В ноябре прошлого года в лесу около сельхозполя КСУП Имени Мележа в Хойникском районе минчанин убил зубра. На днях ему вынесли приговор – лишение свободы на два года с отсрочкой на год, штраф и лишение права на охоту на пять лет. Как выяснили во время подготовки публикации, аппетит к браконьеру пришел во время еды, то есть охоты. Вначале ситуация развивалась в правовом поле: с зарегистрированным оружием и под надзором егеря. Но в какой-то момент нарушителю стало скучно выслеживать зверей в организованной группе, и он решил охотиться самостоятельно. Как дальше развивались события, разбирался корреспондент sb.by.
– Выявленный факт и доведенное до логического завершения дело – заслуга сотрудников Мозырской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, – прокомментировал начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Владимир Дамбовский. – В день, когда обнаружили тушу зубра, в угодьях находилось много охотников, которые приехали за добычей из разных мест. Шанс выявить нарушителя был минимален. Отрабатывали конкретные группы. Когда круг сомкнулся, остановились на двух подозреваемых. В ходе оперативной работы, в том числе совместно с сотрудниками органов внутренних дел, к ним пришли с осмотром. По итогу в содеянном человек признался сам.
Суд Хойникского района рассмотрел уголовное дело в этом месяце. По его материалам, обвиняемый, находясь на запретной для охоты зоне, умышленно, противоправно, с использованием карабина незаконно добыл дикое животное. Причем охотник знал, что зубр внесен в список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей, включенных в Красную книгу. Специалисты Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте оценили нанесенный вред окружающей среде в размере 76 800 рублей. Почему именно такая сумма?
– Постановление Совета Министров № 219 регламентирует порядок расчета вреда, причиненного окружающей среде, – объяснил Владимир Дамбовский. – В нем расписаны таксы за каждую незаконно добытую или уничтоженную особь дикого животного. Согласно документу за одного зубра полагается возместить вред в размере 400 базовых величин. Из-за того что это животное охраняемое, дополнительно применяются повышающие коэффициенты.
Чистосердечное раскаяние и добровольное возмещение ущерба стало смягчающим обстоятельством. Однако целиком избежать возмездия правонарушителю не удалось: суд назначил охотнику наказание в виде двух лет лишения свободы с отсрочкой исполнения на год, а также штраф в размере 100 базовых величин (3700 рублей) и запрет на охоту на пять лет.
– Таких резонансных случаев немного. В этом году, по крайней мере, не было и, будем надеяться, не будет, – подытожил представитель Госинспекции. – Основная подоплека охоты за краснокнижником – охотничий азарт и желание сорвать большой куш. Профилактика проводится на постоянной основе, как правило, в рамках рейдовых мероприятий, когда группа выезжает в угодья: оперативная работа, сбор информации о том, где чаще всего могут быть браконьеры. На местах инспекторы координируют свою деятельность по обстоятельствам.
К слову, на конец февраля на территории Полесского заповедника, рядом с которым случилась незаконная охота, числилось 197 зубров.
– Все стадо находится в основном генофонде, охота на краснокнижников, даже организованная, на нашей территории запрещена, – поделилась информацией заведующая отдела экологии и фауны ГПНИУ «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» Инна Юрченко. – В этом году в заповеднике родились 22 теленка. Для сбора данных используем современные методы учета, например, квадрокоптер. Раньше добиться точных цифр было гораздо сложнее, так как учет проходил на подкормочных площадках и некоторые животные, разойдясь по всей территории заповедника, не возвращались к ним.