Пятнадцать лет поиска… Именно столько времени отдали увековечению памяти погибших на Витебщине воинов Великой Отечественной белорусские и российские энтузиасты, объединенные общим делом и Московской областной общественной организацией «Благотворительный военно-исторический поисковый клуб «Память и примирение». Число волонтеров постоянно увеличивается, к ним уже примкнули представители четырех кадетских формирований двух стран. Вот и сейчас на бывшем плацдарме Новики под Витебском, где перед переправой через Лучёсу практически была уничтожена 33-я Армия Западного фронта, пытавшаяся блокировать немецкие войска, чтобы продолжить освобождение Беларуси, проходит Международная вахта памяти. Корреспондент «Р» побывала на месте раскопок.
СКАЗАНО
— В минувшем году мы уделили много внимания своему прошлому. Но тема себя не исчерпала. В определенной мере Год мира и созидания должен стать продолжением основной идеи Года исторической памяти. Потому что мир на земле немыслим без исторической памяти, а созидание — это преемственность исторического пути, это шаг в будущее.
Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
— В минувшем году мы уделили много внимания своему прошлому. Но тема себя не исчерпала. В определенной мере Год мира и созидания должен стать продолжением основной идеи Года исторической памяти. Потому что мир на земле немыслим без исторической памяти, а созидание — это преемственность исторического пути, это шаг в будущее.
Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
Подвиг героев не забыть
…Вместе с членом Молодежной межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, председателем экспертного совета Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Еленой Еракиной добираемся до полевого лагеря поисковиков.Витиеватая дорога ведет нас к тому рубежу, где на протяжении девяти месяцев стоял фронт. На подступах к мощнейшему укрепрайону, возведенному фашистами вокруг Витебска, по разным сведениям, были убиты, ранены и до сих пор числятся пропавшими без вести свыше 46 тысяч красноармейцев…
— Третий год участвую в поисковых экспедициях здесь, на белорусской земле. И каждый раз — особое волнение, — не скрывает эмоций Елена Александровна. — Это здорово, что святое дело все больше объединяет подростков и молодежь наших двух стран. Нужно, чтобы как можно больше людей через такие вахты памяти познавали истинную правду о Великой Отечественной войне.
Мы останавливаемся у братских могил на краю поля. Здесь благодаря поисковикам перезахоронены уже сотни бойцов, останки которых были обнаружены в полях. В прошлом году их было 108. Рядом с обелисками — маленькие деревца.
— Эти сосенки и кедры привезли наши ребята в память о погибших земляках из Иркутска и Москвы, — объясняет Елена Еракина. — Посадили во время торжественного открытия нынешней экспедиции. Так зарождаются новые традиции. А сейчас с местным райисполкомом прорабатываем идею закладки целой аллеи — в рамках международной акции «Сад памяти». Активисты нашего Молодежного парламента (их сейчас здесь около десяти человек) с энтузиазмом приняли предложение. А еще решили вплотную заняться историческими расследованиями.
Оказывается, парни и девушки из России, приехавшие сюда впервые, уже побывали в мемориальном комплексе близлежащей деревни Шапуры, где на плитах выбито около 17 тысяч фамилий защитников Отечества. Каждый нашел совпадения и задался вопросом: здесь лежат однофамильцы или родственники? Например, супруги Валентина и Владимир Кожуховы из Иркутска переписали данные четырех человек. Дмитрий Бояркин из Мордовии обнаружил двоих… По возвращении домой молодые люди будут поднимать семейные летописи. И обязательно вернутся на это место в будущем.
— В августе стартует второй этап экспедиции, — отмечает Елена Еракина. — Планируем привезти в Беларусь молодежную делегацию СНГ и общими силами потомков тех, кто ценой своей жизни приближал нашу общую Победу, заложить Сад памяти.
Эту идею всецело поддерживает будущий дипломат из Смоленска Никита Журихин.
— Я уже приезжал сюда год назад, — рассказывает волонтер. — Поисковой работой увлекся еще в школьные годы. А теперь, оканчивая университет, еще сильнее понимаю: будущее невозможно без правды о прошлом.
Каждая находка — ценная реликвия
Яркие знамена на флагштоках, множество палаток — не заметить полевой лагерь, разбитый у спуска к Лучёсе, просто невозможно. Мы прибыли вовремя: общее построение поисковиков. Инструктаж проводит руководитель военно-исторического поискового клуба «Память и примирение» и по совместительству офицер-воспитатель кадетского класса из московской школы № 760 имени А. П. Маресьева Валерий Загреков.В строю — опытные взрослые волонтеры и около 20 кадетов — как из Москвы, так и из Полоцка, Витебска. Пока идет обсуждение планов на день, распределяются точки раскопок, мы беседуем с представителем 52-го отдельного специализированного поискового батальона Александром Каролевичем. У него своя задача: прапорщик скрупулезно изучает и оформляет находки предыдущего дня. Останки трех бойцов уже обнаружили поисковики на полях сражений. А еще — саперные лопатки, остатки штык-ножа. Одна из ценнейших реликвий нынешней экспедиции — медаль «За отвагу».
— Вот, посмотрите, как хорошо сохранился номер награды! — включаясь в разговор, радуются юные поисковики из полоцких кадетского училища и СШ № 1 Владислав Пониоти, Данила Устинович, Владислав Могдалев и Артем Ионин.
Их российские товарищи, кадеты Елизавета Конькова и Александра Кашко, сообщают: данные уже отосланы в Минобороны. Теперь нужно дождаться архивных результатов: есть реальный шанс по номеру медали установить ее обладателя. Возможно, родные героя до сих пор ничего не знают о судьбе фронтовика. А вдруг он выжил? Ребята увлеченно высказывают свои предположения — настоящий урок истории под открытым небом. Той истории, которую им уже не забыть и не переписать…
Помнят реки и луга
…Меня прикомандировывают к начальнику штаба поисковой экспедиции Дмитрию Зуеву. Едем на раскопки туда, где пару дней назад нашли останки советских бойцов, — в окрестности деревни Мяклово.— В прошлом году мы подняли здесь свыше 30 красноармейцев. Поэтому было решено продолжать поиски. Местное сельхозпредприятие пошло навстречу и оставило поле незасеянным, — объясняет начштаба. — Сейчас тут уже обнаружили десятки снарядов, мин, гранат, фрагменты военной техники.
…Поисковики прямо на капоте автомашины разворачивают карты военных времен — архивные документы аэрофотосъемки. Еще раз сопоставляют их с нынешней картой местности, анализируют планы боевых действий, высчитывают предполагаемые точки раскопок.
— На подготовку каждой экспедиции уходит примерно 2–3 месяца, — делится опытом Дмитрий Зуев. — И тем не менее многое приходится корректировать на местности. В помощь волонтерам — высокочувствительные металлоискатели и щупы.
Интересно, что в обычной жизни Дмитрий — инженер по автоматизации, отец трех дочерей. Как удается разбираться в тонкостях военного искусства? В детстве увлекался топографическим ориентированием. А сейчас за свой счет на специальных курсах в Москве проходит боевую военную и начальную медицинскую подготовку.
— Я, как и все мои товарищи, патриот. Значит, нужно быть в строю, — констатирует собеседник. — Не успели забыть Великую Отечественную и похоронить последнего солдата, как печальные события развернулись в другом направлении. История, увы, повторяется. И сегодня нас уже зовут в Луганскую и Донецкую области: нужны поисковики для раскопок на предполагаемых местах расстрела неонацистами мирных жителей.
Дмитрий с возмущением сравнивает: если в годы Второй мировой фашисты пытались хоть как-то завуалировать следы своих злодеяний, то их нынешние последователи, наоборот, снимают на камеру расстрелы людей, выкладывают ролики в интернет, кичатся своим чудовищным зверством.
— Недавно по такому ролику с квадрокоптера я высчитал место гибели как минимум 20 наших бойцов. Украинский танк заживо похоронил защитников ЛНР в окопе, утрамбовав гусеницами землю... Координаты видеосъемки, характерные ориентиры в виде возвышенности и железной дороги — как бы это ни было печально, но, увы, работы в будущем поисковикам хватит и там. На долгие годы. Но главное сегодня, чтобы фашизм не прошел… Ни в Украине, ни в России, ни в Беларуси!
Слушая здесь, на бывшем плацдарме, что обильно полит кровью прадедов, рассказы старших, более зрелыми в гражданском плане становятся и юные участники нынешней Международной поисковой экспедиции. Они сдружились и сплотились. А став взрослыми, обязательно продолжат добрые традиции патриотизма и уже будут учить беречь мир и согласие между народами своих собственных детей. Так и должно быть.
begunova@sb.by