Рост розничного товарооборота, увеличение доли отечественных товаров: МАРТ — об актуальных вопросах отрасли

Свежий взгляд на прилавок

Несмотря на все хитросплетения мировой политики и глобальные кризисы, торговля в Беларуси активно развивается. Подтверждают это не только данные статистики — наверняка с ними согласятся и потребители, практически каждый день посещающие магазины. Число последних, к слову, вопреки прогнозам скептиков, настороженно отнесшихся к введенной системе ценового регулирования, растет. Вместе с тем точки для приложения повышенного внимания все еще остаются. При этом Президент не раз обращал внимание на то, что регулятору необходимо следить за развитием ситуации на потребительском рынке и в зависимости от этого принимать решение, есть необходимость вмешиваться в те или иные процессы или нет. Своим видением положения дел в отрасли поделилось руководство Министерства антимонопольного регулирования и торговли на прошедшем недавно в Минске международном форуме «Трейд Диалог».


Динамика по отрасли — позитивная

Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова, говоря о значимости отрасли, напомнила: 


— Торговля — один из ключевых драйверов экономики и основное звено формирования бюджета страны. В этой сфере занято 593 тысячи человек. Благодаря труду этих людей формируется 10 процентов ВВП Беларуси. Для сравнения: в обрабатывающей промышленности, которая занимает первое место, задействовано 875 тысяч человек и формируется 21 процент ВВП страны. 

Складывающая ситуация в торговле во­одушевляет регулятора. Одна из положительных тенденций связана с увеличением расходов покупателей на непродовольственные товары в первом полугодии 2024-го — удельный вес этой группы товаров в розничном товарообороте по сравнению с январем — июнем прошлого года вырос на 1,9 процента. За этот же период заметно превзошел годовой прогноз и розничный товарооборот — он прибавил 11,5 процента. Для сравнения: годовой план был скромнее — 4,5 процента. 

— Когда в стране растет розничный товарооборот, это говорит об активности населения, которая зависит в первую очередь от заработной платы, размеров потребительских кредитов, свободного движения денежной массы, насыщения торговли широким ассортиментом товаров, — обратила внимание замминистра.

Помимо этого, на 7,9 процента вырос оптовый товарооборот и составил 88,7 млрд рублей, на 11,7 процента, до 2,9 млрд руб­лей, — товарооборот общественного питания. 

— Динамика в целом по отрасли более чем позитивная, — прокомментировала замминистра.


Есть где закупиться

Еще один тренд — увеличение числа торговых объектов. За первое полугодие открыто 1,2 тысячи торговых объектов. Их сегодня 129,5 тысячи. Общая торговая площадь превышает 13 млн квадратных метров. В результате обеспеченность населения торговыми площадями составляет 874 квадратных метра на тысячу человек — это в 1,4 раза превышает установленный норматив. 
Самые распространенные форматы торговых объектов в стране — магазины. Их насчитывается более 54,4 тысячи.
В разрезе площадей наибольшее число занимают магазины формата «у дома», торговая площадь которых не превышает 100 квадратных метров. Их свыше 39,8 тысячи. При этом многие магазины — сетевые. Так, в Беларуси сегодня функционирует 5 тысяч сетевых субъектов торговли, которым принадлежат 35 тысяч магазинов, — это около 64 процентов от общего количества магазинов страны. На начало текущего года 13 самых крупных торговых сетей в республике концентрировали 44 процента продовольственных магазинов и 70,6 процента их торговых площадей. 

И этот процесс происходит, несмотря на прогнозы скептиков о сокращении числа объектов на фоне введения ценового регулирования. В этой части, к слову, ожидаются очередные незначительные корректировки, параллельно идет работа над новым механизмом установления стоимости товаров, не таким жестким, как постановление Совмина № 713, но таким же эффективным и обеспечивающим справедливое цено­образование. 


— Да, меньше стала рентабельность торгового звена. Она не такая, как хотелось бы, наверное, торговле, мы об этом часто говорим с представителями ретейла. Составляет чуть более 1 процента. Хотелось бы, чтобы доходила до 2—2,5 процента, тогда ретейл более свободно себя чувствует, охотнее инвестирует в свое развитие. И все же сфера не стоит на месте, — прокомментировал министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов. 

— Кроме того, в первом полугодии 2024-го наблюдается хоть и незначительный, но рост количества торговых объектов, расположенных в сельской местности. В первую очередь магазинов. Их стало больше на 87 единиц. Таким образом, произошло преломление тенденции сокращения торговых объектов в глубинке. Это связано с принятием в феврале 2024-го Указа № 42, которым, по сути, возобновлено действие льгот для торговли и бытовых услуг на селе, заложенных в ранее действовавшем Указе № 345 о торговле на селе. Отмечу также, что утверждена общереспубликанская концепция обслуживания сельского населения в отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2024—2027 годы, которой предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, экономическому стимулированию, финансовой поддержке организаций и повышению качества оказываемых услуг, — сообщила Нина Емельянова. 
Число торговых центров с начала текущего года увеличилось на девять единиц и составило 590, рынков стало на один больше — их сейчас 364
Прорывным стал 2024-й для сферы онлайн-торговли. За последние шесть лет ее удельный вес в розничном товарообороте увеличился с 3,7 до 8,1 процента. За первое полугодие 2024-го выросло и число интернет-магазинов — на 386 единиц, и сейчас их более 30 тысяч. Кстати, чтобы держать руку на пульсе развития сферы, недавно были внесены изменения в закон о торговле и соответствующее постановление Совмина в развитие закона, где отрегулировали те новации, которые есть на рынке. Например, дали определение маркетплейсам.

— Основная суть изменений — обеспечить защиту прав потребителей в онлайн-сфере, обязать современные формы виртуальной торговли доводить информацию и отвечать перед покупателями за проданный товар, — отметил министр.


Свое должно быть в приоритете 

Пристальное внимание регулятор уделяет насыщению внутреннего рынка отечественными товарами. Тем более что поработать придется: наметившийся тренд на увеличение доли белорусского в торговле приостановился. Глава МАРТ Алексей Богданов объяснил складывающуюся ситуацию расширением ассортимента вслед за спросом и ростом продаж как импортных, так и наших товаров. Повлияла на положение дел и возросшая популярность маркетплейсов и интернет-магазинов. 

— В целом большой проблемы мы не видим. Идет перераспределение спроса, на ситуации сказывается конкуренция, которой не надо бояться. При условии, что она будет здоровой, тогда это поможет усовершенствовать нюансы выпуска и реализации продукции. Конкуренция подстегивает наших производителей активнее работать над себестоимостью, качеством, продвижением, информированием потребителей о свойствах и преимуществах товаров, их внешним видом. И торговля должна идти навстречу производителям и организовывать мероприятия по продвижению их продукции. Сегодня белорусская полка как никогда активно смотрит на отечественного производителя. Потребители весьма лояльно относятся к своему, мы это видим, — прокомментировал Алексей Богданов. — В вопросе насыщения рынка товарами нужно искать баланс, который позволит развиваться национальной экономике и удовлетворять растущий спрос наших потребителей.



— Мы должны усилить нашу совместную работу и обеспечить положительную динамику продаж всех оте­чественных товаров. Так, в плане социально-экономического развития страны на 2024-й обозначено: по итогам года обеспечить долю продаж товаров в 62 процента, — напомнила Нина Емельянова. 

Создать условия для роста

Для увеличения доли белорусских товаров в продажах МАРТ совместно с заинтересованными принимает ряд мер. Так, например, в прошлом году было подписано соглашение с владельцами торговых центров о предоставлении с 1 ноября 2023-го на льготных условиях нашим производителям торговых площадей в аренду.

— Но те не воспользовались в полной мере этими преференциями: у нас только 42 объекта открыто на льготных условиях. В ноябре этого года будем пролонгировать соглашение. Надеюсь, производители больше уделят внимания этому вопросу. У нас 223 торговых центра входят в эту систему льготной аренды — это практически треть всех торговых центров страны, — акцентировала замминистра.



Кроме того, для содействия продвижения отечественных товаров в интернете 30 июля 2024-го между МАРТ и крупным маркетплейсом подписано соглашение о сотрудничестве в сфере интернет-торговли и продвижения на внутреннем и внешних рынках товаров, произведенных в Беларуси. Разработана и дорожная карта по его реализации. В соответствии с соглашением наша продукция с недавнего времени размещается в отдельном каталоге на маркетплейсе. Аналогичная работа — по выделению белорусских товаров специальными обозначениями — идет с другими маркетплейсами и интернет-магазинами. 

Свой вклад в увеличение доли оте­чественных товаров вносит и постановление Совмина № 992, которым предусмотрена система льготного потребкредитования. На 1 августа заключено почти 54 тысячи кредитных договоров на 270 миллионов рублей. 

— Совместно с министерствами, концернами, местными органами власти принимаются и другие дополнительные меры для увеличения доли продаж продукции отечественного производства. Достижение цели в 62 процента по итогам года возможно только общими усилиями всех участников потребительского рынка. Каждый должен решить свои задачи. Ретейл — создавать достойные условия для продажи белорусских товаров и повысить уровень торгового обслуживания, ресторанный бизнес — активизировать работу с нашими производителями. Производители — снижать себестоимость и повышать качество товара, усиливать маркетинговую политику и работу по импортозамещению, — подчеркнула замглавы МАРТ.



КСТАТИ

Активно развивается и отрасль общественного питания. Если в 2020—2022 годах количество объектов общественного питания сокращалось, товарооборот уменьшался, то сейчас сфера развивается достаточно динамично. Обеспеченность населения местами в общепите также достигла норматива социального стандарта и составила 43 места на тысячу человек, что говорит о восстановлении. Наиболее распространенные типы объектов общественного питания — столовые и кафе. На их долю приходится свыше 4,6 тысячи и более 3,3 тысячи объектов. Также функционирует 2,6 тысячи мини-кафе, более 1,8 тысячи баров, 1,7 тысячи буфетов, свыше 1,3 тысячи кафетериев, 1,4 тысячи кофеен, 768 ресторанов, 661 столовая-раздаточная, 658 летних кафе, 551 закусочная, 420 кафе быстрого обслуживания, 352 магазина-кулинарии, 337 ресторанов быстрого обслуживания, 152 мини-бара.

Более востребованными становятся заведения, которые отличаются быстрым приготовлением и подачей блюд и их невысокой стоимостью. Создана и продолжает развиваться сеть специализированных объектов общественного питания национальной направленности. За первое полугодие их количество увеличилось на 21, и сейчас в стране 238 объектов общепита, специализирующихся на приготовлении блюд национальной кухни, на 20 тысяч мест.




druk@sb.by

Фото из архива «СБ»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter