Более 600 тысяч человек в ближайшее воскресенье объединит знаковая дата — вековой юбилей белорусской торговли. При этом центральное событие празднования, старт которому уже дали во всех уголках страны, состоится в пятницу в Театральном зале Республиканского дворца культуры профсоюзов. В программе — повествование об истории образования отрасли, ее наиболее значимых достижениях, роли человека на своем месте, а также чествование тех, чей труд достоин наград и добрых слов. Ведь благодаря кропотливой работе и чуткому отношению к делу каждого представителя сферы торговля сегодня находится на втором месте по вкладу в ВВП страны. Накануне праздника корреспондент «Р» побеседовала с министром антимонопольного регулирования и торговли Алексеем Богдановым об актуальной ситуации и вопросах, которые предстоит решать сфере уже во втором столетии.
Настроение — оптимистичное
— Алексей Игоревич, с каким настроением и в каком состоянии сфера торговли подошла к своему вековому юбилею?— Настроение в отрасли бодрое, рабочее, не без доли юношеского задора, оптимизма и свойственного столь солидному возрасту прагматизма. О состоянии дел же скажу так: в целом все неплохо. Конечно, на финансовых результатах субъектов торговли несколько сказывается нестабильность на внешнем контуре, сложная и потому недешевая логистика товаров критического импорта, действующие ценовые ограничения. Однако статистика показывает, что наша отрасль постепенно адаптируется и к внешним вызовам, и к изменениям внутренних условий работы, улучшаются финансовые результаты деятельности. Конечно, это пока не те цифры, к которым наш ретейл привык, но и не такие, какие ему пророчили недоброжелатели.
Хочу отметить, что торговые сети на добровольной основе продолжают выполнять принятые на себя обязательства по поддержке социально незащищенных слоев населения. В конце июня на площадке МАРТ в очередной раз мы продлили соответствующее соглашение на III квартал 2024 года. К слову, за период своего действия программа показала настоящую востребованность у населения: согласно информации от участников, за период с 17 января 2022 года по 7 июля 2024-го всего субъектами торговли выдано около 2 миллионов соответствующих карт, сумма предоставленной скидки составила примерно 70,2 миллиона белорусских рублей.
К инфляции — выверенно
— МАРТ выступает регулятором отрасли, одновременно отстаивая права и организаций торговли, и потребителей. Последние о справедливости и эффективности судят по ситуации с ценами. Как ее охарактеризует министр?— Ценовая ситуация в стране стабильная. По итогу июня прирост индекса потребительских цен сложился в рамках целевой траектории и, по данным Белстата, к маю составил 0,6 процента, к декабрю 2023 года — 3,4 процента. В годовом выражении инфляция показывает 5,8 процента. При этом держим в уме планку по итогу 2024-го не более 6 процентов. Возможно, со стороны кажется, что все идет строго по плану. Это не совсем так. Признаюсь, по некоторым товарам в отдельные периоды наблюдались нетипичные ценовые всплески. Но здесь мы держим руку на пульсе, постоянно контролируя стоимость представленного на полках, применяя инструменты и превентивного, и реактивного характера. Если мы видим, что, например, за неделю или за месяц в целом по стране или в отдельном регионе цены по регулируемым товарам отклоняются от допустимой траектории, сотрудники МАРТ досконально изучают причины сложившейся динамики и далее принимаются соответствующие управленческие решения.
Кроме того, для каждого сезона характерны свои нарушители ценовой стабильности. В начале лета это, конечно, овощи, в частности, хорошо известный всем борщевой набор: свежая белокочанная капуста, картофель, морковь, свекла и лук. Рост цен по этим позициям обусловлен поступлением в продажу продукции раннего урожая. Кроме того, в период отсутствия на внутреннем рынке достаточного предложения отечественной плодоовощной продукции отмечается высокая зависимость от изменения цен в зарубежных странах, в первую очередь в России. Так, по оценке МАРТ, с 2019 по 2023 год в июне по сравнению с маем картофель в среднем дорожал на 42,6 процента. Огурцы и помидоры заметно дорожают в зимний период, что связано с ростом затрат на их производство. С апреля цены на них начинают снижаться. Так, например, за май 2024-го помидоры подешевели на 25 процентов, огурцы — почти на 57 процентов. За июнь — еще на 19,4 и 6,4 процента соответственно. А за прошедшие шесть месяцев — на 29,5 и 63,2 процента соответственно. Традиционно по мере насыщения внутреннего рынка стоимость товаров этой группы снижается.
Любители сладкого наверняка заметили, что подорожал шоколад: ИПЦ в июне 2024-го к декабрю 2023-го составил 106,4 процента. Это во многом обусловлено динамичным ростом мировых цен на какао-бобы и какао-продукты. При этом с мая текущего года на ведущих мировых товарных биржах фиксируется снижение цен на какао-бобы, и все же цифры по-прежнему очень высокие, а значит, продолжат оказывать давление на цены отечественных производителей шоколада.
— Действительно, идем вплотную, при этом практически каждая десятая доля процента выверенная, спрогнозированная. Не стоит забывать прошлогодний опыт, когда в некоторые месяцы мы фиксировали дефляцию. Думаю, в этом году тоже ее увидим.
Уверен: если строго придерживаться плана, то по итогам года поставленная Президентом задача о недопущении роста цен более чем на 6 процентов будет выполнена. Главная задача МАРТ на 2024 год — не допустить роста цен на внутреннем рынке и при этом обеспечить его качественным товаром в широком ассортименте. Министерство держит эти вопросы на жестком контроле. Пока у нас хватает механизмов для управления ситуацией, на повестке — разработка точечных документов. Например, небольшая корректировка системы формирования стабфондов.
— Что намерены здесь изменить?
— Сразу скажу, что принципиальных новшеств не будет. Определенный два года назад механизм закладки овощей, картофеля и яблок под полную потребность торговли, общепита и бюджетных организаций и их выкуп организациями торговли через заключение договоров на поставку под заложенные объемы будет сохранен. Практика показала эффективность такого подхода. Например, в этом году реализация продукции из стабфондов велась до окончания межсезонного периода — этапы выборки предусмотрели верно. Более того, картофель и отдельные овощи реализовывались даже в июне — качество позволяло, да и вообще проблем с ним практически не возникало. В результате мы увидели рост продаж отечественных картофеля, овощей и яблок. По итогам первого квартала 2024 года обеспечение населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонный период осуществлялось практически в полном объеме за счет белорусской продукции: по картофелю — на 99,8 процента в объеме розничного товарооборота организаций торговли, по капусте — на 97,8, по свекле — на 99,9, по моркови — на 99,7, по репчатому луку — на 96,4, по яблокам — на 86,9. Благодаря стараниям наших производителей, вырастивших хороший урожай яблок с высокими потребительскими качествами, покупатели были обеспечены этими фруктами практически до начала июня.
К слову, за последние три года доля продажи белорусских яблок в розничном товарообороте увеличилась с 29 до 87 процентов. Увеличилась доля в продажах и других овощей из стабфондов. Потому действующие подходы во многом сохраним. Тем более что уже проводится активная работа по формированию стабфондов на межсезонный период — 2024/2025. Так, уже рассчитана и направлена в регионы потребность в продукции — она практически соответствует потребности прошлого межсезонного периода и составляет 121,1 тысячи тонн. Ряд других нюансов, касающихся договоров, логистики и прочего, еще обсуждается.
— Чего ожидать от цен на товары в ближайшее время — понятно. А какой план по регулируемым тарифам?
— На протяжении нескольких лет ежегодно утверждается тарифная тетрадь, в которой определятся возможное увеличение стоимости товаров и услуг, регулируемых государством. Так, запланировано подорожание только подакцизных товаров, услуг ЖКХ и транспорта. По всем остальным позициям повышения цен госорганами производиться не должно — при поступлении предложений о повышении тарифов мы исходим из этого.
Льготное потребкредитование — в помощь
— Алексей Игоревич, вы ранее отметили, что растет доля в продажах отечественных овощей. А какова ситуация по другим позициям и что в целом с ассортиментом?
— Сегодня мы не наблюдаем снижения ассортимента предлагаемых к продаже товаров или вымывания отдельных их видов. Покупателям предлагается широкий выбор продукции как отечественного, так и иностранного производства. В январе — марте 2024 года доля продаж отечественных товаров составила 57,4 процента, в том числе по продовольственным товарам — 76,2, непродовольственным — 37,6. Данные за полгода будут чуть позже, пока же, опираясь на доступную информацию за первый квартал, скажу, что видим значительный рост продаж белорусского по ряду позиций, в частности, продовольственной группы. Например, томатов (243 процента), огурцов (почти 187), свежих фруктов и орехов (без малого 156), в том числе яблок (160), свежих овощей и грибов (117,4), в том числе картофеля (115,5), репчатого лука (117,1), ракообразных, моллюсков и прочих морепродуктов (133,3), минеральной воды (116,9), детского питания (114,1). Что касается непродовольственных товаров, то заметно увеличились продажи автомобилей (117,8 процента), стройматериалов (114,9), стиральных машин (104,1), чистящих и прочих средств бытовой химии (106,8), велосипедов (231,2), верхней одежды (111,1), чулочно-носочных изделий (113,8), обуви (106,9).
Роста доли продаж непродовольственных товаров ожидаем на фоне поэтапного увеличения позиций и производителей, подпадающих под программу льготного потребительского кредитования, утвержденную постановлением Совмина от 29 декабря 2023 года № 992 «О потребительском кредитовании». С момента вступления в силу постановления по 1 июля 2024 года заключено 44,8 тысячи кредитных договоров на общую сумму 224,76 миллиона рублей, фактически выдано кредитов на сумму 174,98 миллиона рублей. Если смотреть в разрезе групп товаров, которые подпадают под него, первое место занимает мебель с долей в 44 процента от выданных кредитов. В число популярных товаров также входят холодильники и морозильники, газовые плиты. Около 10 процентов заключенных договоров приходится на покупку керамической плитки. Если говорить об эффекте от льготного потребкредитования, в Министерстве промышленности, например, рассказали, что товарооборот тех групп товаров, которые вошли в этот перечень, за пять месяцев увеличен практически на 50 процентов. Напомню, речь идет, например, о мотоблоках и схожей продукции, которую выпускают предприятия отрасли. Надеюсь, по итогам второго квартала мы увидим, что доля продаж отечественных товаров, включенных в перечень, вырастет.
По ряду товаров, таких как, например, мясо и мясные продукты, сахар, масло сливочное, сыры, мука, яйца куриные, спрос покупателей практически полностью удовлетворялся за счет продукции белорусских товаропроизводителей. Ряд товаров импортируется из России и других дружественных стран. Активно прорабатывается вопрос ввоза овощей по прямым поставкам из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Больше стало появляться продукции из Турции.
Словом, выбрать есть из чего. Иначе бы не рос розничный товарооборот: через все каналы реализации в январе — июне 2024 года он составил 41,6 миллиарда рублей.
Это в сопоставимых ценах на 11,5 процента больше, чем в первом полугодии 2023-го. При этом показатель превысил прогнозное значение на 4,5 процентного пункта. Повлияли на это продолжающийся рост реальных располагаемых денежных доходов и реальной заработной платы населения, превалирование продажи над покупкой валюты населением, дальнейшее восстановление кредитной активности.
Задание на второе столетие
— Некоторые итоги работы отрасли в канун векового юбилея мы озвучили, а какие задачи, на ваш взгляд, будут актуальны в начале нового столетия?— Считаю, что в любое время торговле будет важно развиваться, поддерживая и повышая привычный высокий уровень обслуживания, обеспечивая работников хорошими условиями труда и достойной зарплатой, автоматизировать процессы и расширять свое присутствие. При этом вопрос большого предложения по справедливым ценам был и будет на повестке всегда.
Главная же задача министерства в сфере регулирования торговли пока останется такой: обеспечить ценовую стабильность в стране, определить ту золотую середину, которая позволит сбалансировать интересы производителей, торговли и потребителей. Ситуация на внешнем контуре заставляет, что называется, быть во всеоружии, просчитывать различные варианты развития положения дел и реагировать на них упреждающе, взаимодействуя с социально ответственными игроками и партнерами у себя и в дружественных странах, чтобы минимизировать для населения возможные ценовые всплески. Для выполнения этой задачи МАРТ использует все находящиеся в его распоряжении инструменты государственного управления. В первую очередь мы говорим о постановлении Совмина № 713 «О системе регулирования цен», позволившем взять под контроль инфляционные процессы и обеспечить управляемое ценообразование в стране. Этот механизм все еще не теряет своей актуальности, по мере изменения обстановки будет трансформироваться.
Законодательство о торговле — важнейший инструмент жизнедеятельности отрасли, и очень важно, чтобы он соответствовал духу времени, учитывал перспективные тренды и направления развития мировой торговли. Поэтому в обновленном законе мы закрепили положения, которые предусматривают создание дополнительных условий для развития конкуренции на традиционном рынке розничной торговли. А также заложили основы совершенствования правового регулирования электронной торговли, которая стремительно развивается и требует порой действий на предупреждение. Создание благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в сельской местности — еще одно немаловажное направление развития сферы торговли и услуг. В этой части продолжат действовать ряд преференций и льгот, будет оказываться поддержка субъектам хозяйствования, повышаться качество услуг на селе. Помимо всего прочего, этап ускоренного обновления проходит законодательство о государственных закупках: принятие соответствующих документов обеспечивает прозрачность проведения этой процедуры, гарантируя контроль на каждом этапе закупочного процесса.
При всем при этом важно обеспечить защиту прав потребителей. В стране такая система создана и эффективно функционирует, но, как говорится, нет предела совершенству, и сегодня мы активно работаем над повышением стандарта обслуживания населения как в городе, так и в сельской местности, над обновлением законодательства с учетом развития интернет-технологий, что в скором времени позволит повысить уровень защищенности потребителей и в электронной торговле.
Таким образом, мы на системной основе повышаем эффективность сферы торговли, целенаправленно совершенствуем ее исходя из поставленных Главой государства и Правительством задач, способствуем обеспечению и защите здоровой конкуренции как движущего фактора экономики, создающего справедливые и равные условия обращения товаров и услуг на рынке Беларуси. В будущем, уверен, это станет хорошим заделом для гармоничного и стабильного развития отрасли на благо наших покупателей!
ЦИФРЫ И ФАКТЫСегодня в Беларуси действует 66 671 розничный торговый объект. Для сравнения, на конец 1994 года их было 30 327. Обеспеченность торговыми площадями на тысячу человек составляет 701,5 квадратного метра против 247 на конец 1994-го.
КСТАТИ
В МАРТ рассказали, какие товары чаще всего приобретали белорусы по программе льготного потребкредитования в январе — июне 2024 года. Так, за полгода выданы кредиты на покупку 35 410 единиц мебели, 8204 холодильников, холодильников-морозильников, морозильников, 2602 телевизоров, 3165 велосипедов, мопедов, мотовелосипедов, квадроциклов и квадрициклов, электровелосипедов, электросамокатов, 6291 газовой или электрической плиты, газоэлектрической плиты, встраиваемых панелей и духовок, воздухоочистителей, вытяжек, 3733 стиральных и стирально-сушильных машин, 2246 мотоблоков, включая навесное и прицепное оборудование к ним.
druk@sb.by