Задумываясь о том, какой же непростой путь еще предстоит пройти всей системе нашей государственной пропаганды, нет‑нет да и кинешь взгляд на соседей. У которых дела обстоят схожим образом.
Сразу надо подчеркнуть: пропаганда — это не примитивизация типа «когда громко и ярко подаются одни факты и умалчиваются другие с целью воздействия на человека». То есть это тоже верно, но лишь на уровне «кино есть движущиеся картинки на повешенной простынке».
Наша пропаганда есть, по сути, отстаивание своего образа жизни, своих ценностей и морали, своего мировоззрения, то есть защита собственного суверенитета и независимости.
В этом смысле — с точки зрения обеспечения национальной безопасности —пропаганда есть, пожалуй, самая дешевая для бюджета страны система. Что совершенно, с точки зрения выстраивания, не говорит о ее простоте.
Ричард Никсон, бывший президентом США, как‑то сказал, что считает 1 доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия: «Оружие вряд ли будет когда‑либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно». Насчет оружия современник холодной войны ошибся. Насчет пропаганды — он даже и не представлял себе, насколько окажется прав.
Так вот, почему соседям непросто? Скажем, вся российская либерда знает, где кузница ее кадров — это РАНХиГС, Высшая школа экономики и Шанинка, если говорить о златоглавой. Отсюда вышли не только российские иноагенты Екатерина Шульман и Григорий Юдин, но и хорошо знакомые белорусам Суздальцев‑хлус и болтунец Болкунец.
Как писал еще Антон Палыч Чехов, «знающих людей в Москве очень мало; их можно по пальцам перечесть, но зато философов, мыслителей и новаторов не оберешься — чертова пропасть…».
С другой же стороны — новость конца недели: «Владимир Путин по видеосвязи поздравил выпускников программы кадрового резерва Высшей школы госуправления (ВШГУ) РАНХиГС». Оказалось, что 57 выпускников этой «школы губернаторов» за прошедшие годы возглавили российские регионы. Всего же участниками программы стали 463 человека, «проявившие себя в разных областях».
Ну и давайте прикинем, как непросто в существующих реалиях Президенту России соблюдать баланс, скажем так. И не в одной только пропаганде, а и вообще в управлении страной.
Таких проблем в Беларуси нет. Но нам и своих, если честно, хватает. Однако вот еще один повод задуматься, насколько это недешевая штука — суверенитет. И как все‑таки нам дорога наша независимость, право решать свои проблемы своими средствами и умами.
Право — и возможность. Подумать об этом, полагаю, самое время в преддверии Дня Независимости Беларуси. Вспомнить вопрос Президента: «Вы готовы, уважаемые белорусы, платить за эту дорогую вещь, имя которой суверенитет и независимость? Прежде чем отвечать, подумайте».
Вот и думаем. Аж накипело.