О перспективе местных видов топлива в развитии топливно-энергетического комплекса страны рассказал эксперт

Ставка на свое

Важность диверсификации топливно-энергетических ресурсов, используемых каждой страной, сложно переоценить. То, что нельзя делать ставку на одно, пусть даже самое экологичное направление, показал топливный кризис ряда европейских государств. Природный газ, атомная энергия — основные составляющие системы энергобезопасности Беларуси. О том, насколько важное место в этом списке занимают местные виды топлива (МВТ), о сложностях в развитии ветроэнергетики, перспективах применения энергии водорода и в целом устойчивости энергосистемы страны к новым вызовам корреспондент «Р» узнавала у завотделом развития топливно-энергетического комплекса НИЭИ Министерства экономики, кандидата технических наук, доцента Василия Моисеева. 

Планируется, что к 2025 году в Беларуси установленная электрическая мощность возобновляемых источников энергии составит около 700 МВт.

Энергия… сквозняков

— Василий Викторович, одно из перспективных направлений развития мировой энергетики — возобновляемая энергетика. Каковы ее перспективы в Беларуси?

— Планируется, что к 2025 году установленная электрическая мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составит около 700 мегаватт. Удельный вес производства первичной энергии из ВИЭ к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов достигнет уровня 7—8 процентов. Много это или мало? Все зависит от экономической целесообразности. Убежден: бездумно гнаться за показателями в этой сфере не стоит, так как электроэнергия от ВИЭ по-прежнему дорогостоящая, а вопросы утилизации некоторых элементов отработавших электрогенерирующих установок еще не решены (лопасти ветроустановок, аккумуляторные системы и др.). И эта проблема не только наша, но и общемировая. 

Однако имеется потенциал увеличения использования местных видов топлива, а значит, и сокращения потребления импортного природного газа. Напомню, что лесистость Беларуси превышает 43 процента. В 2021 году в стране добыто более 1,6 миллиона тонн торфа, что составило около 10 процентов мировой добычи и обеспечило нам третью (!) позицию в мире по данному показателю. 


— Много споров было по целесообразности использования в стране энергии ветра. Как вы оцениваете перспективы развития у нас ветрогенерации?

— Ветрогенерация в Беларуси не носит такого глобального масштаба, как, к примеру, в Европейском союзе. Тем не менее это перспективное направление в энергетике. Для нашей страны целесообразнее обратить внимание на разработку и производство мини-ветроустановок, где используется не энергия больших массивов воздуха, а искусственно созданные или естественные перепады атмосферного давления (проще говоря, сквозняки). Их преимущество — в сравнительно низкой стоимости, а значит, возможности разгрузить объединенную энергосистему страны за счет их использования населением на приусадебных участках, в многоквартирном жилом фонде, труднодоступной малозаселенной местности. Например, размещение системы из таких ветроустановок в чердачных помещениях или на технических этажах позволит как минимум обеспечить освещение подъездов и прилегающей к дому территории. При этом утилизация небольших лопастей будет гораздо более простой. Потенциально такие установки можно разработать и предлагать не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

ВИЭ нужно развивать

— В 2021 году в промышленную эксплуатацию был введен первый энергоблок БелАЭС, не за горами ввод второго. Что изменится в энергосистеме страны и какие перспективы это сулит экономике?

— БелАЭС позволит заменить четверть всего потребляемого в стране газа. При этом снижается зависимость энергетики страны от этого вида топлива. С вводом второго энергоблока в промышленную эксплуатацию общий объем выработки электроэнергии на БелАЭС составит более 18 миллиардов киловатт-часов. Это уже около 40 процентов внутренних потребностей страны в электроэнергии. Государство получает надежный и экологичный источник энергии. 

Но это совсем не означает неактуальность ВИЭ. Строительство АЭС — долгосрочный проект. Планирование развития ВИЭ в Беларуси осуществлялось с учетом развития атомной энергетики, а не как дань моде. Здесь важен другой фактор — уменьшение доли природного газа в электро- и теплоснабжении страны. Поэтому ВИЭ, несомненно, следует развивать. Не только ветрогенерацию, но и использование энергии воды, энергии солнца и геотермальных источников. Главное условие при этом — экономическая целесо­образность. Завышенные тарифы на электроэнергию снижают уровень конкурентоспособности нашей продукции.


— Рост электропотребления — одна из ключевых задач с учетом ввода БелАЭС. Какова динамика по этому показателю? И как повысить эффективность использования избытка установленной мощности электрогенерирующей системы страны?

— Увеличение электропотреб­ления и снижение нагрузки на окружающую среду — несомненный приоритет в развитии экономики. По итогам 2021 года электропотребление в стране выросло более чем на 6 процентов (на 2 миллиарда киловатт-часов по сравнению с 2020 годом). Причем прирост обеспечен как реальным сектором экономики, так и населением. Несомненно, положительная динамика просматривается, и темпы роста будут с каждым годом только увеличиваться. 

Расширить электропотребление у нас в стране можно, развивая электротранспорт, строительство электродомов, тепличных комплексов в сельском хозяйстве и многое другое. Кроме того, строя объекты по производству водорода, его возможно использовать и как источник энергии, и как средство накопления и хранения энергии. Это энергоемкое производство позволит нивелировать сезонные спады потребления электроэнергии, в том числе и в ночное время. 

Водородная перспектива

— Кстати, о водороде. Тема водородной энергетики сейчас на слуху. Насколько широка в мире область ее применения?

— Водород имеет ряд преимуществ перед традиционными видами топлива. При сгорании он выделяет значительно больше энергии, чем природный газ, бензин или дизтопливо. Это экологически чистое топливо. А еще запасы водорода в природе практически безграничны. Область применения Н2 охватывает химическую промышленность, ТЭК, машиностроение, сельское хозяйство, медицину, пищевую промышленность, военно-промышленный комплекс, авиа- и ракетостроение, металлургию и многое другое. Однако несмотря на эти несомненные преимущества, рост водородной энергетики в мире пока не наблюдается, так как водород нужно получать из других источников. Сейчас цена 1 килограмма водорода значительно превышает стоимость 1 килограмма сжиженного газа, что делает его применение в промышленном масштабе нецелесообразным (при наличии природного газа в достаточном объеме). 

Однако эксперты отмечают: если инвестиции в технологии производства водорода станут столь же успешными, как в ветровую и солнечную генерацию, то себестоимость его производства к 2050 году может снизиться до 0,7—1,6 доллара за килограмм. Тогда это будет сопоставимо с аналогичным показателем для природного газа. Именно к этому времени и прогнозируется расцвет водородной энергетики. И нам следует этот момент не упустить.


— В каких областях экономики применение водорода позволит достичь значительного эффекта? И каковы перспективы развития водородного направления в Беларуси? 

— В числе перспективных областей экономики — машиностроение. Среди компаний, которые производят такие автомобили, — Toyota, Honda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и др. Но это легковой транспорт. Еще одно перспективное направление — общественный транспорт. Уже создан и работает на различных маршрутах в Москве гибридный водородный электробус CITYMAX российской сборки. Такому гибриду не нужны зарядные станции: всю необходимую энергию он получает из водородных топливных элементов. Именно генераторы и заряжают аккумуляторы электробуса. Запас хода только на батареях составляет около 35—50 километров. Но с подзарядкой от топливных элементов водоробус может пройти все 350 километров (эффект в семь раз!). Увеличенный пробег на одном баке плюс отвязка от внешней электросети делают электробус перспективным общественным транспортом.

В числе важных направлений — беспилотная авиация. Протяженность Государственной границы Республики Беларусь — более 3,5 тысячи километров, а это значительные площади заболоченных труднопроходимых участков. Для контроля за ними не обойтись без беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Они нужны не только для пресечения браконьерства, нарушений границы, но и для обнаружения очагов возгорания лесов, поиска заблудившихся граждан, оценки масштабов стихийных бедствий и многого другого. Электроводородная тяга даст беспилотнику высокий запас хода (до 100 километров), снижение затрат на эксплуатацию и бесшумность. Такого типа БПЛА используют в «Газпроме» для доставки полезных грузов в труднодоступные места тайги. Эффект от использования электроводородных двигателей по сравнению с электродвигателями — до семи (!) раз. 

Пока цена 1 кг водорода значительно превышает стоимость 1 кг сжиженного газа, что делает его применение в промышленном масштабе нецелесообразным.

— Что ожидать белорусам в ближайшей перспективе? Достаточно ли устойчива энергетика страны к внешнему санкционному давлению?

— В ближайшее время ожидается увеличение количества электрогенерирующих объектов ВИЭ (в том числе и МВТ), совершенствование системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.

Промышленное производство водорода в стране в ближайшей перспективе маловероятно, но рост интереса к данной тематике очевиден. Направление крайне перспективное и заслуживает пристального внимания со стороны наших ученых как минимум. 

Санкционному давлению Беларусь подвергается с 1995 года и, как показал опыт, вполне способна ему противостоять. Топливно-энергетический комплекс страны не зависит от импорта из стран Евросоюза и США, других государств, примкнувших к ним. Поэтому существенных изменений из-за санкций в ТЭК Беларуси не предвидится. Экспорт электроэнергии осуществлялся в незначительных объемах, а экспорт продуктов нефтепереработки переориентирован. Сложности есть, но они решаемы и однозначно будут решены.


КСТАТИ

По данным British Petroleum (Statistical Review of World Energy — 2021), в списке стран по количеству произведенной электроэнергии за год Беларусь занимает 57-ю позицию (из 210 стран мира) с 0,1 процента от общемирового объема производства; в Европе — 21-е место из 50. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2020» по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Беларусь занимает 20-е место из почти 190 стран мира; Литва — 15-е, Латвия — 61-е, Эстония — 53-е. Среди стран СНГ Беларусь уступает только Российской Федерации. 

ЦИФРА

С точки зрения зеленой энергетики у водородных топливных элементов особенно высокий КПД — 60 процентов. Для сравнения, КПД лучших двигателей внутреннего сгорания составляет 35—40 процентов, для солнечных электростанций этот коэффициент равняется ­15—20 процентов, но сильно зависит от погодных условий. КПД лучших крыльчатых ветряных электростанций доходит до 40 процентов, что сравнимо с парогенераторами, но ветряки также требуют подходящих погодных условий и дорогого обслуживания.

СПРАВКА  «Р»

Беларусь располагает значительными ресурсами энергии ветра, которые оцениваются в 1600 МВт и годовой выработкой электроэнергии 2,4 миллиарда кВт.ч. На территории нашей страны выявлено около 1840 площадок, пригодных для размещения ветроэнергетических станций и ветропарков. Эти площадки представляют собой в основном ряды холмов высотой от 250 метров над уровнем моря, где средняя скорость ветра колеблется от 5 до 8 м/с. На каждой из них можно разместить от 3 до 20 ветроэнергетических установок.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter