За счет чего удается сохранять электоральный суверенитет и не допускать вмешательства в избирательную кампанию

Справедливый выбор

И хоть формально поводом для встречи на днях ­Президента с руководителем ЦИК Игорем Карпенко было вручение Александру ­Лукашенко удостоверения Председателя Всебелорусского народного собрания, основной обсуждаемой темой оказалась предстоящая президентская электоральная кампания 2025 года. Как идет подготовка к ней и на чем уже сейчас акцентируется внимание?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы должны провести достойно эти выборы. Не обидеть людей. Вот это — главное. Выборы для народа, для нашего государства.

Во время доклада Председателя ЦИК Игоря Карпенко, 11 июня 2024 года.

Идти четким курсом

Выборы 2025 года завершают не только электоральный цикл, но и этап политического развития страны. Пятилетка 2020 — 2025 выдалась жаркой. Она началась с пандемии коронавируса и попытки государственного переворота. Внешний контур тоже не отличался стабильностью. Мало того что COVID‑19 привел к массовому закрытию границ и схлопыванию рынков, так еще и обострилось международное противостояние, которое вылилось в санкционную агрессию против Беларуси и России и проведение СВО в Украине.

На этом фоне наша страна отреагировала на имеющиеся вызовы максимально прагматично. Были разработаны и приняты на республиканском референдуме изменения в Конституцию, которые должны позволить предупреждать любые попытки вмешательства во внутренние дела страны.

Здесь огромную роль играет электоральный суверенитет, т.е. защита белорусского народовластия от попыток вмешаться и повлиять на итоги выборов или, и того хуже, использовать их в качестве инструмента для государственного переворота.

Поэтому наше государство наряду с конституционной реформой приняло новую редакцию Концепции национальной безопасности, в которой зафиксированы соответствующие риски и методы их предупреждения.

Также внесены коррективы в законы об общественных организациях и политических партиях, что позволило отсеять те из них, под вывесками которых скрывались деструктивные, антигосударственные силы. Причем в подавляющем большинстве случаев они финансировались извне. А некоторые из них, декларировавшие в своих уставах цели защиты природы или же помощи инвалидам, на деле занимались антиобщественной деятельностью, не соответствующей их уставным документам и законодательству страны.

Согласно новой редакции Конституции уже был проведен единый день голосования, сформированы составы двух палат Парламента, местных Советов и Всебелорусского народного собрания. Это говорит, что произошла перезагрузка представительных органов власти всех уровней.

Честно и порядочно

Однако завершающим аккордом этого избирательного цикла будут президентские выборы. Они должны пройти «честно и порядочно», как выразился Александр ­Лукашенко. В этих словах заложена особая философия народовластия, которая предусматривает, что выборы в Беларуси проводятся для белорусского народа и в его интересах. Именно на этом строится реальная легитимность власти.

В отличие от нашей западная электоральная модель является во многом манипулятивной, направленной на широкое использование политических технологий для достижения соответствующих целей. Более того, продвижение выгодных зарубежным элитам сил происходит при помощи информационного давления. Наблюдатели здесь играют роль легитимирующей стороны. Они, исходя из собственных политических задач, признают или не признают выборы. Критерии тут просты. Если выигравшая выборы сила является прозападной, то не было ни одного случая, когда электоральные результаты ставились под сомнение. И наоборот, если верх одерживали те, кто выступал с альтернативной повесткой, претензий было великое множество.

Понятно, что подобная заангажированность «электоральных гостей» уже давно поставила под сомнение потребность их приглашения на избирательные кампании в Беларусь. Миссии ОБСЕ или Совета Европы пытались навязать нашей стране несуществующие избирательные критерии, называя их международными и общепризнанными, хотя нет ни одного подобного документа.

С другой стороны, существуют международные миссии, которые производят мониторинг избирательной кампании исходя либо из их соответствия внутреннему законодательству, либо из подписанных страной международных обязательств. Здесь стоит вспомнить о наблюдателях от СНГ и ШОС.

Фото БЕЛТА

Уверенное развитие

Акцент на электоральном суверенитете грядущих президентских выборов символично прозвучал в преддверии тридцатилетия проведения первой президентской кампании в Беларуси. В далеком 1994 году наша страна находилась на перепутье. Наши соседи в своем большинстве делали попытки сдружиться с Западом, копировали их модели, ценности и смыслы. В результате мы можем наблюдать фактическое вымирание стран Балтии, превращение Польши в несамостоятельный придаток Брюсселя и Вашингтона, войну в Украине.

На этом фоне белорусский выбор в пользу суверенного и независимого пути развития представляется логичным, состоявшимся и аргументированным. Однако 30 лет назад многие, завороженные идеями перестройки, рынка и западничества, смотрели на выбор белорусов, мягко говоря, скептически, с настороженностью. Но Беларусь все эти годы уверенно развивается.

Александр ­Лукашенко выносит на общенародные референдумы самые острые жизненные вопросы языка, государственной символики, смертной казни, интеграции с Россией, частной собственности на землю и многое другое. ­Президент привык идти вместе с народом, что стало определенным рецептом развития молодого и суверенного государства.

Самостоятельно принимать решения

Если обратить внимание на соседей, которым в конце прошлого века навязали правила жить по указке из‑за границы, можно увидеть разницу с нами как в качестве жизни, так и в уровне справедливости в обществе.

Тридцать лет назад некоторые эксперты предлагали провести шоковую терапию по польскому варианту. Следует напомнить, что в результате ее подавляющее большинство граждан оказались нищими. Более того, в результате проведенной приватизации было потеряно огромное количество производств и компетенций. Польша, в частности, выбрала путь «монтажного цеха» Запада, где просто собираются вручную товары иностранных корпораций.

Выбор Беларуси тогда позволил сохранить и приумножить те технологические компетенции, которые сегодня нам помогают переживать санкционную агрессию и международную турбулентность.

Поддержка нашими гражданами на референдуме в 1995 году двуязычия также контрастировала с ситуацией в соседней Украине и Прибалтийских государствах. Пример Латвии и Эстонии, где русскоязычных просто сделали негражданами и отправили в языковое гетто, показывает, насколько античеловеческую политику были готовы проводить некоторые постсоветские государства. В Украине это привело в 2014 году к гражданскому конфликту, который на наших глазах перерос в геополитическое, международное противостояние.

И сейчас перед нами стоит выбор между искушением красивыми обещаниями и картинками курортной жизни за рубежом и тем реальным развитием нашего государства и общества, где мы все вместе сможем развивать собственную Родину. Наш ­Президент всегда говорил об обостренном у белорусов чувстве справедливости. Так пусть и наш выбор будет справедливым.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter