![](https://storage01.sb.by/iblock/996/9967d263ab4732d7b4980155247297e4/71d5fdbc94a9ce5e9e805cdc09f6bbf5.jpg)
Восемнадцатилетнюю Анну Гапанович застаем за работой: учится штукатурить под руководством мастера производственного обучения Елены Пригожаевой. Девушка — сирота, в группе проявила лидерские качества и стала старостой. В колледж вместе с еще четырьмя одноклассницами поступила после окончания Каменской специальной школы-интерната.
— Нравится жить в общежитии, у нас много свободного времени, участвую в занятиях объединения «Декор», чтобы научиться сложному оформлению стен в квартирах, — поясняет Аня. — В колледже трехразовое питание, готовлю и сама — научила тетя. Рада, что появились новые друзья.
— Аня в будущем обязательно станет бригадиром, — вступает в разговор Елена Федоровна. — Наши учащиеся по специальности «маляр — штукатур — облицовщик-плиточник» занимаются не только в мастерских колледжа, некоторые сейчас проходят практику: ремонтируют подъезды и квартиры, красят турники и качели.
Педагог говорит, что детям с особенностями психофизического развития требуется больше внимания, нужно много повторений. Они не всегда хорошо запоминают названия инструментов, зато с делом справляются успешно. При этом в колледже никто не акцентирует внимание на том, что ребята чем-то отличаются от обычных.
Куратор группы с ОПФР Валерий Артюшеня знакомит со своим подопечным Владимиром Карпенко: парень учится на плотника. Вова приехал в Бобруйск из Весновского дома-интерната для детей-инвалидов с ОПР Глусского района. По характеру он непоседа, общительный. Помимо своей основной специальности, проявил интерес и к ремонтам, научился штукатурить и обрабатывать откосы, грунтовать стены.
— Еще в интернате понравилось работать с деревом, — рассказывает Вова. — Мастерил мебель, поделки, плел большие композиции из лозы для украшения территории.
Работа в его руках горит. У Володи доброе сердце: благодаря своей общительности уже в Бобруйске он познакомился с пожилой женщиной в частном секторе, помогает ей колоть дрова. Будущий плотник очень надеется работать и жить самостоятельно.
![](https://storage01.sb.by/iblock/ffb/ffbf7c3c30d93b9885545544aab0cd3b/76370e2cfd5bc89245800fb18d8b9952.jpg)
Педагог говорит, что в этом вначале помогают кураторы колледжа. Учат, как сделать ремонт в своем жилье, обставить его, распределить деньги с первой зарплаты. Около 60 процентов ребят из этой категории учащихся — сироты, которые росли в школах-интернатах, им сложно даются бытовые навыки. Купить продукты, приготовить еду, пройти по незнакомому маршруту — мастера постоянно приходят на помощь, если это необходимо. К каждому подход индивидуальный. К примеру, один мальчик увлекался насекомыми и во время уборки листьев мог уйти, наблюдая за каким-нибудь жуком… А девочка по дороге в колледж иногда реагировала на какие-то слова, сказанные ей по телефону, и останавливалась прямо на дороге. Их искали и приводили на занятия.
Те, у кого здоровье послабее, при наличии допуска от врачей могут учиться в колледже на рабочего зеленого строительства — цветовода. В группе не более 12 человек, на занятиях мы застали шесть. Мастер производственного обучения Татьяна Аниськова учила ребят высевать семена многолетних цветов.
— Наши дети быстрее устают, деревенские привычны к физической работе, а городские выполняют задания медленнее обычных озеленителей, — комментирует педагог.
В группе второкурсников не только местные, но и ребята из Быхова, Кличевского и Октябрьского районов. Татьяна Аниськова приводит в пример историю из жизни:
— Один из наших учащихся был обычным подростком, проблемы со здоровьем начались после аварии и травмы головы. Он уже окончил другое отделение нашего колледжа, но медкомиссию для работы не прошел. Его снова приняли в колледж учить другой профессии, находится в коллективе, не сидит в четырех стенах. Для него это очень важно, люди с особенностями не должны оставаться одни.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8c5/8c5420615a9f01e2437f5735fd34e3a7/29b954c663f20ff8c7a58895c44aef85.jpg)
КОМПЕТЕНТНО
Директор Бобруйского государственного индустриально-строительного колледжа Анжела МАЛАШУК:
![](https://storage01.sb.by/iblock/4ce/4ce0f742e72feaddfb331dba34884d09/8617935fecdb026a731a311a5fde8121.jpg)
В ТЕМУ
Новые специальности
В колледжах планируют ввести новую специальность для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, рассказал БЕЛТА ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский. Сейчас их обучают по 11 специальностям (17 квалификациям) в 30 учреждениях образования.— В 2024 году планируется введение новой специальности «флористический дизайн», квалификации «флорист» третьего разряда для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, прорабатывается вопрос дальнейшего расширения перечня специальностей.
Эксперт отметил, что
в системе профессионального образования в этом учебном году обучается более 2,6 тысячи учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидностью в 150 колледжах (4,1 процента от общего количества).Всего в регионах страны восемь центров профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития и одно отделение. Они созданы в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий, Улльском государственном колледже имени Л. М. Доватора, Могилевском государственном экономическом промышленно-технологическом колледже, Бобруйском государственном индустриально-строительном колледже, Гомельском государственном колледже строителей, Ивацевичском государственном аграрном колледже, Гродненском государственном колледже бытового обслуживания населения, Минском государственном колледже цифровых технологий, отделение — в Минском государственном колледже легкой промышленности и комплексной логистики.
yasko@sb.by