Борьба за мировое господство Америки — это вопрос ее выживания

США — Китай: противостояние гигантов

В конце октября по итогам проходившего в Пекине XX съезда Компартии Китая Председатель КНР Си Цзиньпин был переизбран генеральным секретарем Центрального комитета КПК. В своем поздравлении Председателю КНР Си Цзиньпину Президент Беларуси Александр Лукашенко написал: «Последовательно реализуя инициативу «Пояс и путь» в сочетании с новой концепцией международных отношений — построением «сообщества единой судьбы человечества», Ваша страна предлагает свое видение глобального развития и безопасности. Ключевые принципы этих инициатив, такие как долгосрочный мир, всеобщая защищенность, совместное процветание, открытость и уважение, как никогда актуальны в сегодняшней сложной глобальной обстановке». Напомним, что еще в начале 2017 года Си Цзиньпин представил в ООН свою концепцию совместного строительства сообщества единой судьбы человечества на принципах взаимной выгоды для всех наций и культур.

Коллаж Марины Бондарь

Сохранить справедливость и стимулировать эффективность

Сегодня Китай находится на втором после США месте по объему ВВП и на первом — по объему ВВП, если считать по паритету покупательной способности. Современная социально-экономическая модель Китая — это социалистическая рыночная экономика, основанная на руководящей роли государственного планирования и использовании рыночного регулирования распределения ресурсов. Для ее характеристики употребляется термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой». Она представляет симбиоз плановой социалистической экономики и условно свободного предпринимательства. Ведущая регулирующая роль государства во главе с Коммунистической партией Китая (КПК) в сфере стратегического планирования развития экономики сочетается с рыночным саморегулированием компаний в процессе выполнения принятых решений КПК. Институты рыночного капитализма, в т.ч. частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция, широко распространены, но находятся под контролем государства (оно владеет половиной основных производственных фондов в стране). Все банки Китая находятся под контролем государства, а четыре самых крупных банка ему полностью принадлежат. Государственная собственность в основном распространяется на крупные корпорации. В малом и среднем бизнесе преобладает частная собственность. Поощряются предпринимательство и личная инициатива в рамках общей линии КПК. Наиболее выгодные условия создаются для бизнеса, который получил одобрение КПК и вошел в пятилетний план развития экономики. Экономические отношения развиваются при помощи административных и экономических мер государственного регулирования. Государство использует планирование и регулирование как методы распределения значительной части ресурсов, хотя доля государственных расходов в ВВП страны сравнительно невелика (36,98 процента в 2020 году). Главная цель государственной политики — повышение благосостояния народа. Государственная коммунистическая идеология в гармоничном сочетании с национальными традициями конфуцианства обеспечивает консолидацию общества, социальное и духовное воспроизводство. 

Китайское руководство придает большое значение использованию рыночных механизмов мотивации повышения конкурентоспособности китайских компаний. Ограничивая конкуренцию внутри страны, государство активно стимулирует выход ведущих компаний на глобальные рынки для того, чтобы, конкурируя там с крупными корпорациями других стран, они повышали конкурентоспособность в Китае. Основное отличие китайской специфики развития заключается в том, что были разграничены социальный строй и экономическая система. Основная идея формирования и развития китайской социально-экономической модели, сформулированная руководством Коммунистической партии страны, — создать экономическую систему, в которой бы сохранилась справедливость и в то же время стимулировалась эффективность, найти лучший строй для развития человечества.

«Мир сам себя не организует»

Судьба человечества волнует не только Китай. 17 октября на мероприятии в Стэнфордском университете госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что «миру нельзя позволить остаться без руководства США», и пояснил: «С нашей точки зрения, это соревнование за форму того, что будет после следующего за холодной войной периода. Чьи ценности будут отражены. У нас простой выбор — мир сам себя не организует. Для США выбор такой: если мы не участвуем в организации, если не занимаем лидерскую роль, это означает одно из двух: ее занимает кто-то другой, возможно, Китай, не в том ключе, который полностью совпадает с нашими интересами и ценностями, или, того не лучше, никто не занимает, тогда получится вакуум, который могут заполнить плохие вещи, прежде чем заполнят хорошие».

В этом высказывании госсекретаря США совершенно четко показаны основные императивы американского понимания мироустройства:

♦ признание невозможности самоорганизации общества без участия государства;

♦ безусловное стремление США доминировать в формировании миропорядка;

♦ принципиальное нежелание для США мириться с наличием другого лидера в мировой экономике и политике; 

♦ утверждение американских интересов и ценностей как единственно правильных и приемлемых для всего мира;

♦ принципиальное нежелание для США искать компромисс интересов.

Согласиться можно только с первым тезисом. Мир сам себя не организует. Кстати, это именно тот камень преткновения, который разделяет сторонников либерально-рыночной теории и государственников. Выходит, что руководство США, страны, которая позиционирует себя как оплот либерально-рыночной модели, сами государственники. Единственное, что они, как когда-то Наполеон, отождествляют себя и государство, т.е. в качестве организующей силы видят только свое государство и отказывают в этом праве государствам других стран.

США позиционируют себя как рыночную экономику и насаждают идеи либерально-рыночных отношений по всему миру. Прямое государственное регулирование в экономике США действительно невелико. Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении. Небольшой удельный вес государственной собственности компенсируется значительной долей государственных расходов в ВВП страны (46,2 процента в 2020 году). Государственная экономическая политика в США осуществляется косвенными методами. Федеральное правительство проводит активную экономическую политику в части стимулирования совокупного спроса за счет финансовых инструментов и продвижения американских товаров на международных рынках. Современная антимонопольная политика США защищает американский рынок от иностранных компаний, но не мешает американским корпорациям монополизировать мировой рынок и рынки других стран. 

В Соединенных Штатах расположены штаб-квартиры крупнейших транснацио­нальных корпораций (Google, Amazon, Microsoft, Meta, Facebook, Tesla и SpaceX, General Electric Co, Exxon Mobil Corporation, Chevron Corporation, Apple Computer Inc. и др.), поддерживаемых крупнейшей в мире банковской системой и фондовой биржей. Крупные корпорации США формируют 90 процентов всех доходов в стране. Кроме того, свыше половины прибыли крупных американских корпораций создается за рубежом. Это во многом обусловливает доминирование интересов ТНК во внешней и внутренней политике США. А ТНК стремятся к увеличению доходов и захвату рынков.

Практическая реализация «американской мечты»

В основе американской идеологии лежит идея исключительности американской нации. Американский мессианизм (Pax Americana) стал идейным ядром американской модели экономики и внешней политики. Эта идея появилась не сегодня и не вчера. Концепция американской исключительности, выраженная еще Эндрю Джексоном (1829—1837 гг.), использовалась при разработке и принятии стратегических документов, доктрин (например «Доктрины Монро»), директив и т.д. Ричард Никсон (1969—1974 гг.) официально заявил об американской исключительности и объективной необходимости американского руководства для всего свободного мира. США сделали себя символом свободы и демократии. Отстаиваемый ими «миропорядок, основанный на правилах», усиленный концепцией «противостояния демократий и автократий», стал способом утвердить выгодное США мироустройство. В этом плане Энтони Блинкен не сказал ничего нового.

Идея исключительности давно стала инструментом в руках отдельных влиятельных элит США, преследующих собственные интересы. Стремление доминировать в мировой экономике консолидировало американские элиты. Насаждение идей свободы под американским патронажем выгодно американским корпорациям и стало государственной политикой США по продвижению их национальных интересов. Расширение НАТО стало одним из важнейших способов распространения и защиты американских интересов в мире. События в Ираке, Сирии, Ливии, Украине — это практическая реализация «американской мечты». 

Современная социально-экономическая система США характеризуется активной экспансионистской и протекционистской политикой государства. Материальное производство США основано на использовании дешевых природных ресурсов, привлекаемых из других стран транснациональными корпорациями. Развитая финансовая сфера обеспечивает возможность широкомасштабных инвестиций и перераспределение мирового прибавочного продукта в пользу США. Селективная миграционная политика позволяет пополнять американскую экономику квалифицированными трудовыми ресурсами. Развитая институциональная система прав интеллектуальной собственности позволяет диктовать свои условия и получать интеллектуальную ренту в сфере инноваций от продажи патентов, лицензий и гудвилла во всем мире. За счет эксплуатации общемировых ресурсов США создали высокоразвитую производственную базу, обеспечивающую их экономическое и политическое доминирование в мировой экономике и высокий уровень потребления в американском обществе. Но для того чтобы хваленая американская рыночная экономика могла работать, и дальше ей необходима постоянная подпитка дешевыми ресурсами извне. Поэтому борьба за мировое господство для США — это вопрос их выживания.

«Универсальная» рыночная модель не всем подходит

Как видим, плановая социалистическая экономика Китая и американский капитализм существенно отличаются. Они действительно реализуют совершенно разные ценности и подходы. Более того, каждое общество имеет свою систему ценностей, формирует свою систему отношений и собственную уникальную модель экономики. Каждая страна достойна уважения, а навязывание одной страной «правил поведения» всем остальным абсолютно неприемлемо. Не существует и не может существовать универсальной модели, пригодной для всех стран. Попытки насильственно насадить «универсальную» рыночную модель американской демократии в других странах, например, Ливии, Сирии, Ираке и др., привели (или почти привели) к разрушению государственности, хаосу и обнищанию населения. Такие попытки есть не что иное, как прямая агрессия США с целью захвата ресурсов других стран. Для нас этот вариант неприемлем.

В условиях обострившегося глобального противостояния важнейшей задачей обес­печения национальной безопасности для каждой страны становится сохранение и развитие собственной социально-экономической модели. Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию в 2022 году, «в условиях глобальной неопределенности белорусская стратегия развития может быть только одна: идти своим путем, жить собственным умом, строить будущее на прочном фундаменте народного единства». Современная социально ориентированная, государственно регулируемая рыночная модель экономики Беларуси, как известно, характеризуется сильным государственным регулированием экономической деятельности в соответствии с общенациональными интересами, эффективной системой социального обеспечения, сбалансированным развитием материального производства (промышленности и сельского хозяйства) и сферы услуг (IT-сектор, транспорт, торговля и др.), широким использованием передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, рачительным использованием местных ресурсов, независимой внешне­экономической политикой, базирующейся на приоритете национальных интересов, развитыми интеграционными отношениями. Краеугольным камнем белорусской экономической модели, обеспечивающим устойчивость белорусского общества, стало справедливое распределение произведенного продукта и нацеленность на рост благосостояния всех слоев населения. Надо ли объяснять, почему для нас ценности взаимоуважения и сотрудничества, транслируемые Китаем, ближе и понятнее американских. 

Василий ГУРСКИЙ, главный ученый секретарь НАН Беларуси, доктор экономических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter