Количество жалоб на работу уменьшается, а число официальных игроков растет: какие трансформации переживает рынок автосервисов

СТО делать

Борьба с нелегальными СТО длится далеко не первый год и явно приобрела затяжной характер. Главная причина, почему такие предприятия существуют до сих пор, заключается в цене их услуг, которая, как правило, существенно ниже официальных расценок. Механизм уменьшения стоимости работает за счет совсем не рыночных мер — подобные сервисы попросту не платят налоги, да и многие другие обязательные для легальных участников рынка затраты у них отсутствуют. Конкурировать с «серыми» игроками официальным участникам рынка услуг было сложно. Однако сегодня многие факты говорят о том, что на фронте автосервисов все же есть перемены в лучшую сторону. В подробностях разбирался корреспондент «Р».

Количество легальных СТО за последние два года существенно увеличилось.Фото Дарьи Титовой

Спрос есть, будет и предложение

По данным ГАИ, в стране зарегистрировано более 3 млн автомобилей и в большинстве своем это бывалые «лошадки» — средний возраст их превышает 10 лет. Всю эту массу нужно где-то обслуживать, регулярно проводить ремонты и замену запчастей. Понятно, что у любого автолюбителя есть как минимум два варианта — отправиться в легальный сервис либо же к нелегалам. Находятся подобные автомастерские в частном секторе абсолютно всех городов нашей страны, и найти их нетрудно. У многих таких гаражных мастеров построены хорошие коттеджи, хотя официально их владельцы считаются безработными. На самом деле доходы у нелегальных автомастерских достаточно высокие. Гаражи никогда не пустуют, а работа там бурлит. На неприметной улице может быть сразу несколько нелегальных автомастерских. В одной починят двигатели, в другой — сделают кузовной ремонт, в третьей — покраску, а в четвертой — шиномонтаж.

К нелегальным автосервисам претензий много: они стимулируют появление дополнительных рисков на дороге, а в бюджет не идут налоги. По некоторым оценкам, казна теряет около 200 млн рублей в год. Страдают от нелегалов и добросовестные игроки — конкурировать с теневым сегментом сложно, учитывая, что им для ведения бизнеса необходимо соблюсти массу правил. Для автомастерских установлены достаточно жесткие санитарные нормы. Территорию мастерской нужно огородить, обустроить подъездные пути, обеспечить естественное освещение, проложить ливневую канализацию, площадку для отходов и многое другое. Понятно, что лишенные таких расходов нелегалы живут припеваючи.

Юлия Войтюк, исполняющая обязанности начальника отдела организации развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания ГУПР Мингорисполкома, замечает, что услуги СТО в Минске входят в число одних из самых массовых:

— Бизнес в данной сфере всегда был надежным и перспективным, спрос на услуги автосервиса устойчив и стабилен и имеет значительный потенциал роста. Анализируя динамику рынка, можно сделать вывод, что сфера автосервиса является высококонкурентной. 

Судя по статистике ГУПР Мингорисполкома, за последние два года количество объектов, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию авто, увеличилось практически на треть — с 1014 в 2017 году до 1467 по состоянию на начало 2019-го. На данный момент в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг» внесены сведения о 1541 объекте. За счет каких конкретно объектов обслуживания авто, новых или вышедших из тени, происходит прирост — сказать не так просто. 

Об оздоровлении конкурентной среды среди СТО свидетельствует и то, что за последние годы наблюдается тенденция снижения жалоб на автосервисы. Юлия Войтюк привела данные: за период с января 2018 года по июнь 2019-го поступило 13 таких обращений. Из них на качество обслуживания — 5 обращений, остальные носили разъяснительный характер. 

— В основном это нарушения правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совмина № 1590, касающиеся неправильного оформления документов, а также непосредственно качества выполненных работ. За истекший период поступило два обращения, которые были перенаправлены по компетенции в инспекции Министерства по налогам и сборам для оперативного реагирования. 

Курс не на штрафы, а на разъяснение

Одним из основных направлений контрольной работы налоговых органов является выявление и пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности, в том числе физических лиц, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей нелегально. С начала года уже установлено 65 нарушителей.

Консультант главного управления организации контрольной деятельности МНС Ольга Бельская рассказала подробности одного из таких последних случаев: 

— В инспекцию поступило обращение о возможном осуществлении гражданином незаконной предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей. В ходе рассмотрения поступившего обращения работниками инспекции по Минскому району проведена тематическая оперативная проверка и подтвержден факт осуществления гражданином указанной деятельности без госрегистрации в качестве ИП. Кроме того, по результатам сбора доказательной базы определен период осуществления такой деятельности (четыре месяца). По результатам проверки плательщику предъявлен к уплате единый налог в сумме 768 рублей. 


Получается, многолетняя борьба с нелегалами в сфере автотехобслуживания дает свои плоды. Как рассказали в Министерстве по налогам и сборам, с принятием Указа Президента № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», внесшего изменения в Указ № 510, контрольная деятельность в нашей стране переориентирована на использование мер профилактического и предупредительного характера. В частности, в ходе мониторингов должностные лица налоговых органов проводят наблюдение за деятельностью субъекта на общедоступной территории и объектах, что исключает вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. 

— В случае выявления нарушений субъекту направляются рекомендации по устранению установленных нарушений. Так, например, накануне при проведении в Минске мониторинга субъекта, предоставляющего услуги по шиномонтажу, было установлено, что фактически в организации работают четверо сотрудников, которые, согласно их пояснениям, работали там и раньше. Вместе с тем по сведениям налоговой декларации, представленной организацией, единый налог на вмененный доход уплачен только за одного человека. 

В этом конкретном случае работники налогового органа вручили рекомендации об устранении нарушений, которые исполнены организацией в полном объеме: представлена уточненная декларация по единому налогу на вмененный доход и уплачен налог в размере 824,76 рубля.

Ольга Бельская также замечает, что, к сожалению, имеют место случаи, когда проводимая разъяснительная и профилактическая работа не приносит желаемого результата, а плательщики после получения рекомендаций контролирующего органа продолжают осуществлять деятельность с нарушениями: 

— Сложившаяся ситуация не только приводит к созданию недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, но и ущемляет права потребителей услуг. В указанных случаях нарушители привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Конкуренция оздоравливается

Как сегодня живется официальным игрокам рынка, которые добросовестно оказывают услуги и конкурируют на законных условиях? В поисках ответа на данный вопрос я обратился к заместителю директора одной из столичных СТО Алесе Абрамович:

— Сегодня стараемся удерживать наработанную клиентскую базу. Новые клиенты не являются частыми. Приблизительно 10 процентов клиентов в месяц приезжают первый раз. Как правило, заезжают по острой необходимости и по советам знакомых, которые рекомендуют наш сервис. Но чаще клиенты выбирают СТО по одному принципу: удаленность от дома или работы. Ну и, разумеется, для многих людей важен ценовой фактор. 

Моя собеседница заметила, что нелегальные СТО в плане цены могут выигрывать, но вот исправлять за ними некачественную работу иногда приходится в официальных организациях. Часто это касается значительных ремонтов, например, при починке газорас-пределительного механизма. 

— Но в целом ранее ремонтов в «серых» гаражах было больше. Сегодня можно сказать, что данная лавочка прикрылась. Надзорные органы сделали большой шаг для регулирования данного вопроса. Это положительно повлияло и на добросовестную конкурентную среду.

Что касается спроса на услуги, то граждане сегодня пытаются оттянуть дорогостоящие ремонты. Конкуренция оздоровилась, но средний чек за услугу снизился. 

— Чаще всего люди обращаются для проведения шиномонтажа, починки развала-схождения, проведения мелких ремонтов подвесок. В среднем чек составляет примерно 30 рублей. Разумеется, более серьезные ремонты могут обходиться в несколько сотен рублей. 

При этом не жалуются и официальные игроки на проверки — СТО налоговые органы лишний раз без нужды не беспокоят. Все в рамках понимания и доверия. 

Не без ложки дегтя

Как видно, общая картина складывается положительной: количество объектов, оказывающих услуги по ремонту, растет, конкуренция тоже. За ними подтягивается и качество, ведь количество жалоб уменьшается. Однако, как рассказал председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, нелегальные СТО все еще занимают существенную долю рынка автомобильных услуг:

— Эту долю сегодня можно оценить где-то в 30–40 процентов. Сегодня государство создало несколько упрощенных режимов по налогообложению, которые снимают все претензии нелегальных СТО в части сложности учета осуществляемой деятельности. На взгляд официальных дилеров, которые работают по стандартной системе налогообложения, все имеющиеся режимы более льготного налогообложения вполне доступны с точки зрения администрирования. Любое разъяснение контрольных органов полезно и должно присутствовать, но, на наш взгляд, сегодня не платят налоги как раз те, кто прекрасно знает, что не заплатить выгодно, ведь наказание может и не последовать. Для таких дельцов нужны соответствующие санкции.


В БАА также считают, что разъяснительную работу нужно делать и в адрес водителей, ведь, обслуживаясь без чека, они рискуют как собственной жизнью, так и жизнью других участников дорожного движения.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter