Как крестьянин из Бобруйского уезда стал легендарным разведчиком

Судьба диверсанта

Будущий Герой Советского Союза Александр Маркович Рабцевич родился 14 марта 1897 года в деревне Лозовая Буда Бобруйского уезда. Рос в простой крестьянской семье, а в конце 1916-го юношу призвали в царскую армию. С приходом к власти большевиков молодой солдат вернулся домой, но уже вскоре, в 1918 году, получил первый опыт партизанской борьбы. В его родных местах, под Бобруйском, обосновался польский корпус под командованием генерал-лейтенанта Юзефа Довбор-Мусницкого. 20‑летний Александр Рабцевич вместе с братом вступил в отряд партизан, который противодействовал полякам и которым командовал 23‑летний Кирилл Прокофьевич Орловский. В дальнейшем их пути пересекутся еще неоднократно.

5 ноября 1944 года Александру Рабцевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
АРХИВНОЕ ФОТО
В конце 1918 года Рабцевич пошел добровольцем в Красную армию. В 1920‑м по окончании красноармейской школы командного состава был отправлен на воевавший с поляками Западный фронт и возглавил в 29‑м стрелковом полку команду разведчиков. С подписанием Рижского мира в марте 1921 года хлопот у Александра только прибавилось: в последующие четыре года он ловко партизанил на отошедшей к Польше территории Западной Беларуси. Мероприятия, активное участие в которых принимал и Кирилл Орловский, наносили серьезный урон репутации польских властей. На словах поляки похвалялись быстро ассимилировать проживавших в границах их страны белорусов, а на деле вооруженные белорусские партизаны то и дело громко напоминали о себе.

В 1925 году «активную разведку» приказано было свернуть, и Рабцевич на время вернулся к мирной жизни. В деревне Кочеричи в родных местах руководил колхозом, возглавлял Осоавиахим в созданном в 1935 году Кировском районе. Там же с 1938‑го заведовал районным отделом здравоохранения. А между двумя должностями районного масштаба была секретная командировка на гражданскую войну в Испании в 1937‑м, отмеченная орденом Красной Звезды. Александр Маркович руководил разведотрядом в бригаде республиканской армии: ему удалось лично взять в плен полковника из войск генерала Франко, в одном из боестолкновений отважный белорус был ранен, что впоследствии сказалось на его здоровье.

В конце 1939 года после присоединения к БССР Западной Беларуси Рабцевича перевели в Брест руководить городским здравоохранением. В 1941‑м новая большая война, Великая Отечественная, заставила вспомнить навыки разведработы. Он поступил на службу в ОМСБОН — Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР. Летом 1942 года Александр Маркович был переброшен с группой бойцов за линию фронта. Партизанский диверсионный спецотряд НКВД БССР «Храбрецы» под командованием Рабцевича почти сразу же стал наносить настолько наглядно ощутимый урон гитлеровцам, что у тех сложилось впечатление, что против них в лесу действует крупное соединение.
Сильнейшей чертой отряда Рабцевича «Храбрецы» было умение добывать информацию
Начинали с дерзкого захвата молочного завода, позволившего расширить отряд за счет советских военнопленных, работавших на этом предприятии. Сильнейшей чертой «Храбрецов» было тщательное планирование операций Рабцевичем, основанное на уникальной ловкости партизан в получении ценнейшей информации. Ее источниками были отъявленные на первый взгляд пособники нацистов — полицаи, старосты, даже бургомистры, а также почтовые служащие и работники военных аэродромов. Полученные сведения использовались как для громких диверсий, так и для отправки на Большую землю, в Центральный штаб партизанского движения, возглавлявшийся главой белорусской компартии Пантелеймоном Пономаренко.

Уже летом 1942 года Москва получила от «Храбрецов» достоверные сведения о гитлеровских военных коммуникациях, включая аэродромы, железную дорогу и склады, в Могилевской, Гомельской и Витебской областях, и в частности о том, что под Оршей имеется хранилище боеприпасов более чем в тысячу вагонов. Свои диверсии партизаны Рабцевича проводили в 14 районах БССР, когда же против них осенью 1942‑го немцы бросили целую охранную дивизию, удалось своевременно перебраться в Октябрьский район Гомельской области. Там на реке Птичь близ сожженной нацистами деревни Рожанов база «Храбрецов» располагалась вплоть до освобождения Беларуси летом 1944 года.

Бойцы Рабцевича организовали в общей сложности 218 диверсий, в ходе которых подорвали бронепоезд, пять мостов, 24 танка, 23 бронемашины и 102 автомобиля. Большой ущерб понесли гитлеровцы на железной дороге — «Храбрецы» подорвали 91 вражеский эшелон. Четыре из них взорвались одновременно 30 июля 1943 года на узловой станции Осиповичи, а диверсия эта вошла в историю всей Второй мировой войны. По плану «Храбрецов» подпольщик Федор Крылович, работавший на станции монтером, сначала вывел из строя светофор, а затем в суматохе установил на цистернах с горючим две магнитные мины. В огне страшного десятичасового пожара сгинуло полсотни нацистов, больше шестидесяти вагонов с боеприпасами и танками, большие запасы бензина, угля и продовольствия. Эта история положена в основу снятой на «Беларусьфильме» и вышедшей на экраны в 2021 году картины известного российского режиссера Дмитрия Астрахана «Судьба диверсанта».

После войны Рабцевич служил в органах госбезопасности БССР, осенью 1952‑го в звании полковника ушел в отставку. Здоровье все чаще беспокоило прославленного партизана, и 11 апреля 1961 года он ушел из жизни. В белорусском райцентре Кировск его именем названа улица.

Юрий БОРИСЕНОК.

rodina2001@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter