![](/upload/iblock/c4c/c4cb94739c45861b76ccbe25bf366389.jpg)
Учебники журналистике не научат
Леонид Ребковец, Анастасия Бойко и Дарья Болохнина – студенты журфака разных курсов и специальностей. Ребята учатся во вторую смену. Им бы высыпаться до начала занятий, но каждое утро нужно бежать на работу. Такая самостоятельность обходится слишком дорого. Свою историю рассказывает третьекурсница Настя:
![](/upload/iblock/cbf/cbff10870fbea06269e781f881ac4952.jpg)
Студентка схлопотала выговор, а затем и вовсе попала в списки на отчисление. После нескольких объяснительных ей разрешили отработать все пропуски, что она и сделала за неделю.
С похожими трудностями столкнулся и ее одногруппник Леня:
![](/upload/iblock/5dd/5ddfde31e20ef35d012848a5289939db.jpg)
Даша в этом году выпускается из университета. В ее группе 26 человек, и почти все устроились по специальности.
![](/upload/iblock/e0f/e0f60ac82cc73af51e3370c22930d3bc.jpg)
Девушка признается, что ей повезло с преподавателями. Иногда она приходила на 15 минут на пару, выполняла задание, отпрашивалась и уходила. Сейчас совмещать работу с учебой проще, ведь можно выполнять поручения руководства удаленно.
С этого года ребята ходят на пары каждый день. Однако бросать работу не собираются. Если потом и возникнут проблемы, то молодые люди уверены – выход можно найти всегда. Да и в будущем не придется беспокоиться о том, как получить заявку на распределение. Рабочее место уже есть.
Что думают в вузах
В БГУ возможность свободно посещать занятия была предоставлена только студентам Института журналистики. Но с этого года его отменили и на журфаке – резко снизилась посещаемость. Преподаватель кафедры истории журналистики и менеджмента СМИ Инга Воюш уверена, что вуз должен найти золотую середину, которая позволит студентам и поддерживать уровень знаний, и постоянно профессионально совершенствоваться:
– На нашем факультете есть определенная специфика и по книжкам творческой профессии не научишься. У нас много практики, но и вне учебы нужно нарабатывать портфолио, ведь без него в СМИ не возьмут. Сейчас у нас строго с пропусками, поэтому перед студентами выпускного курса стоит дилемма: окончить университет и потерять работу или работать, но рисковать успеваемостью.
Делаю звонок в БГЭУ. Здесь свободное посещение дают только спортсменам, участникам сборной страны. Пропуск занятий по неуважительной причине считается нарушением, и такие студенты отчисляются. В учебно-методическом отделе Витебского государственного медицинского университета моему вопросу очень удивились, ведь у них с посещением занятий очень строго:
– Студенты, которые в будущем станут врачами, обязаны ходить на лекции. Ведь вы не доверите свою жизнь хирургу, который учился оперировать по скайпу? Каждый случай рассматриваем индивидуально и в редких случаях даем свободное посещение старшекурсникам, у которых есть маленькие дети.
В Полоцком государственном университете руководство идет навстречу студентам. Исполняющая обязанности начальника учебно-методического отдела Надежда Борейко перечислила главные критерии, по которым обучающиеся получают свободное посещение, – это хорошая успеваемость и работа по специальности. И всем, кто писал заявление, давали разрешающий документ:
– Главное, чтобы студенты выполняли все задания и благополучно сдавали сессию. Теоретический материал можно прочитать в электронном виде. Из минусов – недостаток личного контакта с преподавателем, да и при самостоятельном изучении тяжело получить такой объем знаний, который дается на лекциях.
Нашли альтернативу
В БГУИР студенты начинают работать уже со второго курса. Однако они не переживают из-за пропусков занятий, ведь у них есть хорошая альтернатива – изучать отдельные дисциплины «на расстоянии». Можно не бросать университет, а выбрать предмет, который не получается посещать, и изучать его самостоятельно с применением дистанционных образовательных технологий.
Что для этого нужно сделать? Обратиться с заявлением на факультет инновационного непрерывного образования и заключить договор об оказании образовательных услуг в дистанционной форме для изучения отдельных дисциплин. Далее студент в любое удобное время в личном кабинете в онлайн-режиме изучает теоретические материалы и выполняет все задания и тесты, предусмотренные учебной программой дисциплины. Если возникают вопросы, то с помощью информационно-коммуникационных технологий, например, видеосвязи, можно получить консультацию у преподавателя. После того как материал усвоен, добро пожаловать на зачет или экзамен.
Заместитель декана по учебной работе и информационным технологиям факультета инновационного непрерывного образования Андрей Кривенков отмечает, что такой формат больше подойдет для мотивированных ребят.
– Если студент способен самоорганизоваться и самостоятельно изучить материал и выполнить все задания, то обучение будет успешным. Если он подойдет к учебе безответственно, то при аттестации по дисциплине шансы на успех невелики.
Есть и небольшой нюанс. Чтобы сдать зачет или экзамен, все-таки придется приехать в университет.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:
![](/upload/iblock/302/3024f384e4c13710710ad649a5679bd5.jpg)
tochickaya@sb.by
Фото из личного архива героев