Принципами ведения фермерского хозяйства делится первый белорусский ковбой на Витебщине

Стейк с ароматом ледника

Семейная ферма с товарным знаком «Хутор Едишки» — первая в Беларуси как физическое лицо получила сертификаты соответствия на органическую продукцию и продукцию животноводства. Указ № 351 «О развитии агроэкотуризма», вменяющий в обязанность всех субъектов агроэкотуризма ведение личного подсобного хозяйства, либо производство, либо переработку сельхозпродукции, эту тенденцию к развитию на своей земле подобных небольших ферм призван упрочить. 

Хозяин агроусадьбы «Хутор Едишки» Андрей Абрамов с семьей.

Символ хутора

«Я городской житель. Переехал на хутор Едишки в 2007 году. За это время построил деревню XXI века. Кайфую и произвожу деревенские натуральные продукты. Одно другому не мешает» — так Андрей Абрамов, ныне известный в агробизнесе страны как «белорусский ковбой», представляется на собственном ютуб-канале потенциальным подписчикам. Социальные сети, считает Андрей Михайлович, способ для личной популяризации с целью распространения современных технологий ведения своего дела в деревне.

В начале, как это часто бывает, состоялось знакомство. Они нашли друг друга в большой Москве. Татьяна приехала в российскую столицу из белорусской в поисках себя. Случайно встретились, познакомились, обменялись мыслями, сошлись во мнениях. Так постепенно рождалась идея жизни на своей земле в русле концепции агроэкотуризма. 

Когда зашла речь о месте локации для создания семейного дела, выбрали Беларусь — страну, где уже тогда законодательно определялась реальная перспектива развития агроэкотуризма. И, что очень важно, места уж очень красивые. В виде того же хутора Едишки на северо-западной окраине Витебщины.



Само одряхлевшее строение 80 лет тем не менее аккумулировало ауру голубых просторов Браславского края. Это по ним когда-то, неспешно тая, двигался со Скандинавии ледник, оставляя за собой метки в виде раскрытых ладоней озер. Одно из таких — Долгое. В него вливается тугой струей быстрая речка Дрисвятка, берега которой покрыты диким разнотравьем. И хутор словно застыл на стреме, охраняя эту первозданность, которая и помогает Абрамовым создавать и сохранять бренд органического ранчо, дополненный образом белорусского ковбоя.

Столь колоритная лексика в обиходе новоселов утвердилась с приобретением для нужд фермы белорусско-дворового молодого жеребца Ричарда. С этим возникла потребность и в соответствующей экипировке самого наездника. Сапоги, широкополая шляпа вкупе с пружинистой статью молодой лошади создали тот киношный образ, который в скором времени замелькал в соцсетях, став своеобразным символом Едишек.

Образ жизни ХХI века

Хутор послужил базой для реализации концепции замкнутого цикла производства продуктов питания. В первую очередь для жизни семьи. Производство на основе замкнутого цикла экосистемы в нынешних условиях не только возможно, но и перспективно. Об этом Андрей постоянно твердит на своих обучающих семинарах. Их за прошедшие 15 лет он провел бессчетное количество раз. И у себя на усадьбе, и на собственном канале в соцсетях. Последний и создан именно с целью просвещения людей, желающих понять, уяснить для себя, что цель не производство того же мяса, колбасы, помидоров. Цель в конечном продукте — создании образа жизни сельского труженика в XXI  веке. Сложновато для дилетантского восприятия? Андрей доказывает это на основе зримых итогов реа­лизации своей модели развития агроусадьбы: 

— Нами решен вопрос о самообеспечении семьи. Это базис, материальная основа. Агроэкотуризм — надстройка. Мы произвели продукты питания. Людям процесс интересен. Они готовы с ним познакомиться, продегустировать нашу продукцию. Хотите потратить деньги в удовольствие? Пожалуйста!


Какими нюансами своего бизнеса готовы поделиться хозяева? Фундамент — это ферма, которая работает в замкнутом цикле: обработка земли, производство кормов, племенная работа… Поскольку поголовье здесь разношерстное (крупный рогатый скот, овцы, козы, кролики), кормовой стол тоже разнообразен. Интересно наблюдать за животными, когда над рассыпанными по снегу охапками пушистого сена, свернутого в рулоны на местных угодьях, склоняются лобастые буренки. А упитанные телята настойчиво суют слюнявые мордочки в лотки с насыпанным в них сухим кормом. Водопой для участников трапезы организован тут же, на берегу природных водоемов, без щадящего режима подогрева.

Дегустируют органический продукт

В животноводстве есть несколько главных элементов, на которые делает ставку настоящий фермер, рассуждает Андрей: 

— Первый — это генетика. Важно совершать племенной отбор в среде собственного поголовья. Мы своих животных содержим на улице. Они не приучены к комфортным условиям, закалены. И эти особенности у них генетически сохраняются. 

Содержание, уход, переработка, реализация продукции — приоритеты отрасли, которую теперь на хуторе представляют 20 голов крупного рогатого скота, 150 овец, 30 коз, 60 кроликов. Земельные угодья площадью 100 гектаров обеспечивают кормом это требовательное к качественному меню поголовье. Животные вряд ли осознают необходимость полноценности своих рационов. Им вкусно, питательно, да и ладно… А вот для хозяев забота о сбалансированности рационов — дело первостепенное. Ведь первичный продукт производства идет и на переработку. Творог, сметана, сыры — более 150 наименований продуктов глубокой переработки, которые популярны у гостей усадьбы. Все в экологически чистом исполнении. Это гарантирует знак «органический продукт», документально подтверждающий качество сырья и продукции, произведенной без применения химических стимуляторов роста и средств защиты. 

Пришел, увидел, победил… 

Это крылатое выражение древнеримского полководца в какой-то мере можно соотнести с нынешним успехом белорусского ковбоя. А ведь весьма скромная сумма денежных средств (любопытствующим Андрей ее называет) послужила основой для развития успешного дела. 

— Помню, как купили первого теленка, как приобрели небольшое овцепоголовье, трактор для обработки земли… Инвестиции со стороны я не признаю. Они не развивают, а просто мешают находить потенциал в себе и местных ресурсах. Таким образом кто-то деньгами пытается прикрыть собственную некомпетентность. Думаю, ничего путного из этого не выйдет. Впрочем, есть тьма тому примеров…


Программа развития хутора Едишки рассчитана на 30 лет. Прошло 15. Сегодня Андрей Михайлович, изучив менталитет местных жителей, их понимание агробизнеса, расширяет круг единомышленников. В обучающих семинарах, которые регулярно проходят на усадьбе, участвуют именно заинтересованные люди. Для них создан даже специальный курс, который так и именуется — «Два дня с белорусским ковбоем». Слушатели на практике знакомятся с опытом ведения хозяйства с расчетом на положительный результат, приносящий в целом 50-процентную рентабельность.

«Томагавк» как фирменное блюдо

— Продавайте дорого, не производите много, — любит повторять для своих учеников Андрей Абрамов. — Произведенный мной продукт — это не кусок мяса, а образ жизни семьи, занятой интересным делом. Вам любопытно? Приезжайте, смотрите… Любопытство и есть тот самый стимул для развития агротуризма.

Белорусский ковбой у мангала — это тоже своеобразный символ Едишек. Андрей любит организовывать мастер-классы. По приготовлению, например, стейка «томагавк» из говядины травяного откорма. На выходе продукт получается сочный, ароматный, как будто с привкусом того самого дыхания ледникового периода. Оно до сих пор витает над озером Долгим с его лесистыми берегами, хранящими звенящую мудрость веков. 

Мария КУЗОВКИНА — специально для «СГ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter