На детскую игрушку падает килограммовый диск, ее бросают с метровой высоты. Теперь 100-процентная гарантия безопасности?
Большие и маленькие, мягкие и твердые, металлические и пластмассовые, развивающие и развлекающие, разных цветов и форм… Перед родителями, которые хотят порадовать своих малышей, в торговых сетях и на рынках открывается огромный выбор игрушек на любой вкус и кошелек. Более того, в нашей стране открыт не один специализированный магазин. Кто следит за тем, чтобы товар был качественным, а в руки мальчикам и девочкам попадали только безопасные машинки, конструкторы и куклы?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспонденты «СГ» отправились в Белорусский государственный институт метрологии.
Ведущий инженер по испытаниям Ярослав Скуматов.
Габариты имеют значение
Допустим, вы производитель игрушек или поставщик, который привез партию условных кукол из Китая. Сразу продавать их вы не имеете права: в странах Евразийского экономического союза игрушки, предназначенные для детей от нуля до 14 лет, подлежат обязательному подтверждению соответствия стандартам качества и безопасности. Эксперт организации, имеющей право выдавать такие сертификаты, отсмотрев партию, сделает выборку — отложит типовые образцы, которые будут испытывать на соответствие техрегламенту. Производитель или поставщик сам может выбрать орган сертификации. На соответствие гигиеническим параметрам товары для детей проверяют лаборатории Минздрава. А БелГИМ — одно из тех мест, где можно получить протокол по физико-механическим свойствам.
— К нам детские игрушки поступают из органов по сертификации, — вводит в курс дела ведущий инженер по испытаниям БелГИМ Ярослав Скуматов. — Мы проверяем товары на безопасность для потребителя.
В ведении Ярослава Валентиновича — различные устройства, формы и механизмы для детальной экспертизы. А еще — всевозможные стрелялки, машинки, плюшевые мишки, за проверкой которых нам разрешили понаблюдать. По словам инженера, условно игрушки, которые подлежат испытанию, делят на две группы: для детей от нуля до трех лет и от трех до 14 лет. Изделия, предназначенные для грудничков (до 12 месяцев), проверяют по дополнительным параметрам.
Берем на экспертизу погремушку. Яркая, привлекательная, шумная, если потрясти. Но отвечает ли она стандартам безопасности?
— В игрушках для грудных детей важны габариты, — объясняет Ярослав Скуматов. — Малыш тянет все в рот. Соответственно, любой предмет должен быть таких размеров, чтобы не смог навредить.
Для проверки в лаборатории есть специальные металлические шаблоны. С ходу и не поймешь, что они имитируют детский рот. Просовываем в такой игрушку. По-хорошему она не должна выступать за нижнюю плоскость. Так и происходит с нашим образцом. А вот если бы она прошла дальше, следовало бы насторожиться: значит, ребенок, попробовав ее на язык, смог бы дальше протолкнуть предмет и подавиться.
Еще один шаблон — конус с отверстием и неровным дном — служит «горлом малыша». В него вставляют все маленькие детали, которые есть у игрушки. Если значительная часть конструкции остается торчать сверху, проверку она проходит: в случае беды будет за что ухватиться, чтобы вытянуть ее из горла. Если проваливается полностью — беда, для детей младше трех лет не подходит.
Следующий этап проверки — на прочность. Внутри погремушки много маленьких шариков, благодаря которым, собственно, и создается характерный звук. Пока они недоступны для ребенка, их можно считать условно безопасными. Но если корпус игрушки разобьется и внутренность вылетит наружу, ЧП не избежать. А если учесть, что малыши любят стучать о кроватку погремушкой и постоянно роняют ее, риск есть. Чтобы исключить его, игрушка проходит проверку ударом: на нее с высоты десяти сантиметров опускают килограммовый диск, а затем пять раз бросают с метровой высоты. И это не все! На места, которые не попадают под удар, воздействуют давлением. После такой закалки вещица осталась как новенькая? Ее смело можно давать карапузу. Впрочем, специалист предупреждает: проверка — это только минимизация рисков.
— На каждой игрушке, если вы обратите внимание, написано: использовать под присмотром взрослых, — подчеркивает собеседник. — На сто процентов нельзя быть ни в чем уверенным, ведь все экземпляры испытать невозможно. В любой партии бывает брак. Пластмасса не так склеилась, пресс сдвинулся, еще что-то. Ответственность за это несет производитель или поставщик. А те игрушки, которые мы испытали, уже нельзя продавать, потому что к ним были приложены максимальные условия воздействия.
Проверку проводим… пальцами
Следующая на очереди — машинка на пружинках. Основные требования к металлическим игрушкам — острота кромок, чтобы ребенок не порезался. Для этого пленку, имитирующую кожу, наматываем на вал и делаем прокрутку. Дальнейшее очевидно: есть порез — нет сертификата безопасности, и наоборот.
Следом к проверке подключаются… детские пальцы! Не пугайтесь, это все те же металлические приборы, подобные на части тела, по-научному — зонды доступности. Их два вида — имитирующие пальцы детей младше и старше трех лет. А совать мы их будем во все видимые отверстия. Во время экспертизы специалисты буквально задают себе вопрос: «Могу ли я дотронуться до этой детали пальцем?» Если ответ положительный, то дальше проверяют ее на параметры безопасности. В нашем случае инерционный механизм машины закрыт корпусом, значит, шансов защемить конечность нет. Зато есть пружины. Если они широкие, в пустое пространство можно засунуть палец и сдавить его, поэтому доступа к ним не должно быть.
— Подождите, но ведь наши пружины открыты, — спешу указать на несоответствие.
— Да, и это позволительно, — отвечает Ярослав Валентинович. — Во-первых, они надеты на стержень, поэтому палец особо не просунешь. Во-вторых, это пружины сжатия, а не растяжения.
А что по поводу разборки? Понятное дело, что с машинкой, которую я держу в руках, уже можно играть. Но иногда детям куда интереснее изучить, что находится внутри нее, и разобрать игрушку на детали. Оказывается, если по инструкции это не предусмотрено, то и ответственности за целостность изделия производители не несут.
— С этой машинкой дети должны играть в таком виде, как перед нами, — поясняет эксперт. — Если в ней что-то отломалось, открутилось, отвалилось, взрослый, который следит за ребенком, должен забрать игрушку и починить, а лучше утилизировать.
Последний вопрос специалисту: как не ошибиться в выборе безопасной игрушки для малыша? По словам представителя БелГИМ, лучше приобретать такие товары в магазинах. На рынке за безопасность своей продукции отвечают не все продавцы, у многих нет соответствующих сертификатов. Также стоит читать маркировку и обращать внимание на предупредительную информацию, которую предоставил производитель. И главный совет — следить за ребенком, пока тот играет.
Как проверяют другие игрушки?
Качели. На подвесные качели грузят 200 килограммов — они должны выдержать этот вес. Еще есть требования к диаметру веревки — она должна быть не тоньше 10 миллиметров.
Мягкие игрушки. Проверяют прочность швов, чтобы не было доступа к внутреннему наполнителю. Для этого специальные зажимы крепят на расстоянии трех сантиметров от шва, берут динамометр и тянут в разные стороны с усилием 75 ньютонов.
Снаряды для игрушечных пистолетов. К ним предъявляют требования по максимальной кинетической энергии (для мягких и твердых изделий они разные). Их проверяют с помощью специального прибора, который автоматически определяет время, скорость и кинетическую энергию, с которой летит предмет. Специалистам остается сравнить данные с требованиями стандарта.
Свистки. В свисток можно не только дуть, но и вдыхать воздух в себя в то время, когда он у вас во рту. При неправильной конструкции внутренний шарик выскочит и попадет в горло. Экспертизу проводят на приборе, который имитирует пять выдохов и пять вдохов определенным объемом воздуха.
Коляски для кукол. Заметили, что их почти нет в продаже в магазинах? Потому что на них по стандартам нагружают 50‑килограммовый скелет (вдруг ребенок захочет сам сесть в игрушку). Как правило, все экземпляры испытание проваливают.