На уходящей неделе в Европе вновь заговорили об угрозе правого популизма. Поводом для этого послужило заявление бывшего советника Трампа по вопросам политической стратегии Стива Бэннона о создании в Брюсселе политико-аналитического центра «Движение». По словам Бэннона, основной задачей организации станет поддержка и консолидация правоконсервативных сил в Европе. Ближайшая цель — обеспечить максимальную поддержку этих сил на предстоящих в 2019 году выборах в Европарламент. Бэннон также намекнул на серьезные финансовые возможности, которыми располагает его организация, и без лишней скромности сравнил ее будущую деятельность с Фондом Сороса, правда, с противоположным идеологическим знаком.
Бэннон считался одним из главных идеологов предвыборной кампании Трампа, однако в администрации продержался недолго. Видимо, роль сыграли как внутренние противоречия с окружением президента, так и тот шквальный огонь критики, под которым оказался Бэннон со стороны противников Трампа. Столь яркая и одновременно одиозная фигура была явно неудобной для работы администрации, потому ее и убрали. Тем не менее идеологически Трамп вполне уверенно продолжает следовать «заветам Бэннона», а сам Бэннон нашел себе новое амплуа в Европе.
Не будучи скованным условностями и обязательствами в рамках европейской политической системы, Бэннон наверняка постарается развить кипучую деятельность в ЕС, и его организация имеет все шансы стать точкой сборки для евроскептиков континента. Своих конечных целей Бэннон особо не скрывает: демонтаж Евросоюза и воссоздание «старой доброй» Европы наций. Борьба с миграцией, экономический протекционизм, консервативные семейные и религиозные ценности — таковы основные столпы идеологии Бэннона, которые с готовностью разделят и большинство европейских правых.
Является ли деятельность Бэннона в Европе его личной импровизацией или же она согласована с президентом Трампом? Во всяком случае, озвученные цели и задачи центра «Движение» вполне согласуются с внешней политикой Трампа. Будучи сторонником сильного национального государства, не обремененного излишними внешнеполитическими обязательствами и выстраивающего отношения с соседями и партнерами на двусторонней основе, Трамп откровенно тяготится существующим форматом «трансатлантической солидарности» и налагаемыми ей обязательствами и ограничениями. Поэтому нынешние европейские элиты органически чужды ему, и своих союзников в Европе он видит в популистах и евроскептиках. Сам ЕС, ограничивающий суверенитет национальных правительств и накладывающий на них серьезные политические, экономические и идеологические ограничения, также полностью противоречит картине мира Трампа — Бэннона.
Впрочем, дело не только в идеологических разночтениях, но и во вполне трезвом расчете. Несмотря на то что в тандеме ЕС — США Европа всегда занимала негласную роль «младшего партнера», в Вашингтоне отдавали себе отчет, что раньше или позже это положение может измениться. Только внутренняя рыхлость и неэффективность управления ЕС, а также отсутствие политической воли мешают Брюсселю перехватить лидерство внутри коллективного Запада. Тем не менее потенциальную угрозу со стороны единой Европы в Вашингтоне прекрасно понимают. Вашингтон всегда использовал в своих интересах противоречия между «новой» и «старой» Европой, делая ставку именно на «новых» восточноевропейских членов ЕС. Сегодня такими проводниками могут стать и евроскептики. Ведь усиление европейских правых будет означать дальнейшую хаотизацию европейской политики.
Так что если Бэннону удастся реализовать задуманное и стать европейским «Соросом наоборот», предстоящие выборы в Европарламент могут стать настоящим испытанием на прочность для всего ЕС.
shimoff@rambler.ru
«Движение» Бэннона хочет разрушить ЕС и дружить с Кремлем
Сорос наоборот
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.