Интервью Государственного секретаря Совета Безопасности издательскому дому «Беларусь сегодня»

Совет Безопасности Республики Беларусь — 30 лет в одной команде

5 августа 1994 года Глава государства подписал указ о создании Совета Безопасности Республики Беларусь. Накануне юбилейной даты на вопросы «СБ. Беларусь сегодня» ответил Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Александр ВОЛЬФОВИЧ


— Александр Григорьевич, 30 лет назад с созданием Совета Безопасности Республики Беларусь фактически началось активное формирование современной системы обеспечения национальной безопасности суверенного и независимого государства. Какими вы видите основные этапы пройденного пути?

— Ключевой отправной точкой создания и правового закрепления структурных элементов современной системы обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь, безусловно, является провозглашение независимости и суверенитета нашей страны. Период зарождения системы обеспечения национальной безопасности независимого белорусского государства, длившийся в течение нескольких лет, характеризовался сложной внешне- и внутриполитической обстановкой, незавершенностью конституционно-государственного устройства.
Буквально сразу после выборов ­­Президента Республики Беларусь, 5 августа 1994 года, Глава государства подписал указ о создании Совета Безопасности. Первый этап работы нового государственного института был сложным и напряженным. Ранее, находясь в составе Советского Союза, Беларусь не принимала самостоятельных решений в области безопасности. В связи с этим актуальной стала проблема поиска и применения на практике новых стратегических подходов и алгоритмов действий государства в данной сфере. Первые шаги во многом предопределили будущий облик собственной системы обеспечения национальной безопасности суверенной Беларуси.

Ее проверкой на прочность стало проведение референдумов 14 мая 1995‑го и 24 ноября 1996 года. Они сопровождались острой политической борьбой. Наметилась тенденция к радикализации части оппозиции, формированию экстремистских группировок.  
Часть коррумпированной номенклатуры, прозападные националистические силы и криминальное сообщество не желали усиления власти Главы государства, видя в этом прямую угрозу для своего дальнейшего существования. 
Крайние националисты и их союзники призывали к незаконным уличным шествиям. Однако именно судьбоносное решение белорусского народа о введении института президентства позволило тогда отвести страну от края пропасти. Безусловно, немалую роль для поддержания мира и спокойствия сыграли силовые структуры, координируемые Советом Безопасности. Благодаря профессионализму белорусских спецслужб и правоохранительных органов удалось избежать серьезных последствий.

В ходе второго периода, с 1995 по 2001 год, были выработаны приоритетные направления развития и фактически выстроена стройная и понятная система обеспечения национальной безопасности. Важнейшей задачей в деятельности Государственного секретариата как рабочего органа Совета Безопасности стало выполнение поручения ­­Президента Республики Беларусь по искоренению на территории страны коррупции и организованной преступности, которая в то время подняла голову на всем постсоветском пространстве.  

Только представьте, что в конце 1994 года в Беларуси насчитывалось порядка 150 организованных преступных групп, на счету которых были сотни тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе таких, как рэкет, грабежи, разбои, убийства, похищения людей и торговля ими, трансграничный транзит наркотиков и другие.

Старшее поколение прекрасно помнит о небезопасных белорусских транзитных магистралях, на которых криминальные группировки, помимо сбора «дани», могли с легкостью лишить жизни и имущества не только водителей-дальнобойщиков, но и целые семьи. Благодаря созданию под эгидой Государственного секретариата Совета Безопасности межведомственных комиссий с участием подразделений Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, органов финансового контроля был разработан и реализован комплексный механизм противодействия этим вызовам.

В результате в стране наконец удалось навести порядок, обеспечить безопасность и навсегда избавиться от наследия лихих 90‑х.  
Принятие в 1995 году первой Концепции национальной безопасности суверенной Беларуси позволило сформировать базис для деятельности уполномоченных государственных органов. Документ был рассчитан на переходный период становления Беларуси как суверенного демократического государства и достижения оптимального уровня независимости в политической, экономической и иных сферах.
Впоследствии Концепция национальной безопасности неоднократно обновлялась и совершенствовалась. С учетом новых рисков и вызовов в ней в полной мере находили отражение как стратегические основы обеспечения национальной безопасности, так и конкретные подходы к реализации системы мер по комплексному обеспечению национальной безопасности, охраны общественного порядка, предупреждению чрезвычайных ситуаций. Совершенствовался и порядок подготовки и утверждения данного документа.

Третий период, с 2001 по 2010 год, характеризовался завершением становления системы обеспечения национальной безопасности. Беларусь доказала свою состоятельность как независимое и суверенное государство, способное адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы национальной безопасности.

В дальнейшем осуществлялось постоянное совершенствование и развитие системы обеспечения национальной безопасности, ее адаптация к новым рискам, вызовам и угрозам. После 2020 года данная система существенно обновилась. В частности, в 2023‑м была проведена конституционная реформа, в апреле нынешнего года Всебелорусским народным собранием утверждены новая Концепция национальной безопасности и Военная доктрина. К слову, при разработке концепции учитывались мнения не только узких специалистов в той или иной области, но и простых людей, для которых понятие «национальная безопасность» в первую очередь ассоциируется с миром и спокойствием в своем доме.
Таким образом, за относительно короткий исторический период в стране сформирована хорошо управляемая структура, объединяющая не только государственные органы и организации, но и субъекты гражданского общества, население страны, которые решают задачи в различных сферах национальной безопасности и обеспечивают укрепление белорусской государственности.
На совещании у Главы государства по укреплению военной безопасности Беларуси. Лунинецкий район. Январь 2022 года.

— История свидетельствует, что суверенитет и независимость — дорогое удовольствие для любой страны. За них надо бороться. Возможно, оглядываясь в прошлое, приоткроете некоторые малоизвестные, особенно для современной молодежи, страницы нашей истории?

— Как я уже говорил, победа Александра Григорьевича ­­Лукашенко в жестких политических баталиях 1990‑х не устраивала многих его оппонентов внутри страны и за рубежом. Независимый внешнеполитический курс, интеграция с Россией, выстраивание дружеских отношений с Китаем, критика однополярного мироустройства — все это вызывало крайнее раздражение на Западе. 15 сентября 1997 года против Беларуси были введены первые санкции. Тогда Евросоюз приостановил процесс ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве с нашей страной, ввел запрет на контакты на высшем и высоком уровнях. В официальных документах США и ЕС отмечалось, что Запад «желает устранения ­­Лукашенко как главного препятствия на пути к геополитическим моделям нового мирового порядка».
Особое недовольство в Вашингтоне и европейских столицах вызвали несколько знаковых событий 1999 года. 14 апреля ­­Президент Беларуси неожиданно для многих совершил визит в Белград. Эта поддержка братского сербского народа навсегда останется в памяти наших друзей на Балканах. Данный визит был осуществлен в условиях агрессии НАТО против Югославии, под бесчеловечными и неизбирательными бомбежками.
В конце года, а точнее 8 декабря, Россия и Беларусь подписали Договор о создании Союзного государства. На этот раз дело не ограничилось одними санкциями. Политические круги коллективного Запада перешли к более решительным действиям. Была разработана специальная операция под кодовым названием «Белый аист», о которой впоследствии, кстати, упоминалось и в вашем издании. Ее целью было отстранение от власти Александра ­­Лукашенко в ходе президентских выборов в сентябре 2001 года. На его место предполагалось поставить марионеточную прозападную фигуру и кардинально изменить политический курс Беларуси, направив его в выгодном для себя русле. В разработке и осуществлении плана принимал участие ряд разведывательных служб стран НАТО: американское ЦРУ, немецкая БНД и британская МИ-6. Координирующим центром всех операций стала Консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ во главе с разведчиком Х.-Г. Виком, бывшим руководителем немецкой БНД, действовавшим под дипломатическим прикрытием.


Х.-Г. Вик проводил частые консультации практически со всеми представителями оппозиции, которыми по сути и руководил. Аналогичные действия предпринимались и на более высоком уровне.
После тщательного анализа ситуации на Западе пришли к выводу о невозможности устранения белорусского ­­Президента по «югославскому сценарию», то есть посредством прямого вторжения НАТО или же провокации вооруженного восстания. Это, по их мнению, привело бы к консолидации белорусского народа, вызвало поддержку Александра ­­Лукашенко со стороны России и Китая и, следовательно, не гарантировало бы успеха.
Среди прочего планировалось изменить тактику антибелорусской кампании и провести серию военно-политических и экономических акций, направленных на дестабилизацию обстановки в стране.  Наращивалось финансирование из-за рубежа белорусской оппозиции, негосударственных СМИ, создавалась агентура влияния в сферах культуры, бизнеса… 
Ежегодные затраты западных государств на финансирование оппозиции в Беларуси составляли около 10 миллионов долларов США.
Но дело не ограничивалось оппозиционными структурами. Западные спецслужбы пытались установить контакты с государственными служащими, проникнуть в органы системы обеспечения национальной безопасности. В целях установления подконтрольного режима в нашей стране на Западе не оставляли попыток дестабилизации обстановки в Беларуси и в дальнейшем. Однако благодаря успешной деятельности белорусских спецслужб все они оказывались безуспешными.
Беларусь выстояла и в августе 2020 года, несмотря на массированную, хорошо подготовленную попытку госпереворота. Во многом благодаря мужеству и твердой позиции ­­Президента страны, который своим личным примером вдохновил патриотов встать на защиту нашей Родины.
Во время заседания Совета Безопасности Республики Беларусь. 18 июня 2024 года.

— Но, согласитесь, такие схемы имеют место с сильными государствами. А со слабыми, не способными себя защитить в военном плане особо не церемонятся.

— Вы правы. К сожалению, за последние годы из-за бездумной политики Запада, прежде всего стран НАТО, военная сила вновь вышла на первый план, отодвинув на вторые роли дипломатию, а порой и здравый смысл. Но еще на заре своего президентства Глава государства напоминал: тот, кто не думает о своей армии, будет кормить чужую. В 1990‑е годы некоторые политические деятели называли армию пережитком холодной войны, призывали распустить войска, а оружие порезать на металлолом. Вооруженные Силы тогда попросту уничтожались. С избранием нашего Главы государства это было пресечено на корню.
Уже за первые пять лет ХХI века белорусские Вооруженные Силы совершили мощнейший рывок — создавалась система стратегического сдерживания. Этому способствовало образование в 2001 году Генерального штаба. Армия стала подразделяться на два вида: сухопутные войска; военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Серьезные изменения произошли в самой организации этих видов войск. В них создали оперативные и оперативно-тактические командования. Позже этот белорусский опыт будет использован и в других странах. 
Интенсивно апробировались различные формы применения Вооруженных Сил. В наземных группировках были выделены и получили развитие силы специальных операций, а также территориальные войска.

Верность избранного курса на проведение миролюбивой многовекторной политики в оборонной сфере подтвердило крупномасштабное учение «Щит Союза — 2006». По существу, это были первые маневры региональной группировки войск, созданной Беларусью и Россией.

Во время учений «Щит Союза — 2006».

На заседании Совета Безопасности был рассмотрен вопрос о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России. Соответствующее соглашение подписано 3 февраля 2009 года. Перед этим система ПВО союзников прошла полномасштабную обкатку в ходе учений «Осень-2008». Результаты маневров показали, что единая система создает военно-политические условия для повышения надежности охраны и защиты западных границ Союзного государства. Этому способствовало как новое вооружение ВВС и ПВО, так и новые тактические приемы белорусских летчиков — такие как рассредоточение авиации с использованием аэродромных участков дорог.

Весь спектр задач по проведению совместных операций соединения Региональной группировки войск был отработан на очередных масштабных маневрах «Запад-2009». Впервые в подобного рода учениях принимали участие все без исключения силовые ведомства Беларуси. По итогам учения Государственным секретариатом Совета Безопасности были скорректированы основные направления координации и взаимодействия всех субъектов системы обеспечения национальной безопасности. Впоследствии совместные масштабные белорусско-российские учения стали планироваться и проводиться на системной основе, подтверждая высокий уровень боевой подготовки, слаженности и высокого профессионального мастерства наших воинов. 


Хочу также подчеркнуть, что одной из важнейших функций Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь всегда была координация деятельности, в том числе и по оснащению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований современными вооружениями и военной техникой. Важной вехой на этом пути стала разработка, испытания и принятие на вооружение нашей армии современного ракетного комплекса «Полонез».
Глава государства неоднократно указывал на острую необходимость разработки собственного ракетного вооружения для белорусской армии, а на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь в 2010 году прозвучала задача: «Нам крайне нужны своя ракета и свой ракетный комплекс». Дальше был непростой путь совместных усилий белорусских конструкторов и инженеров, предприятий ВПК, Минобороны, Госкомвоенпрома, который, кроме всего прочего, смог наладить хорошую кооперацию с китайскими партнерами. Работы шли ускоренными темпами, и 16 июня 2016 года состоялись первые боевые пуски реактивной системы залпового огня «Полонез» с полигона в Гомельской области. Пуски прошли успешно.
Этот день стал историческим не только для Вооруженных Сил, но и для всего нашего государства.
— В последние десятилетия на фоне усиления социального неравенства, расслоения в обществе в мире обострились проблемы межнациональной и религиозной нетерпимости, которые трансформировались в новые, более масштабные и изощренные формы международного терроризма и экстремизма. Удалось ли нашей стране избежать этого зла?

— Первые тревожные сигналы поступили в 2005 году. Вы помните, как в общественных местах Витебска прозвучали взрывы, в результате которых были ранены десятки людей. Тогда еще оставалось непонятным, терроризм это или хулиганство. По поручению Главы государства был принят комплекс дополнительных мер по расследованию, предупреждению, выявлению и пресечению подобного рода происшествий.

В ходе празднования Дня Независимости Республики Беларусь 3 июля 2008 года в столице было приведено в действие самодельное взрывное устройство, что привело к ранению десятков человек. Для расследования данного инцидента были задействованы все структуры системы обеспечения национальной безопасности, приняты масштабные беспрецедентные меры по розыску подозреваемых. Террористы будут найдены позже, однако уже тогда предпринятые шаги нашли понимание среди жителей страны и оказали положительное воздействие на развитие системы общественной безопасности государства.
Взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года стал самым резонансным преступлением в истории современной Беларуси. Он унес жизни 15 человек, телесные повреждения получили около 200 граждан. Но эти цифры были бы гораздо большими, если бы не слаженная работа спецслужб. Силовики и медики прибыли в метро через 4 минуты после трагедии. Вскоре здесь был Глава государства, которому сразу после случившегося доложили о ситуации.
С первых минут была приведена в действие вся система обеспечения национальной безопасности страны. Понадобилось всего два дня, чтобы раскрыть преступление в метро. При этом были задействованы наработанные ранее связи с зарубежными коллегами. У сотрудников ФСБ России, израильского Моссада и Интерпола, которые принимали участие на всех этапах следствия, не возникло сомнений в профессионализме белорусских специалистов.

Данный резонансный теракт стал также своеобразным тестом на сплочение белорусов как единой нации. Взрыв не расколол общество, а показал готовность действовать единым фронтом в экстренной ситуации. По результатам трагедии Государственным секретариатом Совета Безопасности была создана межведомственная рабочая группа, выработанные ею предложения доложены Главе государства и послужили основой для создания Следственного комитета, а в последующем — и Государственного комитета судебных экспертиз.


— Александр Григорьевич, как вы охарактеризуете современную военно-политическую обстановку в мире и какие меры принимаются для защиты нашего государства?

— Мир методично превращается в полигон глобального противостояния. Как я уже говорил, после выхода США и их союзников из базовых договоров о контроле над вооружениями, о проведении верификационных мероприятий уровень взаимного недоверия существенно увеличился. Растет количество горячих точек.
Сегодня Вашингтон и Брюссель, которые без оглядки нарушают нормы права и морали, готовы использовать все имеющиеся ресурсы для доминирования на восточном направлении. Прошедший в июле в Вашингтоне юбилейный саммит НАТО вновь продемонстрировал агрессивную сущность альянса. Повсеместно нагнетается военный психоз, по-прежнему звучат угрозы санкциями государствам, которые не пляшут под дудку США и их сателлитов.
К слову, в рамках саммита НАТО прошел общественный форум альянса, в котором ожидаемо приняли участие и наши беглые. Цель их поездки к своим хозяевам и спонсорам предельно ясна — раскрутить очередные вбросы и фейки о ситуации в Беларуси, инициировать введение новых внеправовых ограничений, которые направлены против наших граждан, в том числе против их родных и близких. И, конечно же, попытаться получить дополнительную финансовую поддержку на свою деструктивную деятельность.
Североатлантический альянс продолжает настойчиво продвигать политику своего ничем не обоснованного расширения. Если в 1989 году в состав альянса входило 16 стран, то в 2024‑м их стало уже 32. 

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО рассматривается блоком в качестве одного из этапов военно-политического охвата Европы и «восполнения недостающего звена» для формирования полноценного восточного фланга. Фиксируются попытки Запада втянуть в альянс Сербию, Боснию и Герцеговину, а также страны постсоветского пространства.

На фоне очевидного и существенного роста конфликтного потенциала все большую актуальность приобретает ядерная повестка. Прежде всего это обусловлено активизацией Вашингтоном мероприятий в рамках поддержания в постоянной боевой готовности стратегических наступательных сил. Ведется ускоренная модернизация американского тактического ядерного оружия, находящегося на хранении в европейских странах. 
Известно, что 150 ядерных авиабомб США размещены на авиабазах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Их суммарная мощность эквивалентна 2 тысячам ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. И об этом никто не пишет в СМИ и не осуждает США и их союзников.
Разумеется, Беларусь не могла оставить данные факторы без внимания, принимая соответствующие меры реагирования, в том числе совместно с ближайшим союзником — Российской Федерацией, историческими партнерами по ОДКБ и СНГ. Совершенно верным и своевременным было принятие решения о размещении на территории Беларуси российского тактического ядерного оружия как важнейшего элемента системы стратегического сдерживания.
Неспокойной остается и ситуация на наших западных рубежах. Продолжается милитаризация Польши и стран Балтии. Не будучи уверенным в успешной реализации «украинского проекта», сегодня Запад рассматривает Польшу в качестве ключевого «бастиона» на восточном фланге.
Для ведения технической разведки за воздушным пространством Беларуси на приграничной территории всех сопредельных государств развернута и функционирует стационарная система радиотехнических подразделений, постов и средств, интегрированная с системами автоматизированного управления и контроля воздушного пространства и ПВО национальных вооруженных сил и объединенных вооруженных сил НАТО. Активизируется разведывательно-подрывная деятельность против Беларуси, организуются различного рода провокации. В нарушение всех договоренностей наши соседи закрывают пункты пропуска, блокируют прохождение автотранспорта, отказывают во въезде гражданам, подбрасывают на границу мигрантов, которых сами же к себе и приглашали. К сожалению, многие из них погибают от рук «демократических европейцев».

С учетом указанных рисков, вызовов и угроз по поручению Главы государства основное внимание уделяется обеспечению обороноспособности страны, проведению военных учений и внезапных проверок войск, координации действий государственных органов по недопущению дестабилизации обстановки в стране, вопросам международного сотрудничества по укреплению региональной безопасности, созданию условий для безопасного развития Союзного государства.
Отмечу, Главнокомандующий Вооруженными Силами придает самое серьезное значение военной безопасности страны. Утверждает замыслы крупномасштабных учений, посещает воинские коллективы, знает, чем живут люди в погонах, вникает в их проблемы и нужды.
На заседаниях Совета Безопасности Республики Беларусь в приоритетном порядке рассматриваются вопросы готовности к защите наших национальных интересов, создания современных образцов вооружения и военной техники, поддержания общественного порядка, разработки новых законопроектов и концептуальных документов по проблемам национальной безопасности.

Однако обеспечение национальной безопасности заключается не только в защите государства от военной агрессии. Мир и спокойствие на белорусской земле также во многом зависят от эффективности государственной системы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки.
Сегодня в нашей стране такая система создана и работает эффективно. Для ее совершенствования регулярно проводятся комплексные учения госорганов по вопросам обеспечения национальной безопасности, в ходе которых отрабатываются алгоритмы их действий в различных условиях обстановки — от чрезвычайной ситуации до контртеррористической операции.
Награждение Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь А. Г. Вольфовичем участников учения «Запад-2021».

— Насколько тесное международное сотрудничество налажено у нас в сфере обеспечения безопасности?

— Для обеспечения безопасности Союзного государства реализуется немало совместных проектов. Важное значение имело проведенное на территории нашей страны плановое белорусско-российское учение «Запад-2021». Кроме укрепления региональной безопасности, оно являлось прямым посылом нашим ближайшим соседям и руководству других недружественных государств о бесперспективности поддержки деструктивных сил, мечтающих об агрессии против нашей страны, а также продемонстрировало прочность белорусско-российских отношений.
Кстати, недавно аппаратами Советов безопасности Беларуси и России подготовлен проект новой Концепции безопасности Союзного государства, которая в скором времени будет внесена на рассмотрение Высшего государственного совета.

Углубляем двустороннее сотрудничество с такими надежными друзьями, как Китай. Активно взаимодействуем с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном. В рамках развития двустороннего сотрудничества со странами дальней дуги открываем новые направления взаимодействия с партнерами, стремящимися к равноправному диалогу, основанному на общих интересах и взаимном уважении. Среди них — Социалистическая Республика Вьетнам и Монголия.

— 5 августа — для вас праздничная дата. Что бы хотелось сказать в преддверии праздника?

— Прежде всего хотелось бы пожелать всем членам Совета Безопасности, сотрудникам и ветеранам Государственного секретариата, представителям государственных органов системы обеспечения национальной безопасности здоровья, благополучия и новых успехов во благо нашего Отечества.
За тридцать лет с момента обретения независимости нам удалось построить сильную и процветающую Беларусь. В новое тысячелетие наша страна вступила в условиях лавинообразного нарастания рисков и вызовов. Некоторые из них еще вчера были известны только в узком кругу специалистов, а сегодня с ними вынужден считаться каждый.
Успешно противостоять этим вызовам можно лишь благодаря слаженным действиям всех без исключения субъектов системы обеспечения национальной безопасности под руководством Председателя Совета Безопасности — ­­Президента Республики Беларусь. Мы все в его команде, которая работает в интересах защиты нашей Родины. 

Сегодня время выбрало нас!


ЦИФРА

Согласно последним социологическим исследованиям, более 90 процентов опрошенных респондентов в Беларуси чувствуют себя сегодня в  безопасности. Пожалуй, это одно из главных достижений всей системы национальной безопасности, уже ставшее визитной карточкой Беларуси.


Беседовал Сергей ЧЕРНОВЕЦ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter