Восстановление территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, актуальная в стране тема. Глава государства посещает чернобыльские районы, много общается с местными жителями. Тема значима для журналистов. Некоторое время назад по работе мне довелось глубоко погрузиться в нее, участвовать в международных конференциях, посвященных восстановлению жизни на этой земле. Как и прежде, в этом году в преддверии 26 апреля туда выезжали многие мои коллеги. Была там и я, беседовала с людьми, анализировала процессы экономического и социального развития. И вот прошла очередная дата. А чем отозвалась она за кордоном? Под каким прицелом или микроскопом рассматривают темы ядерной безопасности те, кто сегодня вооружается и проводит учения по ту сторону западной границы?
Ни одного «живого» репортажа о житье‑бытье людей на пострадавших территориях найти мне не удалось. Хотя тема не проигнорирована: в одном из материалов ее просто использовали в качестве политического «жупела», копаясь в истории в поисках компромата.
Второй «длинный текст дня» наши беглые позаимствовали у своих британских коллег‑пропагандистов. Он о 30‑километровой «зоне отчуждения» вокруг Чернобыльской АЭС. Темой для целого расследования стало… отсутствие возможности организовывать туризм или сталкерские походы. А ведь «за пять лет до начала СВО чернобыльскую зону посетило более 250 тысяч туристов, большинство — иностранцы». Правда, в основном «туризм» просел из‑за того, что белорусское приграничье, в том числе хаотично, минировали сами украинцы.
Упущенные туристические возможности. Это что, главная проблема после аварии? Не медицинская и социальная поддержка людей, не предоставление рабочих мест, как у нас в стране, а нелегальный бизнес на опасных для жизни «походах»? Вместо реальной заботы — незаконные марш‑броски.
Еще один нарратив — бездоказательные попытки дискредитации Белорусской АЭС. Зачем они нужны? Все потому, что у литовцев, оплачивающих «дописы» экстремистов, рыльце в пушку. Их Игналинская атомная станция — точная копия Чернобыльской. Поэтому так задели писак слова заместителя Главы Администрации Президента Владимира Перцова о том, что «в силу достаточно дотационной экономики Литвы у нас нет абсолютной уверенности, что на этой атомной электростанции, которая прекратила свою работу, проведены все ликвидационные меры и соблюдены все меры безопасности, чтобы мирный атом и энергетические элементы, которые там остались и до сих пор находятся, были безопасны в первую очередь для наших людей, проживающих в приграничной зоне, а также для граждан в Европе». А заместитель начальника главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки — начальник отдела международного сотрудничества Минприроды Лариса Лукина пояснила, почему белорусы обеспокоены: «Мы не имеем доступа к необходимой информации для того, чтобы обеспечивать экологическую и радиационную безопасность в нашей стране».
Много лет назад, когда Игналину только готовили к закрытию (это произошло в 2009 году), литовские чиновники регулярно отчитывались о ходе работ перед белорусскими коллегами. Довелось присутствовать на одной из встреч в Браславе: ведь станция располагается фактически на берегу одного из красивейших озер в этом районе. В случае остановки ядерного реактора объект отнюдь не становится абсолютно безопасным. Десятилетия, а то и столетия, может занять его утилизация, переработка и хранение ядерных отходов. Именно тогда много вопросов вызвал проект строительства хранилища ядерного топлива на границе с Беларусью.
Пока литовцы играют в опасные игры и не дают доступа к важной информации, а украинцы бдят только о «туристическом» потенциале зараженных земель, белорусам приходится работать за всех сразу. В частности, Владимир Перцов назвал конкретную цифру: наша страна на преодоление последствий аварии на ЧАЭС выделяет три процента бюджета государства. Всего на ликвидацию последствий всего комплекса Чернобыльской аварии уже потрачено, по достаточно скромным подсчетам, более 19 миллиардов долларов. И в этих цифрах — медицинская реабилитация, лечение, оздоровление и выплаты, помощь людям, которые сейчас живут на этих территориях. О них нет ни слова у наших западных оппонентов.
Это напоминает игры со спичками маленьких детей, за которыми нужен глаз да глаз со стороны взрослых… И эти люди еще и заикаются о размещении у себя ядерного оружия.
Соседи! Начните с банального порядка на ядерных объектах, вспомните о нем хотя бы в годовщину крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества. И подумайте, как строить и растить, а не делать бизнес на руинах.