Витебчанин собрал коллекцию легендарных швейных машин и мечтает создать на их основе музейную экспозицию

Строчка за строчкой

Бизнесмен Юрий Сергеев давно увлекается переделыванием старых вещей в светильники. Поиск очередной основы для лампы стал началом нового хобби — коллекционирования довоенных швейных машин. За год их собрано уже столько, что они заняли целую квартиру.

В поисках основы

Встретились с Юрием в художественной галерее «У фонтана» на улице Суворова в областном центре. Светильники из утюга, штопора, сковородки, мясорубки, часов, шляпы напоминают обстановку выставочного зала.

— Желающих их купить достаточно, но атмосфера не продается, — подчеркивает Юрий.

Подходим к очередному светильнику. Это швейная машинка, с которой все и началось, рассказывает мастер:

— Мне показалось, будет интересно использовать старую швейную машинку как основу для лампы. Когда они стали попадать в мои руки, понял, что машинки «живые» и хороши сами по себе. Не надо из них ничего делать. Под светильник использовал нерабочий экземпляр.


Оглядываясь по сторонам, спрашиваю:

— А где же ваше собрание?

— Хотите увидеть? Тогда придется пройтись. Тут недалеко.

Модельный ряд

Под коллекцию швейных машин Юрий Сергеев отвел однокомнатную квартиру. В кухне — мастерская, где реанимирует очередные экземпляры, в зале — музей. Машинки стоят везде: на стеллажах и под ними, справа, слева и посреди комнаты. Все подписаны. В углу «притаился» прибор, который поддерживает необходимый микроклимат. Как в настоящем музее. Главные герои экспозиции — знаменитые машинки Singer, встречаются экземпляры и других марок, говорит коллекционер:

— Интересен именно довоенный «Зингер», в чугуне. После войны начался массовый выпуск в разных странах электрических машинок. Стало огромное количество моделей, но все типовые.

Окидывая взглядом комнату, предполагаю:

— Наверно, лет 20 их выискивали?

— Комплектовал один год. Чтобы собрать довоенный модельный ряд, целенаправленно искал определенные экземпляры по объявлениям в Беларуси и России. Больше всего — из западной Беларуси. В моей коллекции не хватает только детской.

Пишем Singer, читаем «Зингер»

До сих пор была уверена, что настоящие Зингеры пишутся с буквой Z, а не с S. Юрий пояснил:

— По некоторым данным, отец основателя корпорации Adam Reisinger эмигрировал в США из Германии, поменял фамилию на «менее немецкую», сократив свою до Singer. По правилам немецкого языка, буква S между или перед гласными читается как «З». Пишем Singer, читаем Зингер. Так и прижилось.

Корпорация Singer создана в Нью-Йорке, но филиалы имела в разных странах. У каждого экземпляра есть номерной знак, по которому можно определить, где и когда сделан агрегат. В Подольске выпускали швейные машины с русифицированным логотипом «Зингеръ».

Singer проводила рекламную кампанию по всему миру. С 1905 года в России выпускалась серия открыток с русскими пословицами. Коллекционер показывает почтовую карточку с надписью «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто». Среди экспонатов домашнего музея есть и пара инструкций к машинкам.

Распутывая нити

Когда Юрий погрузился в эту новую для него сферу, решил изучить биографию Исаака (или Айзека) Зингера. Помогла книга Unraveling the threads («Распутывая нити»), которую называют «Библия по Зингеру».

Оказалось, предприимчивый американец нигде не учился. Выступал в театре. Для концертной деятельности фамилия Singer, что в переводе с английского  «певец», подходила идеально. Он также запатентовал пару изобретений, но успеха они не принесли. А в 1851-м сделал то, что перевернуло мир:

— Саму швейную машинку Зингер не изобретал. Собрал воедино лучшее, что придумали до него, усовершенствовал и кое-что добавил. Отказался от изогнутой иглы, вертикального расположения ткани, придумал удобную платформу, лапку-держатель иглы, челнок установил горизонтально, а затем — ножной привод.


На промышленных агрегатах в середине XIX века опытная швея делала 40 стежков в минуту, а Singer выдавала 900. Раньше швейные станки изготавливали штучно, соответственно, простые люди не могли себе позволить такую роскошь, даже отремонтировать было сложно, поскольку не было запасных деталей. Айзек ввел конвейерную сборку, использовал методы стандартизации и унификации. Следовательно, отремонтировать машинки уже можно было в любой мастерской, отмечает Юрий Сергеев:

— Так появилась конструкция, которую, если смазывать, будет работать сотни лет. Но, главное, машинки подешевели. С этого момента женщины смогли дома обшивать семью и даже зарабатывать, выполняя заказы.


В ТЕМУ

Юрий Сергеев вспоминает, что и сам, будучи студентом, на детской швейной машинке приспособился делать себе модные вещи — штаны-дудочки, ушивал рубашки:

— У меня дома стоит японская машинка со всеми приспособлениями. Иногда ее использую. Если будет готовая выкройка, сошью без проблем. Что буду делать с коллекцией? Рассмотрел бы предложения по созданию постоянной музейной экспозиции. Она должна быть. Особенно в Витебске, где столько швейных производств и учебных заведений этого профиля!


alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter