в «продовольственном рейтинге», а сейчас находится на 28-м.
Импортом производство не заменишь
Рейтинги, которые составлялись международными институтами, всегда носили определенную тень субъективизма. Но в последний год они стали в весьма значительной степени политизированы. Поэтому к позиции Беларуси в Глобальном рейтинге продовольственной безопасности можно и нужно относиться со значительной долей скептицизма. В 2022-м страна получила рекордно высокий в своей истории урожай, который особенно достойно выглядит на фоне разнообразных погодных и иных проблем в других регионах — традиционных производителях сельскохозяйственной продукции. Тем не менее рейтинг нам снизили. В чем логика? В информационном противостоянии, в котором аналитические выкладки — один из видов оружия.Впрочем, если дело касается западных стран и их союзников, то Глобальный рейтинг продовольственной безопасности достаточно репрезентативный. Поэтому, анализируя его, можно представить тренды, которые протекают в западном мире.
— Рейтинг за 2022 год наглядно показал, что страны, обладающие собственным устойчивым сельскохозяйственным производством, наиболее безболезненно перенесли период пандемии и сейчас переживают эпоху глобальной трансформации мировых рынков, — объясняет Наталья Киреенко.
И приводит конкретный пример. С 2012-го, когда начали составлять «продовольственный рейтинг», Сингапур всегда занимал одну из лидирующих позиций в нем. Не всегда первое место, но стабильно входил в топ-5. В этом небольшом государстве высокие среднедушевые доходы населения, хорошая покупательная способность. Однако аграрная отрасль в силу ряда объективных обстоятельств развита слабо. Сингапур — дефицитный регион по продуктам питания. Но богатая страна привлекательна высокомаржинальным рынком для поставщиков продовольствия со всего мира. Хотя к ним местными властями предъявляются высокие требования по качеству.
В 2020 году Сингапур резко опустился на 20-е место, а сейчас находится на 28-м.
— Локдауны, сбои в поставках продукции стали причиной «падения» Сингапура, — отмечает эксперт. — А на первые позиции выдвинулись такие страны, как Финляндия, Ирландия и Норвегия. Все три страны специализируются на животноводстве. В Норвегии и Ирландии еще развита и рыбоводческая отрасль. И это позволяет обеспечить стабильность на внутреннем рынке продовольствия. Разрыв логистических, производственных цепочек из-за пандемии и геополитической напряженности ярко показал: наиболее успешно проходят этот непростой период мировой истории именно государства со стабильным и устойчивым собственным аграрным производством и перерабатывающим комплексом. И Беларусь входит в их число. Как наши результаты оценивают аналитики из тех или иных стран — это другой вопрос. И лежит он сегодня скорее не в сфере сельского хозяйства, а политики и идеологии.
Региональный ориентир
Наталья Киреенко убеждена: мировой рынок продовольствия, как и другие отрасли глобального рынка, ждет сегментация. И большинство государств и региональных объединений намерены ориентироваться в первую очередь на обеспечение продуктами питания своих граждан. С этой целью в различных регионах будут предприниматься и трансформация своего аграрного производства, и создание необходимой инфраструктуры, и шаги для защиты внутреннего рынка. Например, Египет открыл собственную биржу по торговле зерновыми. Тем самым он старается уйти от разных неожиданностей, которые связаны с проведением операций на торговых площадках в развитых странах. На египетские торги допускаются все игроки рынка, без дискриминации, которая возникает в Нью-Йорке и Лондоне в отношении производителей из тех или иных государств по политическим мотивам. Хорошее географическое положение Египта позволяет ему стать продовольственным хабом между крупными поставщиками из Евразийского региона и многочисленными потребителями на Африканском континенте.Если говорить о тех перекосах, которые возникают на продовольственном рынке, например из-за потоков дешевого зерна и другой продукции из Украины, то это временное явление. Наталья Киреенко говорит: некогда подписанное соглашение об ассоциации между Киевом и Брюсселем на самом деле не столь сладкое, как поначалу казалось политическим элитам и населению. Даже после 2014-го ЕС не открыл широко двери для украинских товаров: действовал ряд ограничений. Поставки сельскохозяйственной продукции квотировались. Причем квоты заканчивались в первые два-три месяца в начале года. Сейчас Европа распахнула двери для украинского продовольствия в силу неких геополитических причин. Естественно, страдает местный производитель. И например, если раньше Украина ввозила в ЕС растительное масло и уже на месте его бутилировала, то сейчас активно экспортируются семена подсолнечника. По ряду причин украинские аграрии не могут переработать урожай. И сбывают его в Европе. Но, по мнению специалиста, так долго продолжаться не будет: европейцы не станут продлевать льготные режимы, так как жестоко страдает свой производитель.
— Сегодня все страны и регионы будут стараться обеспечить стабильную и устойчивую работу собственных аграриев и переработчиков, — убеждена Наталья Киреенко. — До определенного времени на мировом рынке существовала конкуренция, когда каждая страна или регион тянули одеяло на себя, стараясь захватить более выгодные позиции на экспортных рынках. Но в результате такой политики зачастую страдали производители. Сейчас глобальные механизмы мировой торговли дают сбои. И регионализация мировой экономики заставляет буквально все государства и регионы ориентироваться на проблему национальной продовольственной безопасности.
volchkov@sb.by