Автомобилисты, понятное дело, от идеи не в восторге. Особенно таксисты. Но и в Беларуси с недавнего времени следить за правилами парковки стали специальные устройства — паркрайты, успешно используемые в России, Армении, Бразилии, Иордании, Казахстане и Молдове. Этими девайсами оборудованы машины ГАИ: закладываются маршруты с зонами, где стоять нельзя и программный комплекс сам распознает нарушение, сканирует номера машин. Чтобы зафиксировать номер, нужно отследить участок дважды с разницей в пять минут. Если владелец за это время так и не убрал автомобиль и это повторно попало в объектив паркрайта, то штрафа не избежать.
Перевод фиксации нарушений в автоматический режим — процесс неминуемый. Во–первых, это профилактика, да и когда задействованы видеокамеры, спорить нарушителю сложнее — все записано. Однако именно после трагедии в переходе минской станции метро «Немига» в 1999 году стало ясно, что нужна централизованная система видеонаблюдения. Не для тотального контроля, как уверяют скептики, а для гарантии нашей с вами безопасности.
Возьмем Минск. Если не присматриваться, видеокамер можно и не заметить. Но они есть на всех крупных перекрестках, центральных улицах, въездах в город и выездах, площадях и других местах с плотным людским и автомобильным трафиком. Плюс камеры на заправках и спортобъектах, в магазинах и во дворах... Милиция города, говорит мне главный специалист отдела связи и автоматизации ГУВД Мингорисполкома Юрий Свеклистов, имеет онлайн–доступ более чем к тысяче таких устройств. Они работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, направляя изображение в оперативно–дежурную службу главного управления — в своеобразный центр обработки данных. Здесь на видеостену (а это 24 проекционных модуля) выводятся сменяющие друг друга картинки с камер.
Юрий Свеклистов.
— Вот — метрополитен. Вот видео с площадок у гостиницы «Минск», Национальной библиотеки, — майор Свеклистов демонстрирует возможности устройств, максимально приблизив картинку. Рассмотрев элегантный костюм блондинки на остановке и убедившись, что легко рассматриваются даже черты лица, переключились на автономера. — Они тоже хорошо видны. В городе на смену аналоговым видеокамерам пришли цифровые, с лучшим разрешением. Как правило, на наиболее значимых объектах устанавливаем несколько камер — стационарных с «широкоугольниками» для общего обзора территории и поворотных с трансфокальными объективами для детального отслеживания обстановки. Передача данных — по волоконно–оптическим линиям, позволяющим одновременно направить по одному каналу видеосигналы с нескольких камер и сигналов управления. Нередко вместе со «всевидящим оком» монтируем и автономные источники электропитания.
Есть в ГУВД также автомобили с аналоговыми и периметральными камерами. Они вращаются, имеют объективы с переменным фокусным расстоянием и инфракрасную подсветку. Картинка тоже моментом передается в дежурку. Кстати, видео хранится на серверах 30 суток, доступ к нему имеют МВД, Комитет госбезопасности, МЧС и Служба безопасности Президента. Записи могут быть предоставлены и по запросу суда, милиции, Следственного комитета и других компетентных органов. Несанкционированное изъятие видеоизображений исключено. Собеседник рассказал мне и вот какую любопытную вещь: сейчас ГУВД участвует в тестировании системы видеоаналитики. А это значит, что вскоре специальная программа (разработал ее резидент Парка высоких технологий Беларуси) сама сможет обнаруживать движение человека или техники, пересечение запрещенных, опасных зон, распознавать лица и номерные знаки авто, сообщать оператору о драке и скоплении людей, машин или когда кто–то оставил в метро вещи, а также — прогнозировать ту или иную ситуацию. К примеру, загружаешь фото человека в программу — и через пару секунд на экране с десяток видео с ним, зафиксированных городскими камерами. Сейчас к этой платформе мониторинга общественной безопасности подключено около 1.000 видеокамер, расположенных в метро и на улицах Минска. Впечатляет. Главные условия — хорошие видеотехника и освещение.
Городская система видеонаблюдения эффективна. Это факт. О чем говорит и статистика обращений к записям при расследовании правонарушений и преступлений: в ГУВД с такими запросами обращаются 7 — 10 раз в день. Видеокамеры Минска, не скрывает Свеклистов, готовы внедриться в республиканскую систему мониторинга общественной безопасности: «Она уже создается. В ближайшее время будет выбран оператор, которому предстоит собирать данные с видеокамер и передавать в центр обработки. Наши видеокамеры можно интегрировать в единую сеть».
На минской улице Казинца, 49 в 50 метрах от информационного щита, предупреждающего о фотофиксации нарушений скорости — мобильная камера Poliscan. Рядом в служебной машине — техник–водитель Юрий Карпинский. Здесь он с 8 утра: привез комплекс, настроил согласно параметрам производителя. Если же ввести неверные данные, неправильно выставить угол, фиксировать система не будет.
Камера контролирует потоки автомобилей в обоих направлениях. Допустимая скорость на этом участке — 60 км/час, а потому датчик сработает уже при 72 км. Точность измерения обеспечивает лазерный сканер. При необходимости срабатывает инфракрасная фотовспышка. Кстати, тут впору развеять миф о том, что обмануть фоторадар поможет светоотражающая наклейка. Да, если снять номер на обычный фотоаппарат, хитрость сработает. Однако в Центре фиксации правонарушений, куда потом передаются данные с радара, номер распознают. Затем с полученной информацией работают сотрудники МВД, дают инциденту правовую оценку.
Мобильная камера Poliscan.
При нас на Казинца за пару часов Poliskan «поймал» с десяток нарушителей, легковых авто и мотоциклов. В кадр, к слову, раньше попадали также тракторы, троллейбусы. Датчик реагировал и на слишком быстрое движение велосипедистов (им, как пешеходам, «письма счастья» отсылать не стали).
Вообще, сегодня в стране скоростной режим контролируют 417 стационарных (работают круглосуточно, информация передается онлайн) и мобильных (работают посменно, данные передает технический работник) датчиков контроля российского, французского, китайского и немецкого производства, перечисляет представитель СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» Александр Хилькевич: «Места установки камер определяет ГАИ. Все они точны в измерениях и фиксации. Кстати, половина из нарушений совершается транспортом с иностранными номерами. Информация о таких авто передается в пункты контроля оплаты для уведомления и привлечения к ответственности».
Кроме контроля скорости, система используется милицией и в розыске авто, фиксируя транспортный поток на дорогах. Также обсуждается возможность применения таких камер при фиксации нарушений проезда железнодорожного переезда, перекрестка, стоп–линии, выезде на встречку и движении по полосе для маршрутного транспорта. Недавно депутаты проанонсировали и возможный перевод камер фотофиксаций в непрерывный режим работы, что позволит также выявлять транспорт, не прошедший техосмотр. Технически к таким переменам «Безопасные дороги Беларуси» готовы.
В тему
В Солигорске работает самая передовая в Минской области система видеонаблюдения. «Раньше было трудно идентифицировать личность человека, попавшего в кадр, — не скрывает начальник Солигорского РОВД Андрей Русанович. — Даже если находили нарушителя и предъявляли ему запись с видеокамеры, он говорил: «Это не я, а похожий на меня человек». И не возразишь. Сейчас мы перешли на более качественную технику — мультифокальные камеры. Благодаря им вероятность установления по изображению личности — до 80 процентов. Таких камер у нас более 20, а в целом по городу с выводом в РОВД — более ста. Всего же в Солигорске работает свыше тысячи видеокамер. На данный момент обсуждается возможность объединить их в единую сеть».
Факт
Первые видеокамеры для мониторинга общественной безопасности на улицах Минска появились в 2001 году.
Любопытно
В этом году Москву ждет бурный рост количества дорожных камер всех типов. К началу 2019–го их общее число вырастет примерно с 1,8 тысячи до 2,5. В частности, в городе установят 600 стационарных и 140 передвижных комплексов, камеры также появятся на перекрестках для наказания водителей, которые не пропускают пешеходов.
gladkaya@sb.by
Фото Евгения КОЛЧЕВА и Сергея ЛОЗЮКА.