Неприметный с виду бугорок, на котором — ни памятника, ни креста. Это безымянная могила солдата, погибшего при освобождении Могилева. За ней почти 74 года ухаживала семья Костюшко. В далеком 1944–м Франтишка Александровна и ее сын Казимир, которому тогда не было и 16 лет, похоронили героя у себя во дворе, в частном секторе на улице Первомайской. А перед смертью Казимир Леонович — уже пенсионер — наказал дочери увековечить подвиг красноармейца и перезахоронить его с почестями в братской могиле. На днях бойцы 52–го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны вместе с могилевскими поисковиками подняли останки героя.
Дом под номером 100 по улице Первомайской построили еще до войны, тут жило не одно поколение семьи Костюшко. За нарядным фасадом, что утопает в цветах, ухоженный огород. Хозяйка усадьбы Регина Полозкова, дочь Казимира Леоновича, ведет меня к месту, где уже работают поисковики:
— Здесь, прямо в огороде, до начала 70–х стоял крест, и мы знали: под ним покоится прах солдата, который погиб, освобождая наш город. Отец рассказывал: в 1944–м к ним на участок въехал танк, врезался в яблоню, остановился. Следом появился красноармеец, который на плащ–палатке тащил убитого друга. Его документы он забрал, сказал, что следом поедет медицинский обоз, который увезет погибшего. Но ни в этот день, ни на следующий за солдатом никто не приехал. Была жара, и моя семья сама похоронила его, завернув в ту самую плащ–палатку.
Много лет за безымянной могилкой ухаживала бабушка Регины Казимировны, после — ее родители:
— Помню, моя мама Мария Ефимовна, которая познакомилась с отцом и переехала сюда уже после войны, высаживая вокруг могилки цветы, говорила: «А вдруг тут лежит мой Алешенька?» Ее брат не вернулся с войны, а освобождал он, донской казак, Белоруссию.
Имя этого солдата пока неизвестно. Руководитель Могилевского областного поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко объясняет:
— В 1944–м при бойцах уже не было солдатских медальонов. Но мы предполагаем, что красноармеец погиб 27 июня 1944 года при штурме железнодорожного вокзала, что в нескольких шагах отсюда. И что воевал он в составе 878–го стрелкового полка 290–й дивизии, освобождавшей Могилев. В том жарком бою красноармейцы взяли в плен около 200 немцев, несколько десятков убили. Полегли тут и наши ребята.
По словам заместителя руководителя клуба «Виккру» Сергея Тагаева, за 15 лет поисковой работы на Могилевщине они «вскрыли» с десяток подобных захоронений в частном секторе:
— Люди, похоронившие в войну у себя во дворе красноармейца, долгие годы об этом молчали. Просто ухаживали за могилами.
Старшина 52–го отдельного поискового спецбатальона Министерства обороны Денис Грибовский тоже видел такие безымянные могилы:
— В Рогачевском районе в некоторых селах кресты стоят прямо у калиток. То, что местные жители ухаживают за такими захоронениями, правильно. И все же люди, отдавшие жизнь за Родину, должны быть перезахоронены с почестями в братских могилах.
С останками красноармейца, погибшего в Могилеве, так и поступят. Найденные при нем фрагменты плащ–палатки, солдатского ремня и 5–копеечную монету, датированную 1940 годом, передадут в музей. Местные поисковики сделают все возможное, чтобы попытаться установить его имя.
kislyak@sb.by
В Могилеве подняли останки солдата, который почти 74 года покоился на частном приусадебном участке
Солдат вернется с войны
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.