Трагическую судьбу своего гусляра едва не повторил сам Янка Купала: в 1930 году поэта обвинили в контрреволюции.
«Курган» стал на этом пути вехой важнейшей. Эта «символическая поэма», как выразился в своей статье в «Известиях» в мае 1930 года, посвященной 25‑летию творческой деятельности Купалы, первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский, символична во многих отношениях. Недлинный поэтический рассказ из 12 глав уже в первой строке указывает на место действия, белорусскую землю, а затем излагает печальную историю о князе и приглашенном им на свадьбу дочери гусляре. Седой гусляр с большим внутренним достоинством омрачает княжеский пир дерзкими песнями об угнетении простого народа. Луначарский подметил, что через подобные речи Купала «ненавидит панство», и привел в доказательство такой фрагмент «Кургана»:
Взгляни в подземелье,
ликующий князь,
Под хоромами страшное дело;
Там бряцанье цепей,
братья втоптаны в грязь;
Черви точат живое их тело.
Судьба гусляра, «выродка тьмы сермяжной», бесконечно трагична — князь не только лишает его жизни, но и посмертной памяти, повелев «старца и гусли» закопать «живцом в землю». Большой поэт всегда пророк в своем отечестве, и двадцать лет спустя подобная участь едва не постигла самого автора. В конце 1930 года и власти БССР, и ОГПУ пришли к убеждению в «контрреволюционной» деятельности Купалы, поэту в духе нравов своего времени пришлось каяться, он совершил даже неудачную, к счастью, попытку самоубийства. Расправа могла быть короче и круче, если бы не тот самый текст Луначарского в центральной газете несколькими месяцами раньше. Там предельно ясно и в привычном для того времени марксистском духе было написано вот что: «Историческое прошлое белорусского народа не блещет красками и славой. Но оно дорого Купале и за проблески счастья и самостоятельности, и за свою многострадальность. В будущем, предвидя расцвет своего народа, он претендует только на равноправие его с другими. Ни малейшей тени империализма, ни малейшего отзвука господского национализма, жадного национализма мещанства вы в любви Купалы к своей родине не отыщете».
После таких слов у «отца новой белорусской поэзии», как выразился Луначарский в самом начале своего текста, появилась серьезная охранная грамота от привычного для эпохи уровня преследований. В итоге, как известно, и в конце 1930‑х годов Купала избежал попадания в маховик репрессий, а его шедевры, и «Курган» в том числе, вошли в самосознание белорусов, начиная со школьного обязательного чтения. Хитрый советский нарком обнаружил в Купале прежде всего представителя «бедняцких грамотеев» и, как выделено в статье жирным шрифтом, «яркого выразителя беднейшей части крестьянства во всех ее переживаниях».
Дело было в том, что часть этих переживаний в 1930 году оппонентами белорусского классика не разделялась. Луначарский совсем не случайно только единожды, причем в стихотворной цитате из самого Купалы, употребляет в большой газетной статье вообще‑то любимое большевиками слово «свобода». Уже в «Кургане» забитый и затюканный лирический герой первых стихов большого белорусского поэта предстает внутренне совершенно свободным человеком. Главные слова поэмы — в этой вот части ответа гусляра повелителю:
Силен, княже, карать,
голову силен снять, —
Не скуешь только дум
ты цепями.
Именно свобода мысли и цепи, «ланцугi» по‑белорусски, особо возмущали многих критиков Купалы. В одном из «писем во власть» 1926 года недовольный большевиками автор написал в сердцах: «Пусть злобствуют Янки Купалы в своих окопах и змеями шипят... и лают псами за ланцуги сгнившие». Белорусский классик в «Кургане» сделал шаг от одного героя Некрасова к другому. «Высокорослый больной белорус», несчастный строитель железной дороги, уступил место размышлениям из стихотворения «Рыцарь на час»:
Пламя юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы —
Всё в душе угнетенной моей
Пробудилось...
Великое чувство свободы, так ярко зароненное молодым Купалой в своей поэме времен питерской учебы, впоследствии передалось новым поколениям белорусов. И совсем не случайно именно по мотивам «Кургана» в конце 1970‑х годов на музыку замечательного композитора Игоря Лученка и в исполнении блистательных «Песняров» Владимира Мулявина появилась рок‑опера, которая и через сорок с лишним лет производит внушительное впечатление. Творения настоящих классиков со временем только получают новые симпатичные оттенки звучания. Таков и белорусский «Курган» с петербургской родословной.