Во что переформатируются магазины шаговой доступности

Странности малого формата

«Больше магазинов хороших и разных» — этот лозунг как раз про белорусскую торговлю. В середине нулевых все мы восхищались мощью гипермаркетов, но потом такой формат розницы стал привычным, а развитие сетевого ретейла привело к исчезновению ряда мелких продмагов и переформатированию крупных универсамов. Покупатели взмолились: спасите магазины шаговой доступности — они рядом с домом и цены приемлемые! К просьбам прислушались. Что имеем в результате?



Рассмотрим ситуацию на примере Минска. В столице 25 гипермаркетов. Больше в ближайшее время явно не будет — уже построенных достаточно. Принцип «все для всех в одном зале» и приятные скидочные акции привлекают покупателей, в то время как производителям и поставщикам порой приходится несладко: крупный формат диктует условия сотрудничества, выгодные прежде всего ему. Отсюда, кстати, и скидки. В то же время у небольших магазинов меньше рычагов воздействия на контрагентов. Как следствие, меньше покупателей, ниже рентабельность… Столичные власти не дали в обиду так называемые магазины шаговой доступности — объекты в районах жилой застройки площадью 300 и менее квадратных метров. Более того, формат развивается. Согласно данным Торгового реестра, на 1 января 2019 года в Минске работало 4.793 магазина шаговой доступности, а уже к июлю их количество увеличилось на 93. При этом общая торговая площадь заведений «у дома» составила 376,4 тысячи квадратных метров, или 27,5% от общей торговой площади городских магазинов.

По словам заместителя начальника главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ольги Гаврильчик, сеть торговых объектов малого формата развивается в двух направлениях. Первое — за счет нового строительства, когда магазинчики открываются во встроенно-пристроенных помещениях. Второе — реконструкция действующих объектов. А чтобы не допускать закрытия магазинов шаговой доступности, власти рассматривают обращения субъектов хозяйствования со сложной судьбой и с учетом финансового обоснования время от времени принимают решения о снижении коэффициента к ставке арендной платы. Только с начала года такое послабление получили 12 объектов, цена вопроса для каждого — от 130 до 1.290 рублей в месяц.

Казалось бы, если большинство магазинов шаговой доступности с учетом возрастающей конкуренции на рынке чувствует себя более-менее сносно, то можно спать спокойно? Увы, нет. Потому что поддержка государства, пусть даже моральная, некоторых не стимулирует, а расслабляет. В результате отдельные магазины выставляют максимальные цены и не торопятся продвигать дисконтные программы. А многие заведения шаговой доступности, радующие и ценами, и программами лояльности покупателей, — это мелкоформатные отпрыски сетевого ретейла. Который, к сожалению, пока не сподобился индивидуализировать ассортимент своих торговых точек. 

В каком направлении будет двигаться розница в ближайшие годы? В столице нынче реализуется схема развития магазинов до 2020 года. Планируется открывать в основном объекты шаговой доступности. В связи с этим пожелание и к Минску, и к регионам: не надо слепо идти на поводу у моды. Переход от гипермаркетов к мелкому формату — мировой тренд. Сегодня важнее не допустить того, чтобы розничные точки шаговой доступности предлагали идентичный ассортимент товаров. Сети, конечно, дело хорошее, но хочется и разнообразия.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter