Вступительная кампания для большинства поступающих в вузы близится к завершению. Какие специальности пользуются спросом у абитуриентов и на кого из года в год приходит больше всего заявок от работодателей? А также что стоит знать сегодняшним школьникам, чтобы в будущем не прогадать с выбором профессии?
Во многих вузах зачисление абитуриентов на бюджетную форму получения образования пройдет по 27 июля, на платную — по 3 августа.
Александр Лукашенко:
— Важно на деле укрепить связку всех уровней образования — от школы, вуза до предприятия. Следует работать по единой логике, на общий результат. Критерием эффективности учебных заведений должно быть то, насколько востребованы их выпускники, как растут зарплаты молодых специалистов.
9 апреля 2024 года, во время совещания во Дворце Независимости о состоянии и задачах развития промышленности.
— Важно на деле укрепить связку всех уровней образования — от школы, вуза до предприятия. Следует работать по единой логике, на общий результат. Критерием эффективности учебных заведений должно быть то, насколько востребованы их выпускники, как растут зарплаты молодых специалистов.
9 апреля 2024 года, во время совещания во Дворце Независимости о состоянии и задачах развития промышленности.
«Открыты многие двери»
Третьекурсник Белорусского национального технического университета Дмитрий Розов в свое время весьма серьезно подошел к выбору будущей профессии. Юноша вырос в семье инженеров: склонности к точным наукам, видимо, передались на генном уровне. К ним добавились графические способности, особенно в области черчения. Проанализировав и взвесив все за и против, уроженец Жодино привез документы с 340 баллами в приемную комиссию БНТУ:— Выбрал специальность «промышленные роботы и робототехнические комплексы». Я исходил из того, что с каждым годом производства будут все более высокотехнологичными. Следовательно, потребуются специалисты с определенными навыками и компетенциями. И я не прогадал. Но хочу сказать, что во время учебы важно понять, куда ты хочешь дальше двигаться и в каком направлении развиваться. Например, когда мы начали изучать 3D-моделирование, я четко осознал, что это мое. Ведь специальность довольно широкопрофильная и открывает ряд дверей: можно работать на производстве либо пойти в научную сферу.
Дмитрий Розов выбрал перспективную специальность. Выпускники, которые ее получили, востребованы на рынке труда.
— Мы делаем импортозамещающий продукт. В Беларуси около 15 больниц, в которых проводятся подобные операции. На начало зимы в очереди на замену коленного и тазобедренного суставов было около 18 тысяч человек. Мы сейчас единственные в стране производители подобных протезов, так что работаем в усиленном режиме. Наша задача — спроектировать высококачественные модели как самих суставов, так и инструментов для проведения операции, после чего по нашим чертежам и моделям производят готовые изделия.
Обоюдный интерес
В Министерстве образования уже подвели предварительные итоги вступительной кампании. В структуре приема лидирующее место занимают специальности инженерного, педагогического, медицинского профилей, говорит начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов:— Цифры приема на специальности по вышеперечисленным профилям были существенно увеличены. Планку задают работодатели. Также видим интерес заказчиков и к целевой подготовке. В особенности со стороны организаций здравоохранения, учреждений образования, предприятий аграрного сектора. Кадровый запрос последних, к сожалению, удовлетворить полностью не получается. Здесь большую профориентационную работу проводят вузы и заказчики кадров. Важно дать понять нынешним школьникам, что сегодня в агропромышленном комплексе внедряются новые технологии, закупается современная техника, благодаря чему удается достигать высоких результатов в растениеводстве и животноводстве.
В этом году столичные и региональные вузы открыли ряд новых специальностей. В частности, в БГУ начнут учить будущих конфликтологов-международников, международных логистов. Интересно, что те, кто поступил на «страноведение и переводческую деятельность», смогут работать в качестве географов, преподавателей и переводчиков. Что касается периферийных вузов, в БарГУ открыли специальности «психология», «эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов», а в ПГУ им. Евфросинии Полоцкой — «экономическая безопасность».
— Как показывают предварительные итоги, со стороны абитуриентов на новые специальности сохраняется устойчивый спрос. Ребята поступают довольно сильные, таким образом формируется конкурсная ситуация и складываются высокие проходные баллы, — отмечает Сергей Николаевич.
В этом году расширился перечень особенно востребованных экономикой специальностей — с 53 до 69. Среди них «историческое образование», «русская филология», «техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов», «специальное и инклюзивное образование» и так далее.
— Этот перечень формируется исходя из анализа цифр приема, итогов распределения. Если мы видим, что реальный сектор экономики нуждается в определенных кадрах, на них поступает много заявок от работодателей, тогда эта специальность может быть внесена в список востребованных, — поясняет Сергей Пищов. — Хочу подчеркнуть, что по этим специальностям у нас из года в год выполняется план набора. И те, кто на них поступает, могут быть уверены, что они будут обеспечены достойным местом работы — заявок от заказчиков кадров достаточно.
Горизонт планирования
Развитие технологий неизбежно влечет за собой изменения и на рынке труда. Разработки в области искусственного интеллекта всколыхнули общество, а прогнозы футурологов о том, что в обозримом будущем часть специалистов останется без работы, заставили напрячься. Вот что на этот счет думает депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
— На Западе нет управления рынком труда в нашем понимании. При необходимости там просто выбрасывают «лишние» руки из экономики. Для чего применяют высокие пособия по безработице или так называемый базовый доход — он позволят что-то пить, есть, где-то спать, поддерживать минимальные потребности. Западному государству содержать такого «лишнего» человека дешевле, чем учить его, давать профессию, а потом предоставлять социальные гарантии по месту работы и платить пенсию. Отсюда целые поколения и этнические диаспоры, живущие в трейлерах и не занятые вообще никакой работой. Беларуси такое точно не грозит. На мой взгляд, эффект от внедрения искусственного интеллекта на рынке труда сильно преувеличен. В открытом доступе мы видим часть реальных возможностей искусственного интеллекта, условно, как рисовать картинки. Вряд ли это кардинально на что-то повлияет у нас.
— Какие профессионалы более уверенно чувствуют себя в меняющемся мире?
— Реальный сектор точно будет чувствовать себя хорошо. Сегодня все страны Запада проводят индустриализацию, то же самое делает Китай. Поэтому любая профессия в реальном секторе останется востребованной. Польша буквально вымывает рабочие руки из Украины.
Рост, как ни удивительно, будет и у сферы услуг. Она постоянно прирастает за счет легкого входа в деятельность, самообучения. Условно, девушка смотрит блог, как делать маникюр, а затем начинает этим зарабатывать. То есть расцвели услуги, которые не требуют особой квалификации, вроде сферы такси, доставки еды на самокатах, стрижки собак, каких-то консультаций. Раньше все это вбирали в себя ипэшники.
Что касается сфер, которые могут исчезнуть на рынке, — это отдельные сектора торговли, завязанные на мелкооптовом ввозе товаров из-за границы, челночество, перевоз топлива, сигарет, перегон машин. Но причины тут вовсе не в развитии человечества, а банально в санкциях.
Говоря о работе СМИ (было очень много рассуждений о том, что искусственный интеллект заменит многих специалистов), здесь сейчас наблюдается дефицит отдельных профессий: верстальщиков, операторов, монтажеров — то есть все происходит ровно наоборот.
— Удовлетворяет ли система образования кадровый запрос работодателей?
— Для этого активно вводится целевой набор. У нас не так много крупных заказчиков кадров, их буквально за руку можно свести с абитуриентом, поэтому система работает. Другой вопрос, что не все частные предприятия имеют горизонт планирования 4–5 лет, необходимых для подготовки целевика, многие просто не знают, что с ними за это время станет на рынке, поэтому им проще брать выпускников. То есть мы в Беларуси сочетаем механизм как рынка, так и длительного планирования в данном вопросе.
В целом можно сказать, что по отдельным направлениям у нас существует нехватка кадров. Отсюда вывод: сколько бы мы ни подготовили профессионалов, например в системе образования, они все будут востребованы на рынке, более того, будет несколько вакансий на человека, когда можно выбрать лучшую. То есть о проблеме избытка рабочей силы нам говорить вообще не приходится. Реальная задача государства — мягко направлять абитуриентов в этот перспективный, с точки зрения властей, сектор. В противном случае они будут просто идти туда, где больше платят. Как правило, у нас это компании с иностранным капиталом, которые имеют тенденцию иногда уходить с рынка, забирая кадры.
Воля к самообразованию
Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человек должен получать новые знания как можно быстрее. В связи с этим меняются подходы к обучению.— Ежегодно в университетах происходит обновление читаемых курсов, а каждые 5 лет — радикальный пересмотр учебных планов, постоянно вводятся новые специальности, — отмечает руководитель Центра поведенческой экономики, доцент Белорусского государственного экономического университета Татьяна Майборода. — Если говорить об опыте БГЭУ в подготовке экономистов, то недавно у нас появился факультет цифровой экономики, а ряд курсов включает в себя применение языков программирования для работы с данными. Но следует помнить, что образование в университетах — это фундамент, крепкая основа для углубления знаний в рамках различных образовательных траекторий, поэтому важно сохранение и обновление базовых курсов, а не попытка угнаться за новыми трендами, так как их влияние может оказаться незначительным на длинной дистанции развития рынка труда.
Говоря о требованиях к работникам, специалист уверена, что воля и способность к самообразованию — то, без чего будет сложно остаться востребованным на рынке труда в будущем.
— Раньше вымирание профессий и замещение их новыми происходило не так быстро, как сегодня. Время показывает, что основной тренд на ближайшие годы — непрерывное обучение, то есть переход от разового получения квалификации к необходимости обучения на протяжении всей жизни. Следовательно, только при постоянном совершенствовании можно остаться востребованным на быстро меняющемся рынке труда, — заключает Татьяна Майборода.
Доступное образование
В последние годы в Беларуси наблюдается тенденция к увеличению бюджетных мест в учреждениях образования всех уровней. Число платников, напротив, снижается, особенно в вузах. Сейчас в целом около 53 тысяч абитуриентов станут первокурсниками. Количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом увеличилось на 3 тысячи. В общей сложности бесплатно осваивать важные для профессии знания начнут осенью около 30 тысяч юношей и девушек.Попасть в цель
Прием и зачисление целевиков в этом году, как и в прошлом, были вынесены за рамки основного этапа вступительной кампании. В ряды первокурсников зачислены 4,6 тысячи человек на условиях договоров о целевой подготовке. Среди наиболее востребованных вузов у этой категории абитуриентов можно выделить БГМУ, сюда приняли 673 абитуриента. В БГПУ им. М. Танка зачислили 289 человек, а в БНТУ — 266.
Как выбрать свою профессию?
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов рекомендует абитуриентам не ориентироваться при выборе специальности на те предметы, по которым высокие оценки, и уж тем более не ставить во главу угла университет:— Важно определиться с той деятельностью, которой молодой человек желает заниматься. Сегодня есть ряд профессиональных тестов, которые размещены на сайтах Республиканского института профессионального образования, Министерства труда и соцзащиты, пройдя которые, можно выявить свои склонности, способности для той или иной профессии. Значимую роль в ответственный для школьника период играют родители. Их задача не пустить все на самотек, а подсказывать, помогать ребенку. Например, сходить с ним на отраслевые выставки, где можно «прикоснуться» к той или иной профессии, узнать о ней больше. Помимо этого, побывать на днях открытых дверей как на предприятиях, так и в вузах. Возможностей познакомиться с профессиями сегодня достаточно. Нужно этим пользоваться.
Сергей Николаевич уверен: начиная с 9-го класса, школьникам стоит задуматься о выборе профессии и предпринять определенные шаги.
— Ежегодно около 50 % выпускников 9-х классов поступают в колледжи, в дальнейшем развивают свои профессиональные компетенции, идут учиться в вузы на заочную сокращенную форму обучения. Траекторий сегодня достаточно, главное — определиться с видом деятельности, а дальше решать, какое учебное заведение удовлетворит запрос и даст необходимые знания и навыки, — заключает специалист.
От чего зависит выбор профессии?
Юрий Давидович, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экологии ландшафтов факультета геоинформатики БГУ:
— География со мной с детства, мне кажется, уже тогда все было предопределено. Прабабушка преподавала этот предмет в школе. А так как она жила с нами, дома всегда было много энциклопедий, карт, глобусов. И я, будучи ребенком, с любопытством их изучал. Прабабушка поддерживала мой интерес. Она и стала моим проводником в этой многогранной, таинственной, но очень интересной науке — географии. Плюс ко всему мне всегда нравились приключенческие книги, много читал Джека Лондона, Жюля Верна.
Конечно, увлеченность предметом дала результат. В старших классах стал активно ездить на олимпиады. Занимал призовые места. Все эти факторы послужили тому, что я захотел связать свою жизнь с географией. Поступил на факультет географии и геоинформатики БГУ на специальность «космоаэрокартография». На 2-м курсе началась моя научная деятельность, и она продолжается до сих пор.
Ксения Сусло, PR-менеджер в IT-компании:
— Я училась по специальности «аудиовизуальные СМИ», однако в журналистике себя не видела. Любовь к текстам и их продвижению привела меня в пиар-сферу. Когда устраивалась пиарщиком в IT-компанию, понимала, что у меня есть опыт работы в СМИ, навыки в подготовке текстов (как небольших заметок, так и развернутых статей), в общении и взаимодействии с людьми, на это и делала упор во время собеседования.
Я работаю уже 3 года и чувствую, что очень выросла в своих компетенциях. Руководители тоже это видят и дают мне вести небольшие проекты самостоятельно — такая возможность мотивирует развиваться.
Григорий Туроверов, инженер-программист:
— Думаю, пройденный мною путь профессионального определения можно охарактеризовать как определенную последовательность проб и ошибок. Время взросления повлияло на смещение приоритетов с математики и физики на борьбу и бокс, что вместе с острым желанием свободы привело не в университет, а в колледж, где наиболее подходящей образовательной программой показалось программирование. Именно там, в колледже, преподаватели повлияли на мое мировоззрение, что вернуло меня в русло изначальных приоритетов, способствовало продолжению образования уже в университете. На данный момент получил диплом о высшем образовании и устроился по специальности, планирую поступать в магистратуру, а потом — в аспирантуру.
yankovich@sb.by