Белорусский лидер, конечно, прав. В современном глобальном мире вряд ли можно выжить, не идя на разумные уступки своим партнерам. На этом и строится система международных отношений. Однако, как водится, есть один нюанс. Есть «здоровая» модель взаимодействия между странами, когда государства, которые хотят дружить и сотрудничать в разных сферах, идут на диаметральные уступки, позволяющие быстрее и эффективнее наладить коммуникацию, убрать препоны для бизнеса и т.д. Такая схема отлично работает в отношениях между прогрессивными государствами вроде Беларуси, России, Китая, Индии, Ирана, Бразилии и других. Но есть и принципиально иная схема…
Элиты и вассалы
Для удобства назовем ее «западной», или «американоцентричной». Иногда для простоты понимания ее обозначают как средневековую систему подчинения «сюзерен — вассал», однако на самом деле Вашингтон играет роль не короля темных времен, который также имел некоторые обязанности перед подчиненными ему герцогами и баронами, а правителя эпохи абсолютизма, когда венценосной особе все были должны, а она — никому.Яркий пример такой преданности — поведение польских элит. Варшава сегодня является основным союзником США в Европе, но не потому, что обладает сильной армией, а поскольку слепо исполняет любые указания из Вашингтона. Сказали отдать сотни танков Украине в ущерб собственной обороноспособности — отдали, приказали закупить бронетехнику и вертолеты в Америке, чтобы влить дополнительные миллиарды в экономику США, — закупили.
Только известные публике контракты польских властей с заокеанскими производителями оружия заключены на сумму более 31 миллиарда долларов. И это без включения стоимости шести батарей ПВО Patriot, цена на которые зависит от комплектации установок.Еще 62,4 миллиарда злотых пойдут на закупку техники и вооружения в Южной Корее, 32,8 миллиарда из которых взяты в кредит у сеульских банкиров. Каким образом страна, которая незаконными санкциями и чудовищной коррупцией целенаправленно рушит собственную экономику, собирается возвращать взятые в долг деньги — решительно непонятно.
Скандалы и аферы
Кстати, о коррупции: истерия перед парламентскими выборами в Польше выбросила на поверхность инфополя столько фактов казнокрадства и взяточничества среди функционеров правящей партии PiS, что им впору составлять конкуренцию заслуженным коррупционерам из соседней Украины.Последние две недели Польшу по этой тематике трясет непрерывно. Чего только стоит увольнение и исключение из партийных предвыборных списков первого замминистра иностранных дел Петра Вавжика. Этот хитрый пан наладил серую схему завоза почти 400 тысяч мигрантов из Пакистана, Бангладеш и Узбекистана: за каждую визу полагалось вознаграждение 4 — 5 тысяч долларов.
До сих пор не ответил за многомиллионную строительную аферу с двумя небоскребами по улице Сребрна, 16 и серый кардинал польской политики Ярослав Качиньский — прокуратура, несмотря на то что еще в 2019 году ей были переданы аудиозаписи, подтверждающие активное участие лидера PiS в составлении преступной схемы и ее реализации, до сих пор и пальцем не смеет тронуть политика.
Процветает в Польше и банальное кумовство. Уже упомянутый Петр Вавжик, требуя деньги с мигрантов за рабочие визы, привлек к опасному бизнесу племянника, который занимал высокий пост в МИД и был его помощником в депутатском корпусе. Всего же с 2015 года 152 члена правящей партии вошли в состав управляющих органов 19 крупных компаний с государственной формой собственности. Везде — от нефтепереработчика Orlen и энергокомпании Enea до Варшавской фондовой биржи — в советах директоров заседают мужчины и женщины с партийной корочкой PiS в кармане.
Экономика — базис любого общества, однако в Польше она воспринимается исключительно как кормушка для политических элит. Естественным образом это отражается на состоянии промышленного, финансового, сельскохозяйственного и других секторов, а через них и на благополучии простых граждан.А когда простого поляка прижимают к стенке непомерными налогами и неиллюзорной угрозой оказаться в крайней нужде, он выходит на протест.
Политические грабли
В последний год Польшу захлестнула волна митингов, в которых участвуют сотни тысяч простых граждан из самых разных слоев населения.Например, в феврале — марте в стране произошел настоящий фермерский бунт против ввоза дешевого и низкокачественного зерна из Украины — Дуде и Моравецкому, чтобы спасти рейтинги, пришлось удовлетворить требования крестьян и запретить ввоз украинского сырья. Во второй половине марта в Варшаве бастовали грузоперевозчики и шахтеры. 6 июня лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск организовал в столице полумиллионный марш против «дороговизны, воровства и лжи», а 1 сентября несогласие с политикой в сфере образования высказали польские педагоги. И это только акции, проходившие в Варшаве и собравшие более 10 тысяч человек, — а сколько еще митингов прошло в других городах и в меньших масштабах.
Из экономической и социальной нестабильности проистекает раздрай политический. PiS, которая готовится в октябре пойти на третий срок, всерьез настроена драться до конца и во что бы то ни стало задавить «Гражданскую платформу» Туска.
Надо признать, действует нынешняя власть вполне в духе польских властей 20 — 30‑х годов минувшего века и немецких национал-социалистов времен Третьего рейха. СМИ в стране поставлены под плотный контроль партийных бонз «Права и справедливости». Красноречивый факт: уже упомянутый концерн Orlen без затей скупил 80 процентов местных СМИ и приобрел польского оператора распространения прессы. Немедленно после этого нелояльные действующей власти журналисты были уволены, а нейтральный или критичный тон изданий сменился на славословия в адрес Дуды, Моравецкого и прочих «партийных».
Польша вновь наступает на те же грабли, что и сотню лет назад. Политическая жизнь в стране крайне поляризована борьбой между Качиньским и Туском. Общество разделено и кипит, видя, как безжалостно давит на оппонентов действующая власть. В прошлый раз такое противостояние привело к трагедии майского переворота 1926 года и установлению диктатуры Пилсудского.
Мигрант поляку враг
Дополнительное топливо в костер народного гнева подливает политика в отношении украинских беженцев. Польша после начала СВО приняла миллионы мигрантов, однако по прошествии более чем полутора лет ясно, что они не ассимилируются в стране, а их присутствие и безобразные выходки вызывают, пока еще, глухое сопротивление.Согласно опросу, проведенному IRCenter совместно с агентством Newseria в июле, более трети поляков считают, что украинцы отбирают у них рабочие места, места в детских садах, школах и медицинских учреждениях.Половина опрошенных убеждена, что нынешнее правительство заботится об украинцах больше, чем о поляках, при этом 27 процентов респондентов указали, что полностью в этом уверены. Кроме того, согласно исследованиям немногочисленных оставшихся в стране независимых СМИ, поляки обеспокоены взрывным ростом числа преступлений, совершаемых мигрантами, и увеличением числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией, особенно в регионах, облюбованных украинцами. Некоторые ресурсы также считают, что население обеспокоено настойчивыми попытками проникновения украинцев в политическую систему и боится, что уже на следующих выборах в списках окажется мигрантская партия.
Всего несколько фактов из «веселой» жизни поляков. 24 августа в Варшаве группа украинцев избила восьмерых польских мужчин и заставила их кричать нацистские лозунги. 20 июля пьяный украинец, пытаясь скрыться от полиции, на скорости 150 км/ч насмерть сбил девушку и врезался в припаркованные у дома автомобили. В ночь на 8 мая несколько украинских беженцев убили молодого поляка, который хотел заступиться за женщину, — полиция начала искать убийц только после общественного резонанса.
Исторически непростые отношения между народами все больше обостряются. Поведение PiS в этом контексте лучше всего характеризуется пословицей «Правая рука не ведает, что творит левая».С одной стороны, Польша 1,5 года усиленно поддерживала киевский режим, стала его главным европейским оружейным поставщиком, послала тысячи своих наемников, а Дуда на весь мир признался в любви к Зеленскому (надеемся, что платонической). С другой стороны, желание поддержать падающий, в том числе из-за украинского кризиса, партийный рейтинг перед выборами надоумило польскую верхушку закрутить гайки: закрыть самый большой центр размещения беженцев, запретить вывоз зерна и начать требовать благодарности от Зеленского и компании.
В итоге у Варшавы сейчас не очень-то хорошие отношения и с Киевом — партнеры не вцепились друг в друга только из-за объединяющей обоих русофобии, и с собственным населением.
Планы партийной диктатуры
Кто виноват и что со всем этим делать менее чем за месяц до судьбоносного октябрьского голосования?А тут все в полном соответствии с западными методичками: в виновные срочно назначить белорусов и русских, а Польшу представить неприступной крепостью, защищающей коллективный Запад от безумных орд с востока.Прием старый, избитый и работает кое-как, но ничего лучше в условиях давления со стороны оппозиции и потери авторитета у населения триумвират Качиньского — Дуды — Моравецкого придумать не смог.
Правда, в процессе оказалось, что на востоке сидят «крепкие орешки» и на выпады Варшавы отвечают моментально — и лучше с ними вообще не связываться. Поэтому внимание Польша периодически переключает на других соседей, поочередно предъявляя им претензии одна удивительней другой. Там, конечно, медийный резонанс не такой, как в случае с Беларусью или Россией, но и нарваться на жесткий ответ шансов меньше.
О требованиях репараций от Германии, на которые немцы с каменными лицами показывают отказы от правительств ПНР и нынешней Польши, написано много. Но ведь есть еще Чехия, у фермеров которой польские угольные промышленники внаглую забирают воду, или Литва, на которую из Варшавы периодически посматривают волком из-за планов постройки АЭС. Наконец, можно предъявить претензию Еврокомиссии за поддержку Туска и принять закон об иностранном вмешательстве.
Главной проблемой предвыборной кампании PiS является несовпадение риторики с реальными делами. Говорят о мощи польской армии — но на поверку не могут накормить и поселить в нормальном полевом лагере пару тысяч солдат. Строят на белорусской границе стену для защиты от мигрантов — но сами же завозят «иностранных специалистов» сотнями тысяч. И так во всем, от внутренней до внешней политики.
Учитывая срастание партии с крупным бизнесом, готовые и реализуемые планы репрессий против оппонентов и агрессию, направленную против соседей, PiS намеревается остаться у власти и окончательно установить в Польше партийную диктатуру.
Однако даже если она и покинет местный политический олимп, в отношении Беларуси и России это вряд ли что-то изменит. Свою сторону в экзистенциальном противостоянии Польша выбрала, а нам остается надеяться на лучшее и держать порох сухим.