Иллюзии перестройки
Западные страны на протяжении большого временного отрезка навязывают всему миру схему, по которой они, мол, производят передовые товары, имеют самые развитые технологии, а другие государства и территории поставляют только сырье и самую элементарную продукцию. Это неравенство позволяет западным странам получать сверхприбыли и устанавливать свое политическое и экономическое доминирование.Глобальная ситуация ухудшилась после развала СССР, который на протяжении семидесяти лет как раз вел борьбу с крайне несправедливой колонизаторской политикой. Новым элитам постсоветских государств стали массово рекомендовать приватизировать советское наследие и избавиться от передовых гигантов промышленности СССР.Объяснения выдвигались разные. К примеру, Украина в момент распада Советского Союза имела ВВП выше Франции. На ее территории находились передовые предприятия и научно‑исследовательские организации в области машино‑, авиа‑ и ракетостроения, электронно‑вычислительной техники, фармацевтики. Но под влиянием западных фондов и лоббистов в среде ученых и элит Украины возобладал подход, что советское высокотехнологичное промышленное наследие является обузой, а не преимуществом страны и лучше от этого избавиться. Плачевные результаты таких решений мы можем видеть сегодня.
В том же Белом доме прекрасно понимали, что постсоветские республики могут стать новоиспеченными высокотехнологичными конкурентами или, наоборот, удобным рынком сбыта зарубежных товаров и дешевым источником сырья и энергоресурсов. Установление Западом своих преимуществ в торговле легко трансформировалось в его политическое доминирование. Зависимым от чужих технологий странам приходилось ежедневно демонстрировать свою лояльность господам, чтобы банально приобрести компьютеры, станки и прочую высокотехнологичную продукцию.
Урок Поднебесной
На этом фоне интересен опыт Китая. Он после ужасного унижения колонизаторами в XIX веке из высокоразвитого государства превратился в периферийную полуколонию. Но после образования КНР новое руководство поставило задачу иметь собственные технологии и «не зависеть от капиталистов». Сотрудничество Китая с СССР позволило реализовать 156 промышленных проектов. Это был самый грандиозный трансфер технологий в истории. Одномоментно была заложена основа китайской промышленности.После прихода к власти Дэн Сяопина в стране была начата политика реформ и открытости. Самым великим успехом КНР стала реализация передовых индустриальных проектов всего за 70 лет. Для сравнения: государства‑колонизаторы этот путь проходили триста лет.
Чтобы понять объемы самого успешного в мире импортозамещения, следует немного сказать о классификации производственных отраслей по степени технологической интенсивности. В ней 39 подгрупп и 151 вид наукоемкой продукции, которая разделена на 525 позиций. На данный момент КНР стала единственной страной, производящей их все.И это результат различных программ импортозамещения, которыми в Поднебесной занимались на протяжении последних двадцати лет. Для сравнения: США выпускают только около половины из заявленных позиций. Поэтому понятна нервозная реакция главы Еврокомиссии по итогам саммита «ЕС — КНР», прошедшего в минувшем декабре, где Урсула фон дер Ляйен высказала свое несогласие с политикой Пекина на технологический суверенитет с типичной отговоркой, мол, создаете параллельные производства и ненужную конкуренцию.
Такие результаты говорят сами за себя и демонстрируют, что политика импортозамещения и цель технологического суверенитета не являются какими‑то искусственными или нерешаемыми. Просто за их критиками скрываются лоббистские силы западных стран.
Наш путь
Беларусь, являясь в советское время сборочным цехом СССР, прежде всего в области машиностроения, в результате избрания на пост Президента Александра Лукашенко отказалась от приватизации и повального внедрения западных экономических рецептов и смогла сохранить и развить большинство технологий и производств советского времени. Это позволило нам быть более суверенными и независимыми и, конечно же, вызвало недовольство стран «золотого миллиарда», которые ввели санкции против нашего государства еще в 1998 году.Беларусь задумалась об импортозамещении. Именно в конце 90‑х прошлого века начали реализовываться проекты производства белорусских троллейбусов, автобусов и трамваев, комбайнов и многого другого, без чего сегодня нельзя представить нашу страну.
После усиления санкций против Беларуси в 2021 году перед нашим государством встала задача расширения программ импортозамещения. Был значительно увеличен перечень продукции, который включает широкий спектр: от продуктов питания и народного потребления до станкостроения и военных технологий.
Обострение международных отношений и поляризация мира поставили на повестку дня расширение проектов импортозамещения до уровня Союзного государства. Это и логично. Беларусь в силу количества населения и объема экономики, несмотря на стартовые преимущества, не способна выпускать все. Да это и не нужно. Еще в 2014 году мы помогли России заместить западные продукты питания. Если в 2013‑м почти треть санкционной продпродукции ввозилась в Россию из ЕС, а доля Беларуси составляла 12 процентов, то по итогам 2020‑го доля белорусских поставок в РФ уже достигла 25 процентов.
Санкционная агрессия Запада против России подстегнула в рамках Союзного государства начать реализацию знаковых программ импортозамещения в машиностроении, электронике и АПК. В кооперации с Российской Федерацией перспективы и возможности импортозамещения резко расширились. Это особо важно в связи с возможностью организовывать в двух странах производства товаров полного цикла, то есть от добычи полезных ископаемых до их переработки и выпуска конечной продукции.
Возможности кооперации
Обострение геополитических противоречий и фактическое разделение мира на Запад и Восток стали стимулом для формирования совершенно новой системы промышленного и технологического сотрудничества. Санкционная агрессия Запада принудила огромное количество стран обратить внимание на собственный технологический суверенитет. Однако глобальность и сложность поставленных задач заставляют государства все более глубоко кооперироваться и искать точки соприкосновения.
Появляются предпосылки к глобальной технологической кооперации в рамках ШОС и БРИКС. Беларусь в данных процессах имеет все шансы стать одним из центров высокотехнологического развития в Евразии.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.