На совещании у Президента обсудили вопросы белорусско-российского сотрудничества

Суверенитет и независимость Беларуси — незыблемы. Но мы никогда не будем врагами России

Союзные программы по ключевым отраслям экономики, формирование общего рынка энергоресурсов, ответные шаги на санкции и фейки про потерю суверенитета. На совещании у Президента обсудили вопросы белорусско-российского сотрудничества

В предстоящий понедельник в Минске пройдут переговоры Александра Лукашенко и Владимира Путина, который посетит Беларусь с рабочим визитом. А в пятницу интеграционную тематику обсуждали на совещании во Дворце Независимости. События последних лет еще раз подтвердили правильность выбранного нами стратегического курса на сближение с Россией. Однако некоторые недоброжелатели и противники интеграции не оставляют попыток разыграть белорусско-российскую карту в своих интересах, они усердно штампуют и распространяют фейки о том, что Россия, дескать, диктует нам неприемлемые условия и независимость Беларуси находится под угрозой. Александр Лукашенко на подобные измышления ответил вполне откровенно и определенно:
— Еще раз хочу подчеркнуть: никто, кроме нас, Беларусью не управляет. Нам, пусть неожиданно, достались эти суверенитет и независимость. Мы свято это должны хранить, потому что этого хочет белорусский народ. Но мы никогда не будем врагами России и никогда косо в сторону России смотреть не будем. Это самое близкое нам государство, самые близкие нам народы… Суверенитет, независимость незыблемы. И всякие разговоры у нас или там (за рубежом. — Прим. ред.) иначе — это значит предательство интересов белорусского народа. Да, мы с Россией — как суверенное и независимое государство.

Стратегические задачи

Кроме экономической кооперации, чисто коммерческих показателей и социальных аспектов, о глубине белорусско‑российской интеграции наглядно свидетельствует и частота встреч президентов Беларуси и России. Такой переговорной активности на высшем политическом уровне мировая практика, пожалуй, и не знает. Но предстоящие послезавтра переговоры в Минске все же будут отличаться от предыдущих. И Александр Лукашенко на совещании с топ‑руководителями сделал на этом особый акцент:

— Отличие простое. Раньше, встречаясь с Президентом, руководством России, мы обсуждали вопросы тактического характера. От этого никуда было не деться, поскольку против России и Беларуси были введены страшные, можно сказать, санкции. Против России вроде аж около 900 каких‑то там... Ну а против нас заодно, чтобы через нас, как они говорят (на Западе. — Прим. ред.), Россия не могла обойти эти санкции.  
Поэтому нам пришлось в течение года встречаться и реагировать на ту ситуацию, которая складывалась в результате давления на нас коллективного Запада. Это были вопросы текущего, тактического в основном характера. Хотя мы на каждой встрече через эти вопросы пытались заглянуть в будущее. На предстоящей встрече мы обсудим вопросы стратегического характера. Вопросы стратегии прежде всего в сфере экономики.
Конечно же, разговор пойдет и о военно‑политической ситуации вокруг наших государств, и о сотрудничестве в сфере ВПК, обороноспособности, безопасности.

— Но главное — это экономика, — заявил Александр Лукашенко.

Он не стал скрывать, что переговоры будут интенсивными:

— Мы детально проанализируем проблемы на самом высоком уровне, которые требуют неотложных решений. Все они напрямую связаны с развитием экономики, стабильностью финансовых систем и благосостоянием граждан.

Конспирология и реальность

Говоря о второй особенности нынешней встречи, Президент напомнил, что больше года назад лидеры двух стран договорились о принятии 28 союзных программ, которые касаются основных направлений нашего сотрудничества:

— Мы с Президентом Путиным утвердили эти программы и поручили нашим правительствам, министрам, специалистам действовать в рамках этих программ. Как мне докладывают, реализовано под 60 процентов всех мероприятий. Это неплохие темпы. Но, реализовывая те или иные программы, наши правительства столкнулись с вопросами, которые они решить не могут, потому что это вопросы президентов. По конституциям России и Беларуси это наши вопросы с Путиным. 
И мы договорились еще полгода назад с Владимиром Владимировичем, что в конце года все накопившиеся вопросы, которые надо решить, мы встретимся и их решим. Вот, как у нас принято по‑журналистски говорить, «конспирология» всех проблем и особенностей будущих наших переговоров.


Однако любители конспирологических версий не унимаются. Даже в принятии взаимовыгодных союзных программ они узрели некий подвох со стороны России, которая, мол, всячески стремится подмять под себя Беларусь. И это всего лишь очередная порция фейков. Александр Лукашенко говорит:

— По прошествии этого периода времени, после мятежа в Беларуси, мы подтверждаем правильность выбранного нами стратегического курса на сближение с Россией и своевременность принятых мероприятий, пакета интеграционных документов в рамках Союзного государства.  
Эти программы ни в коем случае не затрагивают независимость, суверенитет ни Беларуси, ни России.

«Этого хочет белорусский народ»

Очевидно, кое‑кто явно заинтересован в нагнетании ситуации и будет продолжать это делать. Белорусский лидер даже уверен, что после предстоящих масштабных переговоров наверняка пойдут разговоры о том, что в Беларуси, дескать, уже нет власти, «здесь уже россияне пешком ходят и управляют страной». Ответ Александра Лукашенко таким «экспертам» и критикам:

— Никто, кроме нас, Беларусью не управляет. Это наши функции по Конституции, и моя в том числе. Мы реализовываем эти функции. Многие у нас начинают шептаться, когда не получается договориться, что Россия ставит неприемлемые для нас условия, связанные с нашей независимостью и суверенитетом.  Абсолютно откровенно говорю: при всех сложностях, если Российская Федерация — руководство — хочет строить отношения с суверенным, независимым государством Беларусь, если Россия воспринимает нас как суверенное, независимое государство (но очень близкое, очень надежное, где все русское — от языка до российских традиций — свято чтится), мы готовы выстраивать отношения. Но мы должны всегда исходить из того, что мы — государство суверенное и независимое.

Александр Лукашенко обратился к истории, отметив, что белорусы в свое время были готовы и дальше жить, служить, работать в единой стране под названием СССР:

— Но не мы его разрушили. И откуда пошли тенденции к разрушению этого государства, и о причинах этого разрушения мы много знаем.  
Поэтому нам, пусть неожиданно, достались эти суверенитет и независимость. Мы свято это должны хранить. Потому что этого хочет белорусский народ.

«Мы никогда не будем врагами России»

Впрочем, все это вовсе не умаляет важности сохранения дружественных и союзнических отношений с Россией. И Александр Лукашенко подчеркнул вполне определенно: 
— Мы никогда не будем врагами России. И никогда косо в сторону России смотреть не будем. Это самое близкое нам государство, самые близкие нам народы. Думаю, пока мы с вами у власти, мы такой тенденции будем придерживаться. 
Если бы было иначе, было бы как в Украине. Все это понимают, но не все могут об этом говорить. Те, кто сбежал, им надо зарабатывать деньги на жизнь. Деньги кто‑то дал, сказал, как сказать, — они говорят. Поэтому суверенитет и независимость незыблемы. И всякие разговоры у нас или там (за рубежом. — Прим. ред.) иначе — это значит предательство интересов белорусского народа. 
Да, мы с Россией — как суверенное и независимое государство. Я это говорю спокойно, зная позицию Президента России. 
Мы даже этот вопрос сейчас не обсуждаем. Мы единожды отрубили и договорились, как будем действовать, подписав эти 28 программ. Там нет посягательства ни в одной программе на наши суверенитет и независимость. Поэтому, Роман Александрович и Николай Геннадьевич (Премьер‑министр Роман Головченко и первый вице‑премьер Николай Снопков. — Прим. ред.), вы из этого должны жестоко исходить — ни влево, ни вправо.


Работать на перспективу

Президент резонно замечает: в том, что союзные программы как стратегический путь развития были необходимостью, теперь уже никто не сомневается. И поясняет их важность:
— Программы имеют конкретное и, самое главное, прикладное значение и призваны снизить негативный эффект нелегитимных западных санкций, обеспечить развитие ключевых секторов экономики, углубление промышленной кооперации, реализацию новых импортозамещающих проектов.
Наряду с выполнением утвержденных программ Александр Лукашенко ориентирует Правительство работать на перспективу — определять круг перспективных задач для последующего пакета дорожных карт:

— Вот выполним мы эти 28 программ. Но это мы пройдем, наверное, только полпути. А что дальше? Поэтому через эти союзные программы мы должны видеть свет в конце тоннеля, что будет завтра, послезавтра, через 10 — 15 лет.  
Принимаемые решения должны идти от жизни и диктоваться задачами, стоящими перед нами в социально‑гуманитарной сфере.

Белорусы способны на многое

Важнейшая тема повестки дня — импортозамещение. Глава государства обратил внимание на такой момент — пока не случились санкции, наши партнеры и не знали, на что способны белорусы:

— Ну что греха таить, пока нас не окунули в это дерьмо санкционное, россияне и не знали, на что способны белорусы: подумаешь, не такая гигантская, как Россия, и даже не такая большая, как Казахстан или Иран. Что они там умеют. Наверное, продовольствие, картошку умеют возделывать и прочее.  
А когда грохнули санкции и пришлось нам, и россиянам прежде всего, искать выход из каких‑то ситуаций, они увидели, что Беларусь — это высокотехнологичная страна, она производит все то, что нужно сегодня для жизни. А если и не производит, то в течение двух‑трех месяцев, полугода может производить.
К слову, это касается даже военно‑промышленного комплекса и оборонного сектора. Там намечены программы, реализация которых позволит Беларуси заявить о себе как о чрезвычайно эффективном государстве.

Глава государства добавил, что Правительство докладывает о проведенной значительной работе по формированию договорно‑правовой базы сотрудничества с Россией в развитие стратегических программ. В этой связи белорусский лидер поинтересовался, о чем стороны договорились, как эти договоренности выполняются, какие направления пробуксовывают:

— Важно, чтобы это было озвучено и в присутствии российской делегации. Спокойно, без криков, без гвалта. Если мы в чем‑то виноваты, значит, мы должны сказать и признать, что мы виноваты. Если российская сторона где‑то недоработала, надо тоже об этом говорить.

Одно важное пожелание

Александр Лукашенко также поинтересовался у участников совещания: велика ли вероятность того, что подписанные соглашения снимут все препятствия на пути белорусских товаров, а для субъектов хозяйствования будут созданы действительно равные условия.

Президент напомнил, что союзной программой по формированию единого рынка газа, например, предусмотрены конкретные мероприятия и сроки, которые оказались сорваны. В этой связи он поинтересовался, кто несет за это ответственность и что делать для исправления ситуации.

Вопросы ценообразования на энергоресурсы действительно выходят на первый план, ведь от них зависит конкурентоспособность нашей экономики. Глава государства обозначил такую позицию:
— Я думаю, что у нас одно пожелание (даже не претензия, а пожелание) к российской стороне: создать равные условия для работы субъектов хозяйствования. Чтобы сельхозпредприятия, наши промышленные предприятия, компании в сфере услуг и так далее работали в равных условиях.
 Белорусский лидер считает важным, чтобы цены на нефть и газ были «не заоблачными» при равных условиях, но делает важную ремарку:

— Но это абсолютно не главное. Можно сказать, это даже не важно. Главное — чтобы у россиян и у нас были равные цены на энергоносители и другие направления нашей деятельности.


Ответные шаги

Помимо этого, белорусская и российская стороны должны координировать действия при ответных шагах на усиливающееся санкционное давление, считает Александр Лукашенко:
— Принимаемые российской стороной меры ни в коем случае не должны препятствовать транзиту белорусской продукции в третьи страны через территорию России. Также не должно быть никаких претензий при экспорте на российский рынок белорусских товаров и услуг.
Президент с удивлением констатировал, что в отношении около полусотни белорусских предприятий (в основном производителей продовольствия) действует запрет на поставки со стороны российских партнеров:

— Я вам должен сказать, что это и нашего Правительства вина. Мы просто считаем: подумаешь, какие‑то мелкие предприятия… А этого просто в принципе быть не должно. Это противоречит идеологии наших отношений.

Обращаясь к участникам совещания, Президент заявил, что ждет обстоятельных ответов и конкретных предложений, как действовать дальше. При этом, добавил он, решения должны быть оперативными и тщательно выверенными.


Подробности совещания журналистам рассказал Премьер‑министр Роман Головченко

В ходе прошедшего разговора его участники подробно и детально рассмотрели спектр тем и вопросов, которые Александр ­Лукашенко и Владимир Путин обсудят 19 декабря в Минске. По словам руководителя Правительства, Глава государства поставил задачу подробно пройтись по всему спектру белорусско‑российских взаимоотношений:


— Доложить, что было сделано за последние несколько лет, как развивается интеграционная повестка, как реализуются союзные программы, какие решения уже приняты во исполнение ранее отданных поручений ­Президента, какие вопросы решены, какие находятся в процессе решения и какие предстоит решить.

Речь идет прежде всего о вопросах стратегического характера — в каком направлении должны развиваться отношения двух стран с учетом современных вызовов, уточнил Роман Головченко:
— Прошлись по всему блоку, доложили, получили от ­Президента рекомендации, корректировки, указания по подготовке нашей позиции к переговорам. В этом ключе и будем формировать повестку для встречи глав государств и для обсуждения на уровне правительств.
Он также отметил и прогресс по многим вопросам, по которым ранее не удавалось найти развязки с российской стороной. Сейчас решения уже найдены, подписаны соответствующие документы:

— Сохраняются еще неурегулированные вопросы, связанные с разной оценкой сторон, разными взглядами. Мы их абсолютно спокойно обсуждаем. Полагаем, что в ходе этого визита по большинству из них сможем найти решения.  
Сотрудничество с Россией стратегическое, как сказал ­Президент, плановое и конструктивное. ­Президенты, я уверен, обсудят и найдут развязки по тем вопросам, которые не нашли правительства.
На совещании обсудили и вопросы импортозамещения. Напомним, 16 ноября 2022 года было подписано межправсоглашение о выделении Беларуси кредита на сумму 105 млрд российских рублей на импортозамещающие проекты. По курсу на 16 декабря это более 1,6 млрд долларов. Тогда белорусская и российская стороны подтвердили готовность к финансированию 12 проектов, которые затронут микроэлектронику и машиностроение. Премьер‑министр рассказал, что сейчас идет наполнение подписанного договора и согласование проектов:

— У нас уже девять так называемых паспортов проектов согласовано: это краткое описание проекта, сроки реализации, участник с белорусской стороны и кто будет заинтересован в продукции с российской стороны. Мы сразу закрепляем «производитель — потребитель».

Роман Головченко уточнил, что белорусская сторона пока не обращается за определенными суммами, а будет делать это по мере возникновения необходимости оплачивать конкретные оборудование и материалы.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ


Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Совещание по вопросам российско‑белорусского сотрудничества, которое провел Президент, в том числе имело своей целью дать определенные сигналы оппонентам и нивелировать ту негативную информационную кампанию, которую последние две‑три недели ведут работающие против Беларуси основные центры психологических операций. Нашему обществу они пытались донести повестку, что любые инициативы по углублению интеграции двух стран ведут к тому, что Беларусь потеряет свой суверенитет. Глава государства в рамках совещания четко определил: ни о какой потере суверенитета не идет и речи.  
Любое интеграционное объединение, те соглашения, которые сейчас действуют в рамках Союзного государства, ЕАЭС, предусматривают в первую очередь взаимодействие суверенных, независимых государств и ориентированы на углубление сотрудничества, будь то экономического, оборонного, политического, социального, образовательного, религиозного характера. Но модели поглощения ни один договор ни в рамках Союзного государства, ни в рамках ЕАЭС не предусматривает. 
Александр Лукашенко четко пресек любые инсинуации, которые наши оппоненты пытались тиражировать в информационном пространстве. Хочу напомнить, что оппозиционные силы предпринимают попытки внести разногласия между Беларусью и Россией на протяжении последних лет 20 — 30. Делают все, чтобы не дать возможности провести любую интеграцию на постсоветском пространстве.


Георгий Гриц, экономический аналитик, профессор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»:

— Тезис Президента о том, что пока против нас не ввели санкции, россияне и не знали, на что способны белорусы, по сути, правильный. В течение долгого времени функционирования Союзного государства со стороны России прослеживался национальный эгоизм. Вспомним торговые и нефтяные войны, недобросовестную конкуренцию, отсутствие равных условий... Ситуация на ментальном уровне изменилась с конца прошлого года, когда президенты Беларуси и России утвердили 28 союзных программ. И это фактический комплексный подход, который априори, если эти программы будут реализованы, решит в целом вопросы как кооперации, так и создания единого экономического пространства с учетом кредитно‑денежной, таможенной и промышленной политики. В Беларуси сохранились институты, опытно‑конструкторская школа, система подготовки кадров. Никто не забывает и о том, что Беларусь считалась сборочным цехом СССР.  
При этом в модернизацию наших предприятий, производственных мощностей были вложены десятки миллиардов долларов. В России же многие компетенции были потеряны. И их восстановление требует не меньше ресурсов, чем создание нового производства. Россия это понимает, поэтому выделила Беларуси 105 миллиардов российских рублей на реализацию наиболее важных импортозамещающих проектов.  
Михаил Ковалев, экономист, профессор:

— Я считаю, что суть тезиса Президента о вопросах ценообразования на энергоресурсы заключалась в том, что цены на газ и нефть в Беларуси и России должны быть одинаковыми. Равные цены дают равные конкурентные условия. Вот пример: сегодня мы производим цемент, калийные и азотные удобрения. Но из‑за того что за газ мы платим существенно больше, чем российские потребители, поставляя те же цементные изделия, мы вынуждены фактически снижать свою рентабельность, чтобы только их продать. Поэтому мысль Президента абсолютно правильная, и она имеет под собой сильные основания. В нынешних условиях Россия для Индии, Китая и других стран делает 30‑процентные (а то и больше) скидки на энергоносители. Поэтому ясно, что в этих условиях единственному другу и партнеру, то есть Беларуси, цена на нефть и газ должна быть снижена и поставляться они нам должны по внутрироссийским ценам. Да, в сравнении с нынешними заоблачными ценами на энергоносители в Евросоюзе за газ мы платим существенно меньше. Но даже при цене 118 долларов за тысячу кубов по сравнению с внутрироссийскими ценами мы переплачиваем около миллиарда долларов. То же самое происходит и с нефтью. В итоге в нашей себестоимости — около 2,5 миллиарда долларов переплат за энергию по сравнению с российскими партнерами. А ведь в рамках Союзного государства все можно сделать просто: ввести одинаковые цены. И все от этого выиграют. России это выгодно, поскольку наши заводы день и ночь работают на то, чтобы заместить товары, которые ушли с их рынка. Если мы будем работать на более дешевых энергоносителях, то и продукцию будем поставлять в Россию дешевле. 

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter