В товарах для детей могут оказаться токсины из старой электроники. Причина — недостаточный контроль качества отходов, из которых делают вторичные пластики. К такому выводу пришли авторы исследования, которое проводили экологические организации Беларуси, Бельгии, России и Чехии совместно с Международной сетью по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEN). Игрушки и заколки для волос с опасными веществами обнаружили и на белорусских прилавках.
Увы, в товарах из пластика оказались так называемые бромированные антипирены — огнезащитные средства, которые запрещены Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях. Как отмечают экологи, речь идет о привозной продукции из Юго–Восточной Азии. К масштабному исследованию подключили 11 стран ЕС и 8 из Центральной и Восточной Европы. В итоге в 107 исследуемых образцах (а это 98% от общего числа) нашли измеримые концентрации полибромированных дифениловых эфиров, а в 80 образцах (73%) — гексабромциклодекан. Под этими мудреными названиями скрываются вещества, которые относят к 28 наиболее опасным химикатам на планете.
Как токсины оказались в товарах? Специалисты уверены: корень проблемы в том, что для производства, в том числе детских игрушек, используют материалы, которые получены в результате переработки пластиков от электронных отходов. Компьютерные мониторы, корпусы мобильных телефонов и другую технику делают из так называемых АБС–пластиков, а в них изначально добавляют специальные вещества для придания определенных свойств. Скажем, те же бромированные антипирены применяют против горения. Полибромированные дифениловые эфиры присутствуют в корпусах и в изоляции старых электронных приборов, а гексабромциклодекан — в пластике для электроники и автомобилей. Вот только после переработки никуда не исчезают...
Да, в товарах, исследованных в Беларуси, количество опасных веществ было некритично. «Но их же вовсе не должно быть!» — подчеркивают специалисты. И, по мнению руководителя программы по химическим веществам и отходам Центра экологических решений, члена совета IPEN Евгения Лобанова, результаты исследования в очередной раз подтверждают, что назрела глобальная проблема с переработкой. Стало быть, нужно ужесточить показатели для стойких органических загрязнителей в отходах и не допускать использования проблемного пластика повторно. И это принципиально новая проблема не только для нашего региона, где еще даже нет аккредитованных лабораторий, чтобы исследовать данные вещества, но и для стран ЕС.
Покупатель же в конечном итоге получает лишь ограниченную информацию, из чего сделан товар. К примеру, на той же игрушке напишут «пластик» или просто его тип. А какие там добавки? Обычно это остается за скобками. В том числе для производителя, который вздумает взять этот материал опять в оборот, не имея представления о его составе. Вот и получается: количество химии в товарах постоянно растет, а контроль за ней на несколько шагов в этой гонке отстает.