Монтажник Олег Лимановский, прораб Александр Белодедов и экскаваторщик Юрий Святский.
Стройка как призвание
…Под окнами, еще укрытыми полиэтиленовой пленкой, рычат автомобили. Порывы снежного ветра снаружи бьются в стеклянные рамы. А в десятиэтажке по улице Чкалова в Витебске уже тепло и уютно — завершаются отделочные работы.— Пахнет краской и сырой штукатуркой, — улыбаются молодые маляры‑штукатуры супруги Братовы. — Для нас этот запах — лучший из всех. Привыкли. И другой профессии не представляем.
Леонид и Алеся — представители Шумилинской ПМК‑70. Каждый день приезжают за полсотни километров сюда, на объект и помогают коллегам из областного центра в качестве подрядчиков.
«Дуэт» Братовых на судьбу не сетует. Леонид стал подрабатывать на стройках еще в пятнадцатилетнем возрасте. Алеся переквалифицировалась в отделочники из… бухгалтеров. Сегодня молодые строители утверждают: нужно заниматься тем, что сердцу ближе. Их все устраивает: работа интересная, зарплата хорошая.
Алеся и Леонид Братовы.
— Умеешь трудиться на совесть и хочешь заработать — заработаешь, — констатирует глава семьи. — Быть строителем престижно. Мы построили для себя трехкомнатную квартиру, купили автомобиль, воспитываем 17‑летнего сына и 14‑летнюю дочь.
Руководство организации семейному тандему Братовых доверяет самые важные участки, знает: все сделают на совесть. По итогам работы за год Леонида номинируют на звание «Человек года Витебщины».Не представляет своей жизни без новостроек и витебский каменщик Андрей Левков. Он рассказывает:
— Демобилизовался из армии и прямо в военкомате увидел объявление о приеме на работу. Так и пришел в стройтрест № 9. Было это 15 лет назад…
Андрей Левков.
За прошедшие годы Андрей стал первоклассным специалистом. В трудовой биографии — первое и второе места на республиканском конкурсе каменщиков, около десятка построенных домов, школа, детсад и другие объекты.
Менять профессию Андрей, конечно же, не собирается. Но обращает внимание: нужно срочно корректировать давно состарившиеся нормативы и расценки. Иначе хорошие специалисты уйдут туда, где предложат более комфортные условия.
А что руководители?
Согласен с мнением каменщика и генеральный директор ОАО «Строительный трест № 9 г. Витебск» Андрей Голубев:— У нас трудятся чуть больше 500 человек. Средняя зарплата — 1300 рублей. Нужны кадры по 50 профессиям — еще как минимум сотня сварщиков, плотников, бетонщиков, маляров, машинистов бульдозеров, экскаваторов и других специалистов. Могли бы принять, но их нет.
Руководитель сообщает: в строительных госпредприятиях и организациях действуют одинаковые расценки на выполненные работы. По некоторым параметрам их действительно нужно пересматривать.— Если отделочникам чуть проще заработать сумму побольше, то тем же каменщикам нужно брать только повышенными объемами. А ведь силы не безграничны… Поэтому и приходится искать консенсус, договариваться. У нас большое количество объектов в Витебске и области, особенно с учетом будущего форума регионов Беларуси и России. Никаких проблем нет с финансированием — дай Бог освоить выделенные средства. Но, конечно же, у частных стройорганизаций больше возможностей финансово мотивировать людей — накладные расходы поменьше и нет сдерживающих рамок в расценках. А тут руки связаны. Тем не менее костяк организации, а это опытные и надежные кадры, мы сохраняем.
Имеются проблемы с высококвалифицированными рабочими и у одного из крупнейших застройщиков Витебской области — ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк», где сегодня трудятся свыше тысячи человек. Хотя средняя зарплата тут с начала года — около 1,7 тысячи рублей. Организация может принять на работу еще человек 40 — опять же нужны каменщики, плотники, монтажники, машинисты…
Генеральный директор Яков Стародубов отмечает, что для закрепления кадров используются все возможности. Два комфортных общежития, материальная поддержка молодым специалистам, социальный пакет, возможность быстрого карьерного роста... Приветствуется повышение квалификации.
— У нас много объектов, где нужны опытные профессионалы, — рассказывает Яков Александрович. — Мы востребованы. И география солидная… Жилые дома в Браславе и Полоцке, животноводческие объекты в Верхнедвинском районе, детский садик, жилье и полигон твердых бытовых отходов с перерабатывающим комплексом в Новополоцке. Финансирование — ритмичное. Было бы больше своих людей — меньше пришлось бы задействовать подрядчиков, да и темпы реально ускорились бы.
В стройтрест № 16 идут работать выпускники ПГУ, полоцкого, новополоцкого и лепельского колледжей. Желающие тут же делают карьеру. Например, Александр Белодедов, уже работая на предприятии, получил высшее образование и в 23 года стал мастером. Кристина Киселева тоже заочно окончила Полоцкий госуниверситет — из маляров выросла до мастера, курирует отделочные работы. Почти каждый второй работник — в возрасте до 39 лет. Почему же кадров по‑прежнему из года в год не хватает, хотя все заявки стройтреста учебные заведения выполняют? Оказывается, многие из новобранцев, придя по распределению, остаются на пару месяцев и, набравшись ценного практического опыта, уходят в армию. А потом не возвращаются — время обязательной отработки закончилось.
Куда уходят кадры
В главном управлении образования Витебского облисполкома озвучили: только за прошлый год учебные заведения области отправили на объекты региона свыше 100 новоиспеченных строителей со средним специальным образованием, 320 — с профессионально‑техническим и 190 — с высшим. Начальник отдела профессионального образования управления Александр Королев высказывает свою точку зрения на проблему:— Кадры готовим из года в год, все заявки выполняем. В этом учебном году увеличили набор абитуриентов на 20 процентов. Но предприятиям и организациям нужно плотнее работать с выпускниками школ по профориентации, а также в плане последующего закрепления молодых специалистов.Александр Анатольевич убежден: следует более широко использовать профильные классы в школах, целевую подготовку с бонусами к стипендиям в ссузах. Сейчас набор на строительные профессии осуществляют пять городских и три сельских колледжа, организована переподготовка по программам дополнительного образования взрослых.
— При необходимости мы можем увеличить наборы, пусть стройорганизации собирают свои группы, — предлагает Александр Королев. — Но пока инициативы в этом плане мало. Главные причины дефицита — недостаточно высокая зарплата, быстрый уход в армию после окончания ссуза, малое количество целевиков и, как следствие, низкая закрепляемость кадров. В итоге из десяти наших выпускников в профессии остаются лишь три‑четыре…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Героев, заместитель председателя Витебского облисполкома:
— Проблема кадрового обеспечения строительных организаций остра не только для Витебщины, но мы как приграничная территория более подвержены оттоку рабочих. Если раньше наши специалисты в поисках лучших условий просто «путешествовали» из одной областной организации в другую, сегодня они едут на работу в крупные российские города — Москву, Санкт-Петербург. Получают зарплату в конвертах, не думая о завтрашнем дне и будущей пенсии.
В новом году из-за недостатка профессионалов будем делать акцент на панельном домостроении. Поэтому витебскому ДСК необходимо увеличивать мощности и переходить на трехсменную работу. Организовать это пока проблематично — желающих трудоустроиться нет, несмотря на предлагаемую зарплату от двух тысяч рублей. Так что кадровый дефицит в отрасли необходимо решать комплексно: со школьной скамьи готовить к профессии, повышать ее престиж, а также пересмотреть вопросы закрепляемости кадров и повышения расценок на предприятиях. Полумерами не обойтись.
ФАКТЫ
В 2023 году в Витебской области сдано в эксплуатацию около 310 тысяч квадратных метров жилья. В нынешнем планируют возвести не менее 320 тысяч «квадратов». Кроме этого, здесь будут реализовывать важные инвестпроекты. В их числе — реконструкция областной инфекционной больницы, строительство хирургического корпуса ВОКБ, новые детсады в витебском микрорайоне Билево, Полоцке и Лепеле.
Begunova@sb.by