Хозяин агроусадьбы «Хутор Едишки» Андрей Абрамов с семьей.
Символ хутора
«Я городской житель. Переехал на хутор Едишки в 2007 году. За это время построил деревню XXI века. Кайфую и произвожу деревенские натуральные продукты. Одно другому не мешает» — так Андрей Абрамов, ныне известный в агробизнесе страны как «белорусский ковбой», представляется на собственном ютуб-канале потенциальным подписчикам. Социальные сети, считает Андрей Михайлович, способ для личной популяризации с целью распространения современных технологий ведения своего дела в деревне.В начале, как это часто бывает, состоялось знакомство. Они нашли друг друга в большой Москве. Татьяна приехала в российскую столицу из белорусской в поисках себя. Случайно встретились, познакомились, обменялись мыслями, сошлись во мнениях. Так постепенно рождалась идея жизни на своей земле в русле концепции агроэкотуризма.
Когда зашла речь о месте локации для создания семейного дела, выбрали Беларусь — страну, где уже тогда законодательно определялась реальная перспектива развития агроэкотуризма. И, что очень важно, места уж очень красивые. В виде того же хутора Едишки на северо-западной окраине Витебщины.
Само одряхлевшее строение 80 лет тем не менее аккумулировало ауру голубых просторов Браславского края. Это по ним когда-то, неспешно тая, двигался со Скандинавии ледник, оставляя за собой метки в виде раскрытых ладоней озер. Одно из таких — Долгое. В него вливается тугой струей быстрая речка Дрисвятка, берега которой покрыты диким разнотравьем. И хутор словно застыл на стреме, охраняя эту первозданность, которая и помогает Абрамовым создавать и сохранять бренд органического ранчо, дополненный образом белорусского ковбоя.
Столь колоритная лексика в обиходе новоселов утвердилась с приобретением для нужд фермы белорусско-дворового молодого жеребца Ричарда. С этим возникла потребность и в соответствующей экипировке самого наездника. Сапоги, широкополая шляпа вкупе с пружинистой статью молодой лошади создали тот киношный образ, который в скором времени замелькал в соцсетях, став своеобразным символом Едишек.
Образ жизни ХХI века
Хутор послужил базой для реализации концепции замкнутого цикла производства продуктов питания. В первую очередь для жизни семьи. Производство на основе замкнутого цикла экосистемы в нынешних условиях не только возможно, но и перспективно. Об этом Андрей постоянно твердит на своих обучающих семинарах. Их за прошедшие 15 лет он провел бессчетное количество раз. И у себя на усадьбе, и на собственном канале в соцсетях. Последний и создан именно с целью просвещения людей, желающих понять, уяснить для себя, что цель не производство того же мяса, колбасы, помидоров. Цель в конечном продукте — создании образа жизни сельского труженика в XXI веке. Сложновато для дилетантского восприятия? Андрей доказывает это на основе зримых итогов реализации своей модели развития агроусадьбы:
— Нами решен вопрос о самообеспечении семьи. Это базис, материальная основа. Агроэкотуризм — надстройка. Мы произвели продукты питания. Людям процесс интересен. Они готовы с ним познакомиться, продегустировать нашу продукцию. Хотите потратить деньги в удовольствие? Пожалуйста!
Дегустируют органический продукт
В животноводстве есть несколько главных элементов, на которые делает ставку настоящий фермер, рассуждает Андрей:— Первый — это генетика. Важно совершать племенной отбор в среде собственного поголовья. Мы своих животных содержим на улице. Они не приучены к комфортным условиям, закалены. И эти особенности у них генетически сохраняются.
Содержание, уход, переработка, реализация продукции — приоритеты отрасли, которую теперь на хуторе представляют 20 голов крупного рогатого скота, 150 овец, 30 коз, 60 кроликов. Земельные угодья площадью 100 гектаров обеспечивают кормом это требовательное к качественному меню поголовье. Животные вряд ли осознают необходимость полноценности своих рационов. Им вкусно, питательно, да и ладно… А вот для хозяев забота о сбалансированности рационов — дело первостепенное. Ведь первичный продукт производства идет и на переработку. Творог, сметана, сыры — более 150 наименований продуктов глубокой переработки, которые популярны у гостей усадьбы. Все в экологически чистом исполнении. Это гарантирует знак «органический продукт», документально подтверждающий качество сырья и продукции, произведенной без применения химических стимуляторов роста и средств защиты.
Пришел, увидел, победил…
Это крылатое выражение древнеримского полководца в какой-то мере можно соотнести с нынешним успехом белорусского ковбоя. А ведь весьма скромная сумма денежных средств (любопытствующим Андрей ее называет) послужила основой для развития успешного дела.
— Помню, как купили первого теленка, как приобрели небольшое овцепоголовье, трактор для обработки земли… Инвестиции со стороны я не признаю. Они не развивают, а просто мешают находить потенциал в себе и местных ресурсах. Таким образом кто-то деньгами пытается прикрыть собственную некомпетентность. Думаю, ничего путного из этого не выйдет. Впрочем, есть тьма тому примеров…
«Томагавк» как фирменное блюдо
— Продавайте дорого, не производите много, — любит повторять для своих учеников Андрей Абрамов. — Произведенный мной продукт — это не кусок мяса, а образ жизни семьи, занятой интересным делом. Вам любопытно? Приезжайте, смотрите… Любопытство и есть тот самый стимул для развития агротуризма.Белорусский ковбой у мангала — это тоже своеобразный символ Едишек. Андрей любит организовывать мастер-классы. По приготовлению, например, стейка «томагавк» из говядины травяного откорма. На выходе продукт получается сочный, ароматный, как будто с привкусом того самого дыхания ледникового периода. Оно до сих пор витает над озером Долгим с его лесистыми берегами, хранящими звенящую мудрость веков.
Мария КУЗОВКИНА — специально для «СГ».